нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
статья

Грядецкая Олеся Сергеевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей несколько искажены представления о патри-отизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас можно встретить негативное отношение к чувству патриотизма и пренебрежи-тельное отношение к Родине.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важ-нейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспо-собности любого общества и государства, преемственности поколений, а в це-лом силе и мощи государства. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее и преданность. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, исто-рию своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной куль-туры и традиций поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к род-ным местам (городам, сёлам, станицам, рекам, полям и лесам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство и красоту своей Родины. Процесс нравственно-патриотического воспитания у детей включает целый комплекс задач, это:

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; 2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живо-му;

3. Чувству ответственности за свои действия и поступки, а также понимания тех последствий, которые принесут эти действия;

4. Воспитание уважения к труду людей;

5. Развитие интереса к народным традициям и промыслам;

6. Формирование элементарных знаний о правах человека;

7. Расширение представлений о России, ее столице;

8. Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

9. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

10. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к дру-гим людям, народам, их традициям.

Педагоги должны понимать, что воспитание патриотических чувств у де-тей процесс сложный и длительный, требующий от воспитателей больших уси-лий. Это весьма кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Но никакая работа воспитателя не будет эффективной, если в этом процес-се не принимают участия родители. Ведь первостепенную роль в воспитании у ребёнка нравственно-патриотических чувств играют родители, которые своим примером должны показать ребё нку: как надо понимать, что такое нравствен-ность и патриотизм; что такое чувство гордости за свою родину; что такое уважение к Родине; каким образом нужно показывать свой патриотизм.

Большое влияние на детей оказывает личность педагога. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою Родину. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, – писал Ушин-ский, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания». Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима планомерная работа. В зависимости от возрастных особенностей детей педагог может использовать различные методы и приемы: прогулки и экскурсии, наблюдение, беседы, рассказы, использова-ние картин и иллюстраций, чтение художественно-познавательной литературы. При работе с детьми необходимо учитывать краеведческий подход. Основой же должна стать личность педагога, любящего и гордящегося своей Родиной, чтобы не автоматически навязать, а пробудить, воспитать в ребенке чувство любви к своей малой Родине, к своему городу, краю.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - это огромный и кропотливый труд всех окружающих ребёнка людей, при ко-тором важно, чтобы работа велась в постоянном и тесном взаимодействии вос-питателя, детей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВАЖНОСТЬ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей несколько искажены представления о патри-отизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас можно встретить негативное отношение к чувству патриотизма и пренебрежи-тельное отношение к Родине.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важ-нейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспо-собности любого общества и государства, преемственности поколений, а в це-лом силе и мощи государства. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее и преданность. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, исто-рию своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной куль-туры и традиций поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к род-ным местам (городам, сёлам, станицам, рекам, полям и лесам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство и красоту своей Родины. Процесс нравственно-патриотического воспитания у детей включает целый комплекс задач, это:

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; 2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живо-му;

3. Чувству ответственности за свои действия и поступки, а также понимания тех последствий, которые принесут эти действия;

4. Воспитание уважения к труду людей;

5. Развитие интереса к народным традициям и промыслам;

6. Формирование элементарных знаний о правах человека;

7. Расширение представлений о России, ее столице;

8. Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

9. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

10. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к дру-гим людям, народам, их традициям.

Педагоги должны понимать, что воспитание патриотических чувств у де-тей процесс сложный и длительный, требующий от воспитателей больших уси-лий. Это весьма кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Но никакая работа воспитателя не будет эффективной, если в этом процес-се не принимают участия родители. Ведь первостепенную роль в воспитании у ребёнка нравственно-патриотических чувств играют родители, которые своим примером должны показать ребё нку: как надо понимать, что такое нравствен-ность и патриотизм; что такое чувство гордости за свою родину; что такое уважение к Родине; каким образом нужно показывать свой патриотизм.

Большое влияние на детей оказывает личность педагога. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою Родину. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, – писал Ушин-ский, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания». Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима планомерная работа. В зависимости от возрастных особенностей детей педагог может использовать различные методы и приемы: прогулки и экскурсии, наблюдение, беседы, рассказы, использова-ние картин и иллюстраций, чтение художественно-познавательной литературы. При работе с детьми необходимо учитывать краеведческий подход. Основой же должна стать личность педагога, любящего и гордящегося своей Родиной, чтобы не автоматически навязать, а пробудить, воспитать в ребенке чувство любви к своей малой Родине, к своему городу, краю.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - это огромный и кропотливый труд всех окружающих ребёнка людей, при ко-тором важно, чтобы работа велась в постоянном и тесном взаимодействии вос-питателя, детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, с...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...