Планы самообразования педагога-психолога
материал

БЕРДОВА ВЕРОНИКА ВИКТОРОВНА

Детский сад и школа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Березка»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

Детский сад «Березка»

________________С.В.Локотилова

«___»___________________20____г.

План по самообразованию

Тема: «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»

Педагог-психолог МБДОУ «Березка»

Бердова В.В.

Игрим 2016

План самообразования составлен на период 2015-2018 учебный год.

Тема: «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».

Обоснование темы.Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» Научная новизна определяется методологическим уровнем решения проблемы, обеспечивающим научную базу разработки психологических основ формирования психического развития дошкольников с гиперактивностью и дефицитом внимания, как средства их личностного развития, качественной перестройки их поведения в процессе коррекционно-развивающей работы в русле решения поставленной проблемы. Ребенок не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но оставление гиперактивного расстройства без внимания, в будущем может создать для ребенка значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что в свою очередь может привести к возникновению асоциального поведения. Поэтому необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания и организации плана помощи таким детям с привлечением педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей.

Цель.Изучить особенности психологической коррекции и когнитивного развития детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Основные задачи.

1. Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.

2. Экспериментальное изучение уровня развития психических (когнитивных) процессов детей с СДВГ дошкольного возраста, таких как внимание, мышление, память, восприятие.

3. Исследование эмоциональных проявлений у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.

4. Разработка рекомендаций по работе с гиперактивными детьми педагогам и родителям, исходя из полученных результатов.

5.Разработка кружковой деятельности для гиперактивных детей.

Предполагаемый результат.

1.Социальная адаптация ребенка с СДВГ.

2.Хорошие взаимоотношения с окружающими.

3. Появление собственных достижений

4. Улучшение самооценки, нормализация обстановки вокруг него, в том числе внутри семьи.

 5. Формирование и укрепление навыков общения и контактов с окружающими людьми,

Этапы работы над темой самообразования

Первый этап подготовительный

Направление работы

Содержание деятельности

Сроки

1

Работа с детьми и родителями

Диагностирование детей, анкетирование родителей.

Учебный год 2015-2016

2

Работа педагогов

Подбор и изучение методической литературы. Обоснование выбора темы. Определение целей, задач. Подборка материала: пособий, наглядности и т. п. Составление плана. Подбор консультативного материала для родителей.

Второй этап практический

Направление работы

Содержание деятельности

Сроки

1

Работа с детьми

Подбор и классификация игр, тренинговых упражнений. Внедрение игр в практику работы с детьми.

Учебный год 2016-2017

2

Взаимодействие с родителями

Беседы. Консультации по данной теме.

3

Работа педагогов

Организация образовательной, игровой, самостоятельной деятельности детей.

Третий этап обобщающий

Направление работы

Содержание деятельности

Сроки

1

Работа с детьми

Диагностирование детей.

Учебный год 2017-2018

2

Взаимодействие с родителями

Анкетирование родителей.

3

Работа педагогов

Анализ проделанной работы. Сопоставление планируемых результатов с достигнутыми. Подведение итогов. Перспективы продолжения работы.

Литература по теме самообразования

Название, автор

Источник

(сайт, издательство,

год издания)

Результат

 Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей

 Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. СПб.: 1993. – №3. 

Медицинский аспект проблемы

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. .

 СПб.: Издательство «Питер», – 2000.

Диагностические методики

 Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам.

М.: ТЦ Сфера, 2003

Диагностические методики

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. 

М.: АРКТИ, 2000.

Основы диагностической и коррекционной работы

 Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция.

М.: 1992.

Ранняя диагностика и коррекция.

Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза)..

М.: 1992.

Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза.

 Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями

СПб. - 199

Оптимизация обучения и развития детей

Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически - ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС)

Практ. Пособ. - М.: Российское психологическое общество, - 1998.

Методика ИНТЭКС

Сопутствующие СДВГ состояния

http://psinovo.ru

Сопутствующие СДВГ состояния

.

Помощь психологам ДОУ

http://www.effecton.ru/

Игровые упражнения

Наши   невнимательные 
  гиперактивные   дети 

http://offtop.ru/adhdkids/

Тренинговые упражнения

Перспективный план работы

по теме «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».

