Консультация "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
консультация

Светлана Александровна Боева

В современном мире тема  социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Дети растут в условиях перенасыщенной информационной среды: с экранов телевидения, со страниц газет, интернет-сайтов на них обрушивается огромный поток информации, к сожалению, в большинстве случаев абсолютно бездуховной, негативной, в ней сложно ориентироваться и давать правильные оценки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sentyabr_21.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социально – нравственных качеств у детей

старшего  дошкольного возраста.        

Боева Светлана Александровна, воспитатель

В современном мире тема  социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Дети растут в условиях перенасыщенной информационной среды: с экранов телевидения, со страниц газет, интернет-сайтов на них обрушивается огромный поток информации, к сожалению, в большинстве случаев абсолютно бездуховной, негативной, в ней сложно ориентироваться и давать правильные оценки.  

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.  И   задача педагогов, общественных объединений и каждого человека отдельности – помочь детям найти свой путь, объединиться в деле воспитания нравственности.

Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорасти. Обязанность и долг взрослых, родителей и педагогов - учить маленького человека и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений, по законам милосердия. То, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении его личности.

Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим «я», «хочу» ради «мы», «обязан», проявить готовность разделить невзгоды и радости других людей. Милосердие - сострадательная любовь. Воспитание сострадательного отношения к такой категории людей даёт предпосылки проявлений уважения друг к другу, понимания того, что каждый из нас, или наши близкие могут оказаться в подобной ситуации и  будут нуждаться в той или иной поддержке.  Поступки детей не всегда бывают справедливыми и добрыми. И наша задача каждодневно, целенаправленно вкладывать в детские головки, что смеяться над чужой бедой некрасиво. Ребенок должен не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему

В нашем саду педагогами ведется планомерная и систематическая работа по формированию у детей нравственных качеств, и словесные методы воздействия на детей при помощи художественного слова нам в этом, несомненно, помогают: Пословицы и поговорки это наша «золотая» кладезь мудрости, изложенная в цитатах.

  •   Пословицы и поговорки:

- Ласково слово - что весенний день.

- Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

- Доброе слово лучше мягкого пирога.

- Любить друга - любить себя;

- Даешь другому – приобретаешь себе.

Учить детей уметь постигать смысл пословиц и поговорок о добрых поступках.

  • Этические беседы с ребёнком, которые способствуют  развитию у детей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. «Детское сердце открыто для дружбы», «Царство вежливости и красоты», "Большая и малая Родина"
  • Словесные игры «Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем», «Эхо», «Испорченный телефон»; игры с правилами «Общий круг», «Разговор сквозь стекло»; спортивные игры «Переходы», «Волны», «Найди пару», «Запрещённое движение»,  дидактические игры «Помоги герою», «Что нужно, что не нужно»;  Такие игры полезны для формирования таких нравственных качеств как толерантность, эмпатия, дружелюбие.
  • Любимое занимательное дело детей – складывание пазлов по страницам детских книг на тему добра, зла, хороших поступков, таких как: «Приключения Кота Леопольда», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Теремок», «Красная Шапочка».
  • Игры, в которых у детей  проявляются и закрепляются добрые чувства, умение проявить заботу, внимание: «Построим кукле комнату», «Купание куклы» и другие для малышей, сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: «Больница», «Гости», «Поездка в трамвае», «Школа маленького волшебства» и т. д
  • Чтение художественных произведений:   В.Осеевой – «Просто старушка», «Отомстила», рассказ «Волшебное слово»; А. Барто «Вовка - добрая душа», Я. Сегель «Как я был мамой», С. Михалков  «Дядя Степа», В. Катаев  «Цветик - семицветик», Е. Пермяк «Самое страшное», Н. Артюхова «Трудный вечер», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;
  •  Очень поучительны рассказы:   Н.Носова «Живая шляпа», «На горке», «Карасик», «Огурцы»; Л. Пантелеева «Трус», «Плохо», «Просто старушка»; В. Юсупова «Простите».

Эти произведения показывают  детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.  Сказки «Волшебный кувшинчик», «Добрая Фея», «Мишуткина находка», которые формируют дружеские отношения между старшими и младшими дошкольниками, воспитывают в детях такое качество, как доброта.

  • Наглядный материал в речевом, книжном уголке  «Мое генеалогическое древо», тематический альбом «Мои поступки», «Я и эмоции», «Я и другие», «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Выставка рисунков по теме «Моя семья», «Мой любимый город», «Мой друг»
  • «Что за чудо эти сказки» - показ сказки для малышей «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»
  • Подобрана художественная литература; оформлен иллюстративный альбом с художественным словом и пальчиковыми играми; центр театрализации дополнен новыми куклами, костюмами и шапочками для драматизаций; сделана подборка аудиозаписей сказок, стихотворений, мелодий, песен, звуков природы.

