Аттестационная работа "Проектирование циклограммы образовательной деятельности в режимных моментах для детей дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка (старшая группа)

Иванова Евгения Александровна

проектирование циклограммы образовательной деятельности в режимных моментах для детей дошкольного возраста с  ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл аттестационная работа37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Работы высылать на адрес: pum-chatay@mail.ru

Телефон: 8-962-792-52-08 (Бирюкова В.А.)

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Барнаульский государственный педагогический колледж»

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

по теме «Проектирование циклограммы образовательной деятельности в режимных моментах для  детей дошкольного возраста с сохранным развитием и дошкольников с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей (на примере одной из категорий детей с ОВЗ)»

                                                      ВЫПОЛНИЛ: ИВАНОВА Е.А.

                                                              ПРОВЕРИЛ:

Барнаул 2021

Циклограмма деятельности  воспитателя в ходе режимных моментов

в  старшей группе

Пояснительная записка

Вид нозологии, особые образовательные потребности, направления коррекционной работы, задачи коррекционной работы по образовательным областям

Пример

В данной циклограмме отображены особенности организации инклюзивного образования  ребенком с ЗПР .   При данном нарушении у ребенка наблюдаются трудности: недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью; отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма;  двигательные навыки и техника основных движений отстают от возрастных возможностей, страдают двигательные качества;  недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия;  незрелость мыслительных операций;  низкая продуктивность и прочность запоминания; незрелость эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности; задержка в развитии и своеобразие игровой деятельности. Недоразвитие речи носит системный характер. 

 Данное нарушение предполагает наличие особых образовательных потребностей:

  • обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО: развитие и целенаправленная коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, личностной, социально-коммуникативной, познавательной и двигательной сфер;
  • обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;

  • обеспечение особой пространственной и временной организации среды;
  • щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности ребенка и образовательных нагрузок;
  • изменение объема и вариативность освоения образовательной программы;
  • индивидуально-дифференцированный подход в процессе усвоения образовательной программы;
  • постоянная стимуляция познавательной и речевой активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному миру и социальному окружению;
  • изменение методов, средств, форм образования; организация процесса обучения с учетом особенностей познавательной деятельности (пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств);
  • развитие коммуникативной деятельности, формирование средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми и сверстниками, социально одобряемого поведения;
  • развитие всех компонентов речи;
  • целенаправленное развитие предметно-практической, игровой, продуктивной, экспериментальной деятельности и предпосылок к учебной деятельности;
  • обеспечение взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника.

 В связи с этим в работе с ребенком необходимо учитывать следующие направления коррекционной работы:                 

  • Конкретизацию задач и содержания ПрАООП для ребенка с ЗПР с учетом индивидуально-типологических особенностей воспитанника;
  • Вариативность планируемых результатов освоения образовательной программы в соответствии с поставленными задачами и возможностями ребенка с ЗПР.
  • Применение диагностики как механизма адаптации коррекционно-образовательного содержания ПрАООП;
  • Коррекционную направленность всего образовательно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции недостатков познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы и речи ребенка с ЗПР;
  • Разработку вариативного содержания образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка  с ЗПР, этапов и методов ее реализации;
  • Подбор методического обеспечения;
  • Обеспечение практической направленности содержания Программы, ее связи с бытовой, предметно-практической, игровой, продуктивной деятельностью детей;
  • Особый подход к организации предметно-пространственной среды, планированию образовательной деятельности и организации жизни и деятельности детей в режиме дня;

 Формы и методы работы представленные в циклограмме позволяют реализовать коррекционные задачи в соответствии с образовательными областями.

 Познавательное развитие

  • Сенсорное развитие. Способствовать освоению сенсорных эталонов;
  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
  • Способствовать формированию элементарных математических представлений;
  • Формировать образ целостной картины мира, способствовать расширению кругозора;

Речевое развитие

  • Способствовать развитию речевого общения с взрослыми и детьми;
  • Способствовать развитию всех компонентов устной речи ребенка;
  • Способствовать практическому овладению нормами речи;

Ознакомление с художественной литературой

  •  Способствовать формированию целостной картины мира посредством слушания и восприятия литературных произведений;
  • Способствовать развитию литературной речи и творческих способностей;
  • Способствовать приобщению к словесному искусству,  развитию художественного восприятия и эстетического вкуса;

Художественно-эстетическое развитие  

  • Способствовать приобщению к изобразительному искусству;
  • Способствовать развитию продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); 
  • Способствовать развитие детского творчества;

Музыкальная деятельность

  • Способствовать  в исполнительской деятельности практические действия подкреплять знаниями о музыке.
  • Способствовать приобщению к музыкальному искусству. 

