План по самообразованию Средняя группа
учебно-методический материал (средняя группа)

Гундарова Марина Юрьевна

План по самообразованию Средняя группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №32 «БУСИНКА»

ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ

Гундарова Марина Юрьевна

 (Ф.И.О. педагога)

Воспитатель,

 (должность)

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

2022-2023 уч.г.

(учебный год)

г.о.Химки,2022

СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Образование  высшее,  Институт Мировых цивилизаций г.Москва                                                              2018г.

                  (ср-спец, высшее (указать),  образовательное учреждение, год окончания)

          Специальность_38.03.02 Менеджмент______________________________

          Квалификация_Бакалавр__________________________________________               

            9 лет___________________1 год____________1 год_____________

             общий стаж работы                 педагогический стаж         стаж работы в данном ДОУ        

Профессиональная переподготовка

1 «Воспитатель в дошкольном образовании. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях реализации ФГОС ДО»

«Центр переподготовки кадров XXI век» НОЧУ ДО «ППЦ Мэри Поппинс» в объеме часов — 620, год окончания 2021.

Курсы повышения квалификации 

  1. Курс «Педагог дополнительного образования в объеме 250 часов для осуществления профессиональной деятельности в сфере образования по профилю «Педагог дополнительного образования»

ООО «Центр инновационного образования и воспитания»

В объеме 250 часов

Год окончания 2021.

  1. Курс «Основы обеспечения информационной безопасности детей»

ООО «Центр инновационного образования и воспитания»

В объеме 36 часов

Год окончания 2021.

3. Курс «Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ»

ООО «Центр инновационного образования и воспитания»

В объеме 73 часа

Год окончания 2021.

4. Курс «Стратегия развития дошкольного образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации»

Форум «Ориентиры детства 3.0»

В объеме 16 часов

Год окончания 2021 г.

Перспективный план самообразования

Дата, год

Тема

самообразования

Этап

Форма и срок

отчёта

09.2022-05.2023

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Теоретический- практический

Выставка

рисунков

2022/2023 год

Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня,

профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий. направленных на развитие мелкой моторики        у детей через нетрадиционную технику рисования.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;
  2. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
  3. Разработать перспективный план работы.
  4. Подготовить консультацию для педагогов на педсовете по теме самообразования.
  5. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования  « Морозный узор»
  6. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста».

Актуальность выбранной темы.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.

Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Актуальность: На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода дошкольного возраста.

       Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.

       Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

       Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).

Форма работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы с детьми:

  • занятия;
  • экскурсии;
  • беседы;
  • игры – инсценировки;
  • досуговые игры;
  • подвижные игры;
  • музыкально-хороводные игры;
  • наглядно – информационный метод;
  • анкетирование родителей;
  • проведение родительских собраний;
  • оформление уголка «Для Вас, родители»;
  • участие родителей в подготовке к проведению праздников и развлечений.

Работа педагога:

  • Изучение научно-педагогической литературы;
  • Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
  • Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
  • Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
  • Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;
  • Обучение на курсах повышения квалификации;
  • Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.

Литература по теме:

  1.  Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
  2. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.
  3. Как научиться рисовать. Пер с англ. М.Д. Лахути. – М.: Росмэн, 2001.
  4. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С. 18 – 25.
  5. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г..
  6. Никашин А.И. Страунинг А.М. ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников. – Вологда: Издательство Вологодского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, 1993.
  7. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  8. Рогаткина Т. Как краски искали друзей // Дошкольное воспитание. – 2000. - №11. – С. 8 – 12.
  9. Рогаткина Т. Шишкой, маком, колосочком, мы рисуем на листочке // Дошкольное воспитание. – 2000. - №7. – С. 19 – 22.
  10. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / Художник А.А. Селиванов – Ярославль: Академия Холдинг, 2004.
  11. Р.Г.Казаковой   « Рисование с детьми дошкольного возраста», Москва 2005
  12. А. А. Фатеева   «Рисуем без кисточки», Академия развития 2006
  13. Н.В.Дубровская   «Яркие ладошки», «Детство-пресс» 2004
  14. Н.В. Дубровская « Рисунки, спрятанные в пальчиках», «Детство-пресс» 2003

План работы на 2022-2023 г.

