Эффективные формы работы по поддержке детской инициативы
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Будилова Анна Николаевна

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования, является поддержка детей в различных видах деятельности.Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. В методических рекомендациях предложены способы поддержки детской инициативы, формы совсметной и самостоятельной  деятельности детей, рекомендации педагогам  для стимуляции творческой активности дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Сказка»

 Эффективные формы работы по поддержке  

детской инициативы

Будилова Анна Николаевна,

учитель – логопед,

высшая квалификационная категория.

2022 г.

ДЕТСКАЯ ИНИЦИАТИВА

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования, является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

-  способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-  ребенок способен к волевым усилиям;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способен к принятию собственных решений.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

В результате анализа литературы сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников:

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в  инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

                

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ:

  • Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми:

-  не стараться всё сразу показывать и объяснять,

- не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п.

Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

  • Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др.

Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.

ФОРМЫ   СОВМЕСТНОЙ   И

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

В формах совместной деятельности (НОД, режимные моменты)  педагогами организуются проблемные ситуации. На коррекционно – развивающих занятиях применяются разнообразные формы построения и изложения учебного материала. Занятия учителя – логопеда и воспитателя могут проходить в виде дискуссий.

Детская  инициатива поддерживается педагогами в разных видах  самостоятельной деятельности:

А) Игровая деятельность:

- в ролевых играх использование игрушек-заместителей; самостоятельное изготовление атрибутов к играм,

- использование театрализованных игр (изготовление героев сказок; драматизация песен с использованием музыкальных инструментов; хороводные игры).

Б) Исследовательско – экспериментальная деятельность:

- исследование «Круговорот воды в природе»; ведение календаря наблюдений; участие в проведении опытов с водой, песком, свечой;

В) Продуктивная деятельность:

Задачи, реализуемые в художественной деятельности:

- учить детей действовать не только по указанию воспитателя, но и без его помощи.

- воспитывать интерес к результату, к продукту деятельности.

- поощрять проявление творчества в работах детей.

- создавать условия в группе для самостоятельного выбора материалов для художественной деятельности (обустройство в группе детской мастерской).

- поддерживать устойчивый интерес к художественной деятельности.

Пополнение уголка детскими работами: лепка из глины по мотивам народной игрушки; поделки из соломы, бересты; мукосолька.

Оформление альбома рисунками по прочитанным произведениям. Игры с разными видами конструктора, различными по степени сложности постройки по собственному замыслу.

Г) Трудовая деятельность:

- в зимнее время участие в постройке снежных фигур на участке;

- весенне-летний сезон – оформление цветника;

- проявление интереса к вышиванию, вязанию,  

- создание игрушек-забав из бросового материала для использования в своих играх.

Кроме этого в самостоятельной деятельности у детей появляются поисковые вопросы, ответы на которые находят в коллективном обсуждении.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  •   Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).
  • Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
  • Поощрение высказывания оригинальных идей.
  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
  • Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.
  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
  • Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
  • Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
  • Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
  • Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка "Эффективные формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников."

Особенности развития коммуникативной деятельности дошкольников..Формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников……………………………………………….....

Содержание, формы и методы поддержки детской инициативы как средства индивидуализации гиперактивного ребенка в игре

Содержание, формы и методы поддержки детской инициативы как средства индивидуализации гиперактивного ребенка в игре....

Методическое сопровождение организации работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности в контексте ФГОС дошкольного образования

Методическое сопровождение организации работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности в контексте ФГОС дошкольного образования...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ «ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ – ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обе...

Презентация "Эффективные формы и методы работы по поддержки детской инициативе"

Презентация для воспитателей ДОУ , Данный материал отражает способы применения в работе с детьми в услоях ФГОС ДО...

Эффективные формы поддержки детской инициативы в продуктивных видах деятельности (Из опыта работы)

Статья из опыта работы "Эффективные формы поддержки детской инициативы в продуктивных видах деятельности. В которой рассказала об активных  формах совместной деятельности работы детей и взро...

Доклад и презентация для педагогов на тему: "Говорящая стена"- как одна из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы.

Доклад и презентация для педагогов на тему: "Говорящая стена"- как одна из эффективных форм  работы по поддержке детской инициативы.Современный этап развития дошкольного ...