Физическое развитие

  • Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей. 
  • Способствовать воспитанию культурно-гигиенических навыков.
  • Способствовать формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. 

Физическая культура 

  • Способствовать развитие двигательных качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости координации).
  • Способствовать  накоплению и обогащению двигательного опыта детей (овладение основными движениями).
  •  Способствовать формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. 

(перечислить)

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Ситуативная беседа с детьми

 Работа с ребенком с ЗПР: дид. игра «Узнай цифру на ощупь»

Труд-поручение в природном уголке.

Игра малой подвижности

Зрительная гимнастика

Работа с подгруппой детей, в том числе, с ребенком с ЗПР. Игра  по бытовой социализации «Поварята»

Ситуативная беседа с детьми

Работа ребенком с ЗПР: дид. игра, направленная на речь с движением с ускорением «У оленя дом большой».

совместное рассматривание тематического альбома.

Игра ( в том числе, с ребенком с ЗПР)  на развитие     тактильно-двигательного восприятия: «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Игра на развитие общения

Индивидуальная работа с ребенком с ЗПР: настольная игра по ПДД.

Игра на цветовосприятие

Индивидуальная работа по звукопроизношению с детьми с ЗПР: «Хлопни в ладоши».

Хороводные и малоподвижные игры 

Ситуативная беседа

Работа с ребенком с ЗПР: дид. игра «Перебери крупу»

Повторение правил безопасности дорожного движения 

Игра на формирование умения взаимодействовать со сверстниками

Индивидуальная работа по звукопроизношению, музыкальной деятельности

Игровое упражнение  на развитие интонационной выразительности речи

Индивидуальная работа с ребенком с ЗПР: интонационная игра «Дождь идет» 

Ситуативная беседа

Работа с  ребенком с ЗПР: дид. игра «Подбери похожие слова» на развитие слухового восприятия и внимания

Игры и упражнения на дыхание

Индивидуальная  работа с ребенком с ЗПР: Дыхательная гимнастика «Аромат цветов»

Развитие мелкой и крупной моторики - игры с Конструктором «Лего».

Игра по бытовой социализации.

Работа с ребенком с ЗПР: игр.ситуация «Поправь одежду себе и своему другу»

Ситуативная беседа с детьми

Работа с ребенком с ЗПР: дид. игра на развитие речи «Горячий – холодный»

Игра на формирование умения выражать свое отношение к окружающему

Тонизирующий массаж

Индивидуальная  работа с ребенком с ЗПР: игр. ситуация « У каждого должно быть свое полотенце»

Утренняя гимнастика

Умывание.

Завтрак.

Представление «меню»

Индивидуальная работа по развитию культурно- гигиенических навыков с детьми с ЗПР – «Всегда благодари за еду»

НОД

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми (НОД) проводится в соответствии с сеткой занятий и расписанием

Подготовка к прогулке, Прогулка

Наблюдение за объектами живой природы

Подвижные игры на развитие физических качеств. Труд на участке.

Наблюдение за транспортом и явлениями общественной жизни. Подвижные игры на совершенствование техники основных видов движений. Совместный труд взрослого и ребенка.

Наблюдение за объектами живой природы (животные, птицы). Народные подвижные игры, хороводы. Труд: формирование умения выполнять поручение взрослого.

Наблюдение за объектами неживой природы. Подвижные игры на взаимодействие речи и движения. Труд (уборка мусора).

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Спортивные игры и упражнения. Труд (уборка дорожек).

Возвращение с прогулке, подготовка к обеду

Обед

Подготовка ко сну.

Работа с ребенком с ЗПР (КГН): «Помоги другу раздеться».

Работа с ребенком с ЗПР: рисование песком.

Работа с ребенком с ЗПР: игра с цветными модулями по формированию ФЭМП.

Работа с ребенком с ЗПР (КГН): «Приведи в порядок вещи на стуле».

Работа с ребенком с ЗПР (КГН): «Приведи в порядок вещи в кабинке».

Прослушивание аудиозаписи колыбельных песен

Вторая половина дня

Постепенный подъём, бодрящая гимнастика

Полдник

Игровая деятельность детей в развивающей предметно-пространственной среде

Социально - коммуникативные игры

Художественно-эстетическая деятельность по развитию творческих способностей,  координации движений, мелкой моторики, закреплению цвета, формы, сравнении величины, ориентировке в пространстве.

Беседа по формированию основ безопасности.