 Чтобы работа давала результат, необходима совместная работа с педагогами, которые, работая в тесном контакте с ребенком, могут научить его эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Для этого проводятся консультации, семинары, тренинги для воспитателей по данной теме.
- консультация: «Практические рекомендации воспитателям гиперактивного ребенка »;
- практикум: «Использование двигательно-оздоровительных моментов для снятия психоэмоционального напряжения».
- консультация: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»;
- рекомендации: «Правила общения с гиперактивным ребенком»;
- практикум: «Психогимнастика; йога в игре»;
- практикум: «Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с гиперактивными детьми».

Родители гиперактивных детей часто используют трудности в их воспитании. Для получения нужной информации оформляется стендовая информация; консультации в папках-передвижках. Конечно, для того чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внимание, материал подбирается доступный, немногословный. Организованы встречи с родителями «Школа для родителей»: работа предусматривает одну встречу в два месяца, которые проходят в разных формах – это консультации, вечера вопросов и ответов, совместные досуги детей и родителей, тренинги. Эти формы важны, эффективны и интересны.

Работа с детьми

№ п/п

Блок

Тема

1

Знакомство. Установление контакта.

Вводное занятие

2

Гармонизация психофизического состояния

1. Обучение различным типам дыхания и произвольной регуляции дыхания.

2. Развитие произвольной регуляции мышечного напряжения.

3. Развитие концентрации и переключения внимания.

4.Закрепление освоенных приёмов релаксации и контроль за их выполнением.

3

Преодоление деструктивных эмоций.

1.Осознание негативных эмоций.

2.Отреагирование негативных эмоций.

3.Обучение позитивному самоотношению.

4.Обучение навыкам самоподдержки.

4

Развитие программирования и контроля действий.

1.Составление и проигрывание алгоритма действий, связанных с воспитательным процессом.

2.Составление и проигрывание алгоритма действий, связанных с бытовыми ситуациями и поведением в общественных местах.

3.Составление и проигрывание алгоритма действий при различных ситуациях общения.

5

Итоговые занятия

Закрепление материала. Игры с правилами.

Игры и упражнения к занятиям.


п/п

Тема

Упражнения/игры

Источник

1

Вводное занятие

«Прогулка в лес», «Это про меня», «Мой дом»

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка»

2

Снятие мышечного напряжения: растяжки, дыхательные упражнения (на каждом занятии, в начале занятия)

«Лучики», «Половинки», «Медуза», «Дерево», «Подвески», «Травинка на ветру», «Йоговская гимнастика»

А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»

3

Релаксация

(на каждом занятии, в конце занятия)

«Олени», «Кораблик», «Ковер-самолет» и т.д.

А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»

4

Концентрация и переключение внимания

«Повтори ритм», «Запретное движение», «Раз, два, три – говори!», «Бывает - не бывает», «Да» и «нет не говорите, черное и белое не берите», «Что нового», «Послушай тишину», «Морские волны», «Колпак мой треугольный»

А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка», Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»

5

Концентрация на процессе осязания и тактильных ощущениях

Упражнения для развития мелкой моторики рук, «Необычные мешочки», «Волшебный мешочек», «Исследователь», «Разговор с телом», «Археология», а также работа с пластилином, цветной бумагой, с песком.

А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка»

6

Произвольная регуляция мышечного напряжения.

«Руки-ноги», «Огонь и лед», «Парад», «Рубка леса», «Бабушкин помощник», «Сделай так», «Разговор с руками».

А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка», Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»

7

Типы дыхания и произвольная регуляция дыхания.

Дыхательные упражнения, «Кто как дышит», «Воздушный футбол», «Пушинка»,

А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка»

8

Закрепление освоенных приёмов релаксации и контроль выполнения

См. предыдущие упражнения, а также сказки «Заяц - Коська и Родничок», «Снегурочка»

Д.Зинкевич –Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии»

9

Осознание негативных эмоций.

Беседа, проективные методики «Когда мне грустно», «Нарисуй свое настроение», упражнения «Найди сердитое лицо, изобрази злость», «Корабль и буря», «Как Ваня и Катя башню строили», «Найди виноватых зверей»

А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка»

10

Отреагирование негативных эмоций

«Каратист», «Рубка дров», «Танцы - противоположности», «Тух-тиби-дух», «Пуантизм», «Крик в пустыне»

А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»,

11

Закрепление материала. Игры с правилами.