№п/п

Сроки

Форма работы

Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Отчёт об

исполнении

1

2022

Подготовительный

этап.

Создание условий для развития

мелкой моторики рук у детей (центры игровой деятельности и пр.).

2

2022

Аналитико-

диагностический.

Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги,

родители)

3

2023

Основной этап.

Разработка перспективного планирования работы с детьми.

Условия реализации.

4

2023

Рефлексивный этап.

Итоговая диагностика степени устойчивости развития мелкой моторики рук у детей

Работа с детьми.

Месяц

Форма работы

Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Отчёт об

исполнении

Сентябрь

Диагностика, подготовка к педсовету

Консультация на тему «Художественно – эстетическое  развитие дошкольников» Индивидуальные беседы, консультации на тему «Дидактические игры. Способы их проведения»

Октябрь

«Падают, падают листья…» («осеннее дерево»)

пальчиковая живопись

Активизация и обогащение словарного запаса детей. Пальчиковые гимнастики. Совместная творческая деятельность педагога и детей. Подготовка к родительскому собранию: «Роль родителей в развитии творческих способностей»

Ноябрь

«Спрячем ежика в осенних листочках»

(кляксография)

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей» Изготовление папки- передвижки. Пальчиковые гимнастики.

Декабрь

Январь

«Веселый снеговик»

Рисование пальчиками

Оформление выставки «Зимушка-зима»

Оформление папки – передвижки «Речевые игры. Способы их проведения»

Февраль

«Жили у бабуси два веселых гуся»

Рисование ладошкой

Дидактические и словесные игры, направленные на формирование у детей представлений о домашних животных. Выставка детских работ на стенде.

Март

«Волшебные картинки»

(рисование свечой, восковые мелки)

Советы родителям о необходимости приобретения материала для рисования дома и развития творческих способностей. Оформление выставки « Всей семьей рисуем дома»

Апрель

«Подводное царство»

(пальцевая живопись, ладошка, оттиск пробкой, рисование солью)

Игры на развитие художественного воображения.  Совместная творческая деятельность педагога и детей. Оформление выставки совместно с детьми «Творим вместе»

Май

«Салют»

(Рисование методом тычка)

Индивидуальные беседы.

Анкетирование родителей на тему «Использование нетрадиционных техник рисования» Сбор и анализ информации.

Работа с родителями

Октябрь

1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

2. Родительское собрание «Роль родителей в развитии творческих способностей»

Буклеты для родителей «Как развивать творчество»

Декабрь

Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Конспект консультации по теме: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Февраль

Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами»

 Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике.

В течение года

Гостиная для родителей «Творим вместе»

Выставка совместных работ «Творим вместе»

Апрель

1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» 2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы.

Альбом с детскими работами.

Презентация «Мы любим рисовать!»

Работа с педагогами

Октябрь

Консультация «Рисование нетрадиционными способами»

Консультация

Выступление

Январь

Мастер – класс для педагогов по теме: «Рисуем без кисточки».

Мастер –класс.

Открытый показ

Март

Консультация для педагогов «Рисовать - это важно!»

Консультация

Выступление

Апрель

«Все работы хороши»

Открытое мероприятие с детьми

Открытый показ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования, средняя группа

План самообразования , средняя группа .Подготовила Черкашина О.А...

План работы по самообразованию (средняя группа 2017-2018г.)

План работы по самообразованию(средняя группа 2017-2018г.) Тема: «Эмоциональное  развитие дошкольников посредством театральной деятельности»...

План по самообразованию средней группы

Цель:  Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме....

План самообразования (средняя группа)

В настоящее время тема дорожной безопасности становится очень актуальной. Важно с малых лет знакомить детей с  дорожным этикетом. Помочь им в этом может воспитатель, а вот как это  грамотно ...

План самообразования средней группы

План самообразования средней группы...