Народные игры
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Серебрянская Ирина Алексеевна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry_konsultatsiya.docx177.46 КБ

Предварительный просмотр:

https://luchik79.ru/wp-content/uploads/2021/10/img5.jpgИгровой фольклор.

     Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, своего рода моральный кодекс, который усваивается в детстве «играючи».

       Испокон веков в играх ярко отражается образ  жизни  людей,     их быт,  труд, представление о  чести,  смелости,  мужестве,  желание обладать силой,  ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой  движений, проявлять смекалку,  выдержку, творческую выдумку и находчивость,  волю, стремление к победе.

    Поэтому  народные игры являются частью патриотического, эстетического воспитания детей.  Через народную игру  формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.  По содержанию все народные игры  лаконичны, выразительны и доступны детям.  

   Игра как средство социализации, является подготовкой,  репетицией  к будущей взрослой  жизни детей, вхождением в социальную среду, которая формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром.  

       В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения часто сопровождается неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, что положительно сказывается на психическом здоровье детей.

       Игра позволяет развить индивидуальные творческие способности дошкольников, их игровые навыки, артистизм, учит анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих жизненных ориентиров, позволяет детям получать и дополнительную информацию.

   Народные игры, хороводы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения дошкольниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной  насыщенностью  и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.

  Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки.

   Игры предшествуют трудовую деятельность ребенка. Он начинает играть до того, как научится выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.

    Правильно организованные подвижные  народные игры  оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей.

    Таким  образом,  мы видим,  что  народная  игра  развивает  мышление  и речь, наблюдательность и  память,  воображение  и коммуникативные  навыки; учит управлять эмоциями, контролировать и позитивно использовать  агрессивность; позволяет  усвоить социальный опыт взрослых, овладеть многими навыками этнического происхождения; приобщает к доступным формам трудовой деятельности; воспитывает  дружелюбие и чувство справедливости;  тренирует физическую выносливость и самообладание, настойчивость и терпение; закаляет волю.

    Существование множества традиционных фольклорных игр практически на все случаи жизни позволяет значительно активизировать процесс усвоения народного творчества. Обучающие методики (рассказ, беседа, непосредственное подражание взрослому, выступающему как образец, и другие) дополняют игровой метод там, где необходимы полезные знания и навыки, расширяющие возможности детей в окружающем мире.

Дударь

Все встают взявшись за руки в круг. В середине – «Дударь».

Участники игры держатся за руки, идут по кругу и поют:

Дударь-дударь-дударище,
Старый-старый старичище,
Его во колоду, его во сырую, его во гнилую.
Затем круг хором спрашивает у «Дударя»:
– Дударь, дударь, что болит?

«Дударь» отвечает, одновременно показывая, на какую-либо часть своего тела, лица, что у него болит. Например: «Нога болит!» (при этом он берется за ногу там, где она «болит»)
В кругу повторяют с сожалением:
– Ой, нога болит!
После этого играющие, стоящие кругом, держась, как и «Дударь» за ту же ногу и в том же месте, где и он, начинают ходить по кругу вокруг «Дударя» и снова поют ту же песню. Игра продолжается до тех пор, пока «Дударю» не надоест. Тогда в тот момент, когда его спрашивают, что у него болит, он отвечает:
– Всё болит!
И после этих слов все бросаются врассыпную, а