Семья – это  первая  инстанция  на  пути  ребёнка  в  жизнь,  и  именно  она воспринимает и передаёт своим детям культурные и моральные ценности. Родители  являются  образцами,  на  которые  ребёнок  ориентируется  ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель  и  мотив  воспитания  ребёнка –  счастливая,  полноценная,  творческая,  полезная  людям,  а  значит  нравственно  богатая,  жизнь  этого  ребёнка.  На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при  уверенности  ребёнка  в  родительской  любви  возможно  правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. Нравственность  ребёнка,  необходимое  условие  его  принципиальных позиций,  последовательности  его  поведения,  уважения  достоинства  личности, духовности. Для повышения  уровня  теоретических  и  практических  знаний  в  семье  по воспитанию нравственных качеств дошкольников нами проводится:

  • Анкетирование  родителей,  с  целью    выявления педагогической культуры, тестирование  родителей  с  целью  выявления  ошибок  и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
  • Родительское собрание по теме: «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Семейные традиции – залог успешной социализации современного дошкольника». Форма проведения: мастер – класс.
  • Консультации  «Роль отца в воспитании ребенка», «Поведение вашего ребенка», «Воспитание доброты у детей дошкольного возраста», «Родитель – первый образец для ребенка»,  «Правила успешного воспитания», «Основы нравственного воспитания в семье» «Путешествие в  страну добра и дружбы»

• Благотворительные акции  «Делаем добрые дела», «Сухая ночь»  - помощь детям детского дома, по сбору памперсов, вещей;  «Поможем детям» ремонт книг в младшей группе;

  • «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» спортивное развлечение с родителями.
  • Разработаны памятки для родителей – «Волшебные слова в речи у детей», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Культура поведения в общественных местах»
  • Совместные с родителями праздники, спектакли,  конкурсы «Хозяюшки», «Мы - семья» и др.

Таким образом, проведенные мероприятия        подтвердили    возможность    и целесообразность воспитания и развития, нравственных качеств у детей старшего дошкольного  возраста на основе особого подхода педагога и родителя к ребенку, предусматривающего необходимость  взаимного  уважения,  доверия,  раскрепощения  и  свободной творческой деятельности в контексте общей системы нравственного воспитания.

В ходе  организации  самостоятельной  деятельности  детей  реализовываются признаки  проявления  доброты, милосердия.  И  это  подтверждается  ростом  уровня сформированных нравственных качеств у старших дошкольников ДОО.

Таким образом, в результате проведенной работы: у детей формируются нравственные качества, культура поведения в процессе общения с взрослыми и сверстниками, сознательное отношение к своим и чужим поступкам, уважительное отношение к людям труда, устойчивые трудовые навыки; развиваются творческие способности. Использование разнообразных форм и методов взаимодействия с детьми по нравственному воспитанию расширяет и обогащает знания детей о социальном мире, о моральных нормах поведения, формирует у детей нравственные качества.

Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке. И, в заключение, хочется привести слова: «Добро, впитанное с молоком матери, продолжает жить до старости».

Список литературы:

1. Примерная  основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. Мозаика - Синтез, Москва, 2014.

2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.

3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

4. Князева О. Л. «Я, ты, мы». Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. — М.: Дрофа, ДиК, 1999

5. Панина С. М. Духовно-нравственное становление дошкольников – Волгоград : Учитель, 2016.

6. Шарыгина Т. А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М.:ТЦ Сфера, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...

Формирование социально – нравственных качеств у воспитанников дошкольного возраста средствами физического воспитания.

Формирование социально – нравственных качеств у воспитанников дошкольного возраста средствами физического воспитания.Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от...

Детская субкультура как средство развития социально-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

В презентации даётся ответ на вопрос: что нужно сделать, чтобы ребёнок входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным....

Формирование социально-нравственных качеств и толерантности у детей дошкольного возраста через применение здоровьесберегающих технологий и вовлечения в музыкально-театрализованную деятельность в ДОУ

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития толерантности и социально-нравственных качеств у дошкольников ».Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса примен...

Картотека театрализованных сценариев для формирования у детей старшего дошкольного возраста социально-нравственных качеств личности

Цель: формирование у детей социально-нравственных качеств личности через театрализованную деятельность.Задачи:- совершенствование артистических и певческих навыков детей;- раскрепощение ребенка;-...