Социально - коммуникативная игра Привлечение ребенка с ЗПР: «Нетрадиционное приветствие»

Индивидуальная работа с ребенком с ЗПР: дид. игра «Кто я, какой я?»

Театрализованные игры

Художественно-эстетическая деятельность по развитию творческих способностей,  координации движений, мелкой моторики, закреплению цвета, формы, сравнении величины, ориентировке в пространстве: оригами.

Театр, театр, театр! Да здравствует театр!  Привлечение к исполнению роли ребенка с ЗПР. Игра  - драматизация сказки «Теремок».

Индивидуальная работа с ребенком  с ЗПР: развитие мелкой моторики «Нанизывание бус на нитку»

Инд.работа с ребенком  с ЗПР:игр.упр. «Творческий подход»

Игры – забавы

Коллективная игра – забава.

Игра «Летает – не летает».

Беседа по формированию основ безопасности в быту «Если дома остался один»

Индивидуальная работа с ребенком с ЗПР: дид. игра на ФЭМП. Текст  для составления и решения  задачи:

- У маленькой Маши 2 белых котенка,

И есть еще серый – шалун, непоседа,

А сколько их вместе не может сказать, давайте поможем котят сосчитать.

Труд: игр. ситуация «Выполняй обязанности дежурного»

Сюжетно – ролевые игры

Беседа «Что такое этикет»

Игра  по бытовой социализации "Говори!"

Индивидуальная работа с ребенком с ЗПР: Музыкально-дидактическая игра «Научи матрешку плясать»

Художественно-эстетическая деятельность по развитию творческих способностей,  координации движений, мелкой моторики, закреплению цвета, формы, сравнении величины, ориентировке в пространстве: бисероплетение.

Игры – драматизации

Игра-драматизация «Маша обедает»

Художественно-эстетическая деятельность по развитию творческих способностей,  координации движений, мелкой моторики, закреплению цвета, формы, сравнении величины, ориентировке в пространстве: конструирование из лего.

Бытовая социализация детей с ЗПР: Что слышно?

Индивидуальная работа с ребенком с ЗПР по конструктиво - модельной деятельности: дид.  игра «Танграм»(по заданной схеме)

Работа с родителями, взаимодействие специалистов

Консультации психолога, логопеда, дефектолога  по запросам  родителей

Консультации музыкального руководителя по запросам  родителей

Встреча руководителя  (медицинского работника) ДОО с родителями

Консультации воспитателя по запросам родителей

Консультации инструктора по физической культуре

Организация развивающей предметно-пространственной среды

        Обогащение картотеки игр, изменение ППС, создание уголка для занятий воспитателя с ребенком по заданию узких специалистов.

Список использованных источников

1.Крушная, Н.А. Индивидуальная форма психологической работы с родителями, воспитывающими детей с задержкой психического развития: методические рекомендации для психологов и педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов - специальных психологов, педагогов- психологов. – Челябинск: Цицеро, 2012.

2.Крушная, Н.А. Организация и содержание групповой работы с родителями, воспитывающими детей с задержкой психического      развития. – Челябинск: Цицеро, 2012.

3.Маркова JI.C. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. –М.: АРКТИ,      2002.

4. Никашина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. – М.: Владос, 2003.

                                                                                                             Интернет источники

5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/02/06/kartoteka-fizminutok

6. https://infourok.ru/kartoteka-fizminutok-k-tematicheskomu-planu-v-sredney-gruppe-502722.html

7.https://newneuro.ru/igry-dlya-detej-s-zpr/

8.https://psypedprofi.ru/razvitie-rebenka-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. «Воспитание через художественное слово (загадок, потешек, стихов, народного фольклора) культурно- гигиенических навыков и режимных моментов у детей дошкольного возраста»

У дошкольников игра является одним из основных методов формирования навыков личной гигиены, многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с в...

Рабочие программы непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей дошкольного возраста на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа по физическому развитию дошкольников составлена в соответствии с законом «Об образовании в РФ», «Типовым положением дошкольных учреждений», учебным планом МАДОУ, календарным учебным ...

«Игровые технологии в режимных моментах доу детей дошкольного возраста»

laquo;Игровые технологии в режимных моментах доу детей дошкольного возраста»«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое...

режимные моменты для детей дошкольного возраста

режимные моменты для детей дошкольного возраста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ФОМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для педагогов ДОУИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ФОМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

«Формирование элементарных математических представлений в процессе организации режимных моментов у детей дошкольного возраста»

В данный момент времени актуальным вектором научно-технического прогресса современного общества выступает математическое развитие детей....