Программа по самообразованию
рабочая программа (старшая группа)

Аруна Сергеевна Чокова

Программа по самообразованию по теме: «Развитие познавательных способностей детей методом детского экспериментирования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobr.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Улаганский детский сад»

План по самообразованию

по теме: «Развитие познавательных способностей детей методом детского экспериментирования» 

                               

с. Улаган, 2022г.

План по самообразованию

 «Развитие познавательных способностей детей методом детского экспериментирования»

То, что я услышал, я забыл

 То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

(Китайское изречение)

Актуальность. В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.

У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.

Задачи:

• изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

• создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

• развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

• развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Ожидаемые результаты: В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать

- расширять знания об объектах и их свойствах

Перспективное планирование по теме самообразования

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 

Самореализация

  1. Изучение литературы по данной теме. Оформление картотеки экспериментов.

Сентябрь-октябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности;

Октябрь

  1. Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом;

Октябрь

  1. Обогащение предметно-развивающей среды;

Ноябрь

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май

  1. Самоанализ и презентация проделанной работы;

Май

 

 

 

Работа с детьми

  1.  Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования.
  2. Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.
  3. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом.
  4. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом.
  5.  Изучение свойств воды в исследовательской деятельности. Опыты с водой.
  6. «Чудесный мешочек».  Цель:  Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.
  7. «Откуда сосулька».  Цель:   Познакомить детей об образовании льда.
  8. «Игры с султанчиками». Цель: Познакомить со свойством воздуха – движение.
  9. «Мутная водица». Цель:  Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.
  10. «Сладкая водичка».  Цель: Формировать представление о том, что в воде растворяются.
  11. НОД «Путешествие в страну «Чудес и превращений»
  12. Проект «Волшебное семечко» Выращивание рассады для летнего огорода.

Сентябрь-октябрь

Сентябрь

Октябрь

   

     

Январь

   

Февраль

Февраль

Март

Март

Март

Апрель

Апрель

Март-май

 

 

 

Работа с родителями

  1. Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным» .

Декабрь

  1. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотовыставка «Юные исследователи».

Май

  1. Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Октябрь

  1. Создание «Центра экспериментирования»

Ноябрь

  1. Выставка рисунков «Путешествие капельки».

Март

Работа с педагогами

 1.Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка».

Декабрь

3. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по «Опытно- экспериментальной деятельности.

Май

Приложение 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВОСПИТАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ЧЕРЕЗ ОПЫТЫ»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов детской деятельности. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

   Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

   3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

   В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность.

   Несложные опыты и эксперименты можно организовать в домашних условиях.

   Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

   Ванная комната – во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.

   Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами попытаются ответить на эти вопросы. Если ребенок не умеет говорить, помогите ему сделать вывод. Важно, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

   Если ребёнок рисует – у него кончилась зеленая краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

    С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Камни можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка). Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

   Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. Их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно делать различные картины, поделки.

   Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

Несколько несложных опытов для детей.

«Что плавает а, что тонет?»

Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.

Материалы: жидкость, предметы из различных материалов.

Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.

Вывод: Предметы из дерева не тонут.

«Что происходит с солью и сахаром?»

Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.

Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.

Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?

Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.

«Какого цвета вода?»

Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.

Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).

Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.

Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получиться зеленая вода.

Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.

Так же можно смешивать и сами краски.

Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.

«Куда девалась вода?»

Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.

Материалы: Прозрачная ёмкость с водой, губка или ткань.

Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.

Вывод: Ткань впитывает воду и сама становится мокрой.

   В процессе исследовательской деятельности у ребёнка идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

   Путей развития потенциала существует много, но исследовательская деятельность является одной из самых эффективных.

   Чем больше вы с ребенком будите экспериментировать и проводить опыты, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Список используемой литературы:


1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 20045.
6.Нищева Н.В., Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 1,2.-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017.
7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
8. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
9.Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками.- М.: Сфера, 2016.
10. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
11.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования. Вокальный кружок.

Данная программа обеспечивает эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Построена по разделу - вокально-хоровое пение....

Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает...

Программа по самообразованию.

Программа по самообразованию "Портфолио дошкольника,как перспективная форма представления индивидуальных достижений ребёнка"....

программа по самообразованию

Программа по самообразованию тема :" Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего возраста."...

Программа по самообразованию на тему:«Развитие эмоционально волевой сферы с помощью игры»

В этой программе изучается научно - теоретическая база, психолого - педагогический опыт по проблемме развития эмоций и воли, и поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью игры....

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя – логопеда

 Данная программа направлена на изучение научно-теоретической базы и передового педагогического опыта по проблеме внедрения в работу учителя – логопеда инновационных образовательных технол...