«Чайничек с крышечкой», «Съедобное – несъедобное», «Слушай и отвечай»,совместное рисование, настольные игры

А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка»



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  

имени Героя Советского Союза Собянина Гавриила Епифановича

628146 Кооперативная, 15, п. Игрим, Березовский район, ХМАО-Югра

Тел.: (34674) 3-18-22 Факс: (34674) 3-18-72, e-mail: 86sch2-igrim@mail.ru

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ Игримская СОШ

имени Героя Советского Союза Собянина Г.Е.                                       

 М.В. Неугодников ____________

«____»______________2022 г.    

Перспективный план самообразования

педагога – психолога МБОУ Игримская СОШ

имени Героя Советского Союза Собянина Г.Е.

Бердовой Вероники Викторовны

на 2018 – 2023 учебный год

Тема самообразования

«Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ в учебно – воспитательном процессе»

пгт. Игрим 2018

Личные данные педагога – психолога

ФИО: Бердова Вероника Викторовна

Дата рождения: 09.03.1981г.

  1. Образование: г. Тюмень Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет», специальность «Педагогика и психология», квалификация «Педагог-психолог», 15 июня 2006 г.

Диплом с отличием о среднем профессиональном образовании, Игримский профессиональный Лицей № 43, специальность «Социальная педагогика», квалификация «Социальный педагог», 23 июня 2001 г.

Диплом о профессиональной переподготовке, ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», программа «Логопедия», 16 июня 2007 г.

          Диплом о профессиональной переподготовке, ООО Инфоурок», программа «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ», 29 июля 2020 г.

          Диплом о профессиональной переподготовке, ООО «Инфоурок», программа «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере», 14 апреля 2021 г.

          Диплом о профессиональной переподготовке, ООО «Инфоурок», программа «Английский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации», 04 мая 2022 г.

Место работы: МБОУ Игримская СОШ имени Героя Советского Союза Собянина Г.Е.

Курсы повышения квалификации:

  • Удостоверение о повышении квалификации, ООО «Инфоурок», программа: «Оказание первой помощи детям и взрослым», 16 сентября 2020 г. – 21 октября 2020 г., 180 часов;
  • Удостоверение о повышении квалификации, ООО «Инфоурок», программа: «Организация работы по профилактике суицидального поведения подростков», 30 июня 2020 г. – 15 июля 2020 г., 72 часа;
  • Удостоверение о повышении квалификации, АНО ДПО «Уральская академия медиации и комплексной безопасности» АНО ДПО «УрАМиКБ», программа: «Сопровождение образовательного маршрута ребенка с РАС: от ПМПК до адаптации учебных материалов», 28 ноября 2020 г. – 9 ноября 2020 г., 18 часов;
  • Удостоверение о повышении квалификации, АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования», программа: «Использование специальных методов и форм обучения в образовательном процессе при проведении мероприятий психолого-педагогической реабилитации», 02 декабря 2021 г. – 08 декабря 2021 г., 36 часов;
  • Удостоверение о повышении квалификации, АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования», программа «Использование специальных методов и форм обучения в образовательном процессе при проведении мероприятий психолого-педагогической реабилитации», 02 декабря 2021 г. – 08 декабря 2021 г.;
  • Онлайн – конференция «Профессиональная траектория: От школы к ВУЗу»: Что должен знать и уметь специалист новой генерации», 19-21 мая 2020 г., 6 часов;
  • Онлайн – конференция «Особенности взаимодействия с детьми с ОВЗ в семье и школе в современном мире», 16-18 июня 2020 г., 6 часов;
  • Вебинар «Аутизм. Организация и методы социализации и обучения в режиме инклюзии. От ранней помощи через ДОУ в ОО». «Развитие и коррекция речи аутичных детей», 26 марта 2019 г.;
  • Вебинар «Аутизм: организация и методы социализации и обучения в режиме инклюзии. От ранней помощи через ДОУ в ОО». «Методики коррекции расстройств аутистического спектра и их применение в образовательном пространстве», 02 апреля 2019 г.;

-   Всероссийский педагогический вебинар «Методы, средства и приемы     повышения эффективности образовательной деятельности» (г. Москва), 22.10.2019

