Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
статья (старшая группа)

Шнайдер Любовь Викторовна

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздейтвия на человека, начиная с раннего детства. Какие нравственные качества разовьются у ребёнка зависит прежде всего от окружающих его взрослых. Поэтому большую работу по нравственному воспитанию необходимо вести в дошкольном учреждении. Музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детский сад №27 Калининского района

г. Санкт-Петербург

музыкальный руководитель: Шнайдер Л.В.

Нравственно-патриотическое воспитание

дошкольников средствами музыки

Нравственно - патриотическое воспитание  – это основа формирования будущего гражданина ,что особенно актуально в современном мире.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного  воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.     Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.

       Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили Родину, свой город, свой народ, нам нужно показать всё это с привлекательной стороны.

Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его как личности. Музыкальное искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека – не только воображение и чувство, но и мысль и волю.

Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

В детском саду проводится большая работа по патриотическому воспитанию. Но в первую очередь  хочется выделить праздники и досуги, которые относятся к патриотическому воспитанию. Это "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады",  9 Мая – "День Победы".

 Одной из задач нравственно-патриотического   воспитания детей является формирование у них активного положительного отношения к защитникам нашей Родины – воинам Российской армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми.

Дети с удовольствием исполняют такие песни, как, "Победа" (сл.и муз. Машечковой), "Бравые солдаты" (Филиппенко), "У вечного огня" (сл. и муз. Кожуховской). Исполняют танец с платочками под музыку легендарной "Катюши". Слушаем такие произведения, как "Эх, Ладога", "Песенка фронтового шофёра" (исполняет Марк Бернес), "Ленинградская симфония" Д.Шостаковича, "Священная война" А.Александрова.  

Для массовых танцев и игр на военную тематику используются такие атрибуты как флажки и атласные ленты трех цветов – символ Российского флага, разноцветные платочки. Дети выполняют различные перестроения, осваивают разные виды ходьбы, с большим танцуют, участвуют в сценках. Обязательно в праздничном костюме детей присутствуют атрибуты - блокадная ленточка, георгиевская ленточка, пилотка, бескозырка. Праздник, посвященный Дню Победы тоже любим нашими детьми. В сердце каждого ребенка тема Победы находит отклик. Музыкальный материал, разучиваемые к этому празднику, дети любят и еще долго вспоминают в свободной деятельности.

Наши воспитанники участвуют в конкурсах различного уровня:

2020 год - XVI городской межведомственный конкурс патриотической песни "Я люблю тебя, "Россия". Грамота участника.

2021 год - XVII городской межведомственный конкурс патриотической песни "Я люблю тебя, "Россия". Диплом 3 место.

2021 год - Всероссийский конкурс "Талантоха". Диплом победителя 1 место.

2021 год - Фестиваль детского музыкального творчества "солнечный круг". Грамота Лауреата.  номинация "Наша песня".

Также в нашем детском саду отмечается такой народный праздник как "Масленица", где мы слушаем русскую народную музыку и танцуем под песни "Барыня", "Порушка Пораня", "Смоленский гусачок", "Ах, вы, сени", "Субботея".

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.

На Масленице мы играем в такие народные игры как "Шёл козёл по лесу", "Ворон", "Заря-зарница",  "Летает-не летат", "Блинок", "Карусели".

Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей слово "мама" – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:

А для милой мамочки

 Испеку два пряничка.

В мелодии этой песни (А.Филиппенко "Пирожки") звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное.

Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму:

Пускай узнает ветер

 И звезды, и моря,

 Что лучше всех на свете

 Мамочка моя! (муз. Парцхаладзе)

Чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А.Филиппенко "Хорошо рядом с мамо"”).

Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, мы используем их на занятиях, в свободной деятельности и на праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта. Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День  матери.  

В продолжение темы патриотического воспитания хочется отметить еще один аспект - это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город.… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

Показать красоту нашего города нетрудно в любом виде деятельности (будь то прогулка, беседа, экскурсия). В моей работе очень важно, чтобы искусство помогало восприятию окружающего, развивало у детей чувство прекрасного, создавало у них определенное настроение, воспитывало любовь к родному городу и уважение к людям, живущим в нем. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной край, если мы научим его этому.

Проведение досуга, посвящённого Дню города стало доброй традицией. Дети с удовольствием разучивают и исполняют  песню Г. Вихарёвой "По городу", весело играют в игры "По болоту Пётр пошёл", "Мчатся кони".

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы. Например, дети с нежностью поют песню "Русская сторонка".

Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, используются народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства. На музыкальных занятиях проходит знакомство детей с народными музыкальными инструментами. Рассказывается о том, что в старину народные инструменты люди изготавливали своими руками. Детям очень нравится играть в оркестре, особенно успешно это им удаётся под русские народные наигрыши.

        

Совершенствование педагогического мастерства по патриотическому воспитанию в ДОУ:

-  участие в семинарах:

2020 год - Всероссийский семинар "Жанры фольклора - средство воспитания нравственных качеств и развития творческих способностей  дошкольников"

2021 год - Всероссийский семинар "Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина в большой стране"

        Слайд 14

-  публикации:

2019 год - методическая разработка "Весёлая масленица" (образовательная социальная сеть ns портал)

2020 год - методическая разработка тематического досуга "День снятия блокады Ленинграда"(образовательная социальная сеть ns портал)

2021 год - учебно-методический материал "Детский оркестр" (Всероссийское издание "Педразвитие")

Подводя итог, можно сказать, что в детском саду проводится большая планомерная и разнообразная работа по патриотическому воспитанию докольников средствами музыки.

 Нравственно-патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки

Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"...

Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки» Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть сво...

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Статья раскрывает проблемы нравственно-патриотического воспитания во время проведения НОД область "Музыка"...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки

Статья посвящена вопросам нравственно-патриотического воспитания детей на музыкальных занятиях в детском саду....