«Знакомство с русской избой»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Махова Марина Александровна

Цель: Расширение представлений детей о традиционном убранстве русской избы, русской печью и её значением.

Задачи:

  • Познакомить детей с устройством русской избы и  главной

достопримечательностью – печью.

  • Дать представление о том, что печка всем в доме правит: и накормит, и обогреет.
  • Воспитывать у детей любовь к родному краю.
  • Воспитывать интерес к малым фольклорным формам: потешкам, закличкам, загадкам.
  • Русским народным играм;
  • Расширять словарный запас по теме;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_znakomstvo_s_russkoy_izboy.docx218.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Рябинушка»

Тема «Знакомство с русской избой»

Выполнили:

Дмитриева Любовь Александровна

МБДОУ детский сад №18 «Рябинушка»

г.о.г.Кулебаки 

Квалификационная категория__1___

Махова Марина Александровна

МБДОУ детский сад №18 «Рябинушка»

г.о.г.Кулебаки 

Квалификационная категория__СЗД__

г.о.г.Кулебаки 2022

Цель: Расширение представлений детей о традиционном убранстве русской избы, русской печью и её значением.

Задачи:

  • Познакомить детей с устройством русской избы и  главной

достопримечательностью – печью.

  • Дать представление о том, что печка всем в доме правит: и накормит, и обогреет.
  • Воспитывать у детей любовь к родному краю.
  • Воспитывать интерес к малым фольклорным формам: потешкам, закличкам, загадкам.
  • Русским народным играм;
  • Расширять словарный запас по теме;

Словарная работа: венец, завалинка, ставенки, наличники, конёк, очи, ставенки, наличники, крыльцо, печь, подпечь, печурки, лежанка, колыбелька, топка, кочерга, ухват, сковородники, деревянный каток, Гурьевская каша, самовар, русская деревня.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах по теме " Русская изба" (приложение 2). Во что одевались на Руси (приложение 4) Разучивание пословиц, поговорок, хороводов (приложение 3). Русские народные праздники. Традиции и обряды (Приложение 1). Чтение русских народных сказок, отгадывание загадок. Знакомство с русскими народными  играми (приложение 5 "Картотека русских народных игр").

Материалы и оборудование: предметы русского быта, презентация «Русская изба», ноутбук, интерактивная доска, проектор, записи музыкальных произведений, декорация русская печь, угощение для детей.

Продолжительность занятия: 25 мин.

Ход занятия

  1. Вводная часть (2 мин.)

(Звучит музыка, в группу заходят дети, садятся на стульчики в полукруг, рядом с печью)

Хозяюшка: (приветствует детей) Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу ко мне. Проходите, присаживайтесь поближе к печи.

Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. Давайте с вами знакомиться: меня зовут Хозяюшка.

А вы, из каких краёв будете, как страна, называется в которой вы живёте? 

Дети: Россия.

Хозяюшка: Ну, вот и познакомились.

  1. Основная часть(20 мин.)

Хозяюшка: В старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью. (Слайд 3)

Ребёнок:

Русь деревянная  –  края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Хозяюшка: Ребята, вы знаете, почему Русь деревянной называли?

Дети: Всё строили из дерева.

Хозяюшка: Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. (Слайд 4)

Воспитатель: Сегодня мы с вами перенесёмся в далёкое прошлое, когда жили наши с вами предки, прабабушки и прадедушки. Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. На Руси строили такие дома из деревянных бревен  и дома называли избами. В них было тепло и уютно. Вот интересно, как строили такие дома.

Хозяюшка: Русский дом, раньше назывался изба, и строился он из дерева. Вот откуда название русская деревня. (Слайд 5)

Сначала надо взять прочное дерево – дуб. И сделать из него фундамент. Дубовые столбы вкапывали в землю - так выглядел фундамент избы.

И первые четыре бревна назывались венец, (Слайд 6) и ставились они не прямо на землю, а вот на эти дубовые  так называемый фундамент столбики, так, чтобы было расстояние между землёй и этими четырьмя брёвнами. Ну, а потом нужно срубить лиственницу, сосну или ель. Из этих деревьев самый долговечный дом получится.

Воспитатель: Ну, летом понятно хорошо, тепло жить в таком доме, а как же зимой, когда морозы?

Хозяюшка: Нужно дом  утеплить на зиму, поэтому это пространство возле избы заваливали. Вот откуда словечко завалинка. (Слайд 7)

Воспитатель: А чем заваливали?

Хозяюшка: А заваливали глиной, соломой, досками, опилками, что б  зимой, тепло было. А весной отвалить это всё, чтоб дом просох, не сырел и долго служил людям.

Воспитатель: Ребята смотрите, как интересно. Дом получается, как живой организм. И согревать избу  зимой надо и создавать прохладу летом. Мало того у избы оказывается есть лицо.

Хозяюшка: Посмотрите на дом у него, как и у нас есть очи, глаза – это окна. Как у нас у него есть реснички и бровки, украшение наших очей, так и у дома есть ставенки, наличники. (Слайд 8)

А мастера резчики по дереву очень любили украшать эти наличники всевозможными резными узорами. И от этого глаза у дома становились очень красивыми.

Кстати: слова «улица» –  это дорога, которая проходит у «лица» дома. (Слайд 9)

Воспитатель: А вот как делали крышу? Она  всех домов одинаковая?

Хозяюшка: Нет, вот на юге четырёхскатная крыша и делалась она из соломы или деревянной черепицы. А вот в средней полосе и на севере двухскатная крыша, чтобы солнце прогревало и сушило всё лето избу.

