Формирование социально-нравственных качеств и толерантности у детей дошкольного возраста через применение здоровьесберегающих технологий и вовлечения в музыкально-театрализованную деятельность в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Канюкова Светлана Валерьевна

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития толерантности и социально-нравственных качеств у дошкольников ».

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению театрализованной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

1.                  Познакомить участников мастер-класса с  игровыми приемами, которые способствуют развитию толерантности и социальной нравственности через театрализованную деятельность.

2.                  Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике данного вида деятельности.

3.                  Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении между участниками компаний; готовность к творческому общению и союзу.

Результат: освоение слушателями приемов использования театрализованной деятельности в детском саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_tolerantnost_.docx35.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер класс

«Формирование социально-нравственных качеств и толерантности у детей         дошкольного возраста через применение здоровьесберегающих технологий и вовлечения в музыкально-театрализованную деятельность в ДОУ»

Музыкальный руководитель

Канюкова С. В.

МБДОУ  ЦРР-детский сад № 188

Г. Воронеж

2018

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития толерантности и социально-нравственных качеств у дошкольников ».

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению театрализованной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с  игровыми приемами, которые способствуют развитию толерантности и социальной нравственности через театрализованную деятельность.
  2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике данного вида деятельности.
  3. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении между участниками компаний; готовность к творческому общению и союзу.

Результат: освоение слушателями приемов использования театрализованной деятельности в детском саду.

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги! Я очень рада, что у меня есть возможность поделиться своими педагогическими идеями и практическими находками в области развития социальной нравственности и толерантности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Исторически представление о толерантности появилось в Малой Азии, когда там начали чеканить монету. Допустимое отклонение веса каждой золотой или серебряной монетки от стандарта и составило первое представление о таком допуске – толерантности.

В период Римской империи словом «толерантность» обозначалась веротерпимость и терпимость к чужому мнению, вообще к кому-либо.

Во времена Возрождения толерантность понималась уже не только как терпимость к чужой вере, к чужим обычаям, но и как уважительное отношение к человеку вообще, к мнению другого.

Долгое время слово толерантность существовало как эквивалент существовавшему понятию «терпимость».

В связи с процессами, происходящими в современной России и мире, толерантность приобрела еще большее значение, чем когда-либо.

Существует три вида толерантности:

1. Личностная;

2. Социальная;

3. Этническая.

Личностная толерантность – уважение к человеку, его право и свобода ответственности за собственную жизнь.

Социальная толерантность – взаимодействие личности с различными социальными группами общества.

Поведение человека, признающего за другими людьми право и возможность принадлежности к иным социальным группам.

Этот вид толерантности способствует развитию коммуникативной культуры.

Этническая толерантность –  уважительное отношение к «другим» на основе их этнической принадлежности.

На процесс формирования толерантности оказывает воздействие огромное число факторов (семья, окружение, собственный опыт), и поэтому этот процесс оказывается сложным и далеко не всегда успешным.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

В настоящее время из-за усиления безнравственности, агрессивности в обществе эта работа приобрела еще большее значение, чем раньше, но и усложнилась, так как значительно усилилась агрессивность детей.

Причины агрессивности у детей:

  1. Демонстрация насилия по телевидению.
  2. Социальная нестабильность в обществе.
  3. Экономическое неблагополучие семьи.
  4. Недостатки воспитания.

Эта работа будет проходить намного интереснее и эффективнее, если использовать элементы театрализованной деятельности не только в конкретных видах театрализованных игр, но и на различных занятиях и в общении, ситуациях, при чтении и обсуждении художественных произведений.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.

В процессе работы над выразительностью реальных персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, что развивает его коммуникативные способности, помогает преодолеть трудности общения, неуверенность в себе.

Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

 «Чтобы веселиться чужим весельям и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место» (академик Борис Михайлович Теплов).

Работа по театрализованной деятельности с детьми включает в себя много методов и приемов, для ознакомления со всеми нам понадобится не мастер - класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необычные и интересные, полезные как музыкальным руководителям, так и воспитателям ДОУ.

Я приглашаю пять-шесть добровольцев на сцену.

(Участники МК встали в круг)

Волнение – неотъемлемая часть выступления. Плох тот актер, который не волнуется перед тем, как выйти на сцену. Но умение справиться с этим состоянием очень важно!

Первое, что мы с вами сделаем, это восстановление дыхания.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Данные дыхательные упражнения хорошо вентилируют легкие, насыщают кору головного мозга кислородом. Полезна как общеукрепляющая, лечебная, восстанавливающая методика дыхания.

Далее. Когда мы справились со своим волнением, важно найти взаимодействие между актерами на сцене. Для этого можно провести коммуникативные игры, взаимомассаж.

Игра «Паровозик»

Встали в круг мы вместе дружно

Поезд в путь отправить нужно.

Все вагоны прицепить,

Паровозик не забыть.

(едут)

Поезд ехал быстро очень,

Ехал днём и ехал ночью.

Паровоз устал и вот:

Остановка на ремонт!

(стучат по спинкам друг друга кулачками)

Паровоз развеселился,

И с пути он сразу сбился,

И поехал по полям,

Пел всем песню: Ля-ля-ля!

(едут змейкой за паровозом в любом направлении, и напевают «ля-ля-ля»)

И затем идет непосредственно работа над сценкой, спектаклем.

Я предлагаю вам присесть и послушать музыкальное произведение, которое будет сопровождать нашу импровизацию

Прослушивание «Утро» Э. Грига

Беседа о настроении музыки, ассоциациях. О предполагаемом времени года, месте происходящего…

Какие образы из предложенных подходят под это музыкальное произведение.

А теперь я предлагаю вам вместе подумать над сюжетом.

Летнее утро в лесу. Природа просыпается. Все насекомые, расправляя крылышки, радуются новому дню и солнцу, которое медленно, согревая всех теплом, выходит из-за горизонта. Солнцу рады и прекрасные сказочные цветы, которые также раскрывают свои лепестки навстречу свету!

Буйство красок, рождение нового дня – кульминация нашего этюда.

Уважаемые актеры, пройдите пожалуйста в костюмерную, примерьте на себя понравившийся образ и занимайте места на нашей импровизированной сцене. Каждая новая музыкальная фраза – это пробуждение персонажа, последним должно быть Солнце, вокруг которого все жители леса соберутся в общий танец.

Этюд «Утро в лесу» музыкально-хореографическая композиция.

Утро прекрасное,

Солнышко ясное,

Новому дню очень

Радуюсь я!

Утро прекрасное,

Солнышко ясное,

Ах, просыпайтесь,

Скорее друзья!

Бабочка нежная

Спит, безмятежная.

Крылья расправь

И скорей оглянись!

Алый цветок,

Ты раскрой лепесток

Утру прекрасному

Ты удивись.

Вот и взошло наше солнышко ясное

Солнышко, солнышко, солнышко!

(строят хоровод вокруг Солнца)

Нет тебя краше и сердцу милее,

Нас согревай ты любовью своей!

Утро прекрасное стало светлее,

Видишь улыбки на лицах друзей!

(все персонажи танцуют вокруг Солнца, замирают в театрально паузе, поклон)

И в заключении хочется добавить, что я искренне верю, что будущее поколение будет гораздо терпимее, дружелюбнее, толератнее и нравственнее, чем предыдущее!