Цели: создание условий для повышения эффективности обучения детей с ОВЗ

Задачи, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- изучить новейшие  технологии работы с обучающими м ОВЗ;

- вводить в план дополнения в соответствии с изменениями нормативно – правовых документов в образовании;

- разработать коррекционные программы для работы с детьми с ОВЗ;

- разработать методические рекомендации и дидактические материалы, которые будут способствовать развитию высших психических функций и эмоциональному состоянию ;

- применять разнообразные формы работы в организации психолого – педагогического сопровождения всех участников УВП;

- обобщать и распространять  психолого – педагогический опыт по теме самообразования.

Формы самообразования: Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам психолог. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим психологом.

Предполагаемый результат:

  • Повышение качества профессиональной работы педагога – психолога
  • Разработка пакета материалов для изучения по теме самообразования (список литературы)
  • Самообобщение опыта по теме самообразования
  • Разработка практических рекомендаций для педагогов и родителей с целью повышения психолого – педагогической компетентности
  • Разработка коррекционно – развивающих программ для проведения индивидуальных  и групповых занятий с детьми с ОВЗ
  • Разработка методического материала для проведения коррекционно – развивающих занятий
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей с использованием ИКТ
  • Трансляция опыта

Источники самообразования:

- Газеты «Первое сентября», «Психолог в школе»

- Литература (методическая, публицистическая, научно-популярная и др.)

- Интернет

- Видео, аудио информация на различных носителях

- Мастер-класс

- Семинары и конференции

- Курсы повышения квалификации

- Мероприятия по обмену опытом

п/п

План мероприятий

Примерный срок (год) реализации

I

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

1

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах

2018-2023

2

Прохождение курсов профессиональной переподготовки

2018-2023

3

Аттестация

2023

4

Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих психологов школы, района, республики, страны в области обучения и воспитания.

2018-2023

5

Участие в профессиональных обьединениях

2018-2023

II

Использование современных образовательных технологий

1

Использование возможностей Интернет на занятиях.

систематически

2

Составление мультимедийных презентаций для проведения занятий, родительских собраний, педагогических советов

систематически

3

Составление собственных авторских разработок (программ, занятий)  в электронном варианте и использование их в обучении

систематически

4

Внедрение полученных результатов в психолого -педагогическую практику.

систематически

III

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

1

Выступление перед коллегами на занятиях, РМО, педсовете, конференции

2018-2023

2

Проведение обучающего семинара, мастер-класса

2018-2023

3

Проведение отчета на занятии РМО психологов

2018-2023

4

Профессиональные публикации

2018-2023

5

Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования

2018-2023

IV

Участие в конкурсах профессионального мастерства

2018-2023

Основное содержание работы психолога по теме самообразования:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Результат

1. Диагностический

1.Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по теме.

Первый год работы над темой

1.Выполненно

2.Выполненно

3.Выполненно

2. Прогностический

4. Определение цели и задач работы над темой.

5. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

6. Прогнозирование результатов.

Второй год работы

4.Выполненно

5.Выполненно

6.Выполненно

3. Практический

7. Внедрение передового психолого-педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы.

8. Формирование методического комплекса.

9. Отслеживание текущих и промежуточных результатов.

Третий год работы

Выполнено  

4. Обобщающий

10. Подведение итогов.

11. Оформление результатов работы по теме самообразования.

12. Представление материалов.

Четвёртый год работы

В работе

5. Внедренческий

13. Использование опыта самим психологом в процессе работы.

14. Распространение опыта.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Оценка эффективности программы:

-степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;

-качество учебно-методического и технологического обеспечения;

-качественное и количественное размещение информации на веб-сайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования педагога-психолога

План саморазвития педагога-психолога МБДОУ ДС № 7 "Жар-птица"...

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"....

План самообразование педагога -психолога

Тема саморазвития: " Оптимизация психоэмоционального состояние ребенка посредством коррекции детско-родительских отношений"...

План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"

План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"...

План самообразования педагога - психолога

План самообразования включает в себя перспективный план, самоотчет, дополнительные материалы....

План самообразования педагога-психолога на 2015-2018 учебные годы

Тема самообразования "Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью"...

План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов

Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...