А на самом верху крыши размещали фигурку коня, потому эту часть дома ещё называют конёк. (Слайд 10)

Конёк - это сильный оберег, под таким оберегом ни чего не страшно. Конь (конёк) смотрит на улицу, а с тыльной стороны иногда привешивали хвост. Так, что весь дом был похож на коня. Четыре угла, как четыре ноги у коня, голова и хвост. Уж точно этот дом больше ста лет простоит. (Слайд 11)

Хозяюшка:  А ещё хозяева дома любили очень украшать своё крыльцо резьбой,  прямо как вышивкой украшать платье. Ведь  крыльцо -  это, то место, которое встречает, каждого входящего. Чем красивее крыльцо, тем приветливее хозяин. (Слайд 12)

Воспитатель: Давайте и мы с вами «построим» дом

Физкультминутка «Строим дом»

Целый день тук да тук (стучат молотком)

Раздается громкий стук

Молоточки стучат (стучат сжитыми кулаками)

строим дом для ребят

Вот какой хороший дом (маршируют)

Все в нем славно заживем.

Воспитатель: Послушайте загадку и подумайте, что же самым главным было в деревенской избе? (Слайд 13)

 Стоит Матрёна, здорова, ядрёна,

 Пасть открывала, что дают, глотает (печь).

Хозяюшка:   Печь  –   это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. (Слайд 14)

Хозяюшка: Стоит она на специальном фундаменте из дуба, которая называется подпечье. Там хранят всякие нужные предметы, например: кочергу и хлебные лопаты. Место, где разжигают огонь и потом готовят еду, называется горнило, а через трубу, которая выходит на крышу, идёт дым от огня. (Слайд 15)

Воспитатель: Ну, это не всё.

Хозяюшка: В печке есть замечательное устройства. Называются печурки – это сушильные камеры. Сама печка толстая в три кирпича, а печурки в один кирпичик. И чтобы согреется печкой надо ждать три-четыре часа, вот стоит только загореться огню, как один кирпичик-та сразу и нагреется и тепло идёт в дом. Там можно было сушить валенки, лапти, носки, варежки. (Слайд 16)

Посмотрит печник, что в семье четыре ребёнка, вот четыре печурки и сделает. Покатались все на горке, пришли домой замёрзшие, холодные, каждый  снял свои валенки, носочки варежки,  в свою печурку положил. Все вчетвером на печку залезли, на  лежанку. Через час уже всё высохло и опять кататься пошли. (Слайд 17)

Воспитатель: А ещё, печка в доме была вместо кровати. Только спать на ней могли не все.

Хозяюшка: В первую очередь хворый, который заболел. Во вторую – это старенькие бабушка и дедушка. И в третью – это маленькие, которые из колыбельки выросли.

Воспитатель: В общем, печка была для русского человека действительно самым нужным самым нужным домашним предметом: и кормила и поила и грела и светила. И даже не верится, прямо была баней.

Хозяюшка: Внутрь туда в топку-то залезали, постелив соломки конечно. Внутри можно было сесть или лечь во весь свой рост.

Хозяюшка: Раньше, когда ещё не было электрических плиток, в печи готовили всю еду.

Конечно, для печи была нужна своя посуда. Это и чугуны разных размеров и противни, и чугунные сковороды. И, конечно же, инструменты для обслуживания печи: кочерга, ухваты, сковородники, деревянный каток помогающий  закладывать чугуны и сковороды в саму печь. (Слайд 18)

А сколько всего можно приготовить в русской печи. Это и булочки и пироги, запеканки, конечно хлеб. И все эти блюда имели неповторимый вкус. А какие супы получались в печи просто объеденье. И как же не вспомнить про топлёное молоко, пенка у которой имела неповторимый сливочный вкус именно такую добавляли в Гурьевскую кашу. (Слайд 19)

Воспитатель: Повторить такой вкус на плите или в микроволноке, к сожалению не получится.

Хозяюшка: Конечно же, русская печь была душой дома. Её любили и берегли, и потому она так часто встречается в русских сказках. Это и про Емелю, который разъезжал на печи, и сказка Гуси – лебеди, где печка помогает Алёнке. А баба – Яга, она вообще бы не смогла без печи.

 И Колобок, он тоже из русской печки. (Слайд 19)

Русская печка служила людям верой и правдой и сейчас тоже служит.

  1. Заключительная часть (3 мин.)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство с русской избой, и матушкой печкой. Хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова? Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да при этом слово старинное вспоминайте, что запомнилось, вам больше других. Начнём с меня - венец, завалинка, ставенки, наличники, конёк …

Хозяюшка: А теперь послушайте еще одну загадку.

Кран открывается

Чай наливается.

Что это такое? (Самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар, стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

 А теперь, я вас приглашаю пить чай с баранками.

(Дети проходят и садятся за стол, пить чай.  Звучит русская народная песня).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД познание "Знакомство с русской избой"

Разработка для детей старшего возраста...

"Знакомство с русской избой" ( игра-занятие )

Программные  задачи: знакомить с культурой русского народа; расширять активный словарь; развивать интерес к  посещению " избы" - ( мини-музей, домашняя утварь ).     ...

Конспект «Знакомство с русской избой»

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация»  Тема: «Знакомство с русской избой »...

Занятие для детей средней группы в комнате русского быта «Горнице» - «Знакомство с русской избой».

Занятие познавательного цикла, проводится в комнате русского быта....

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)

Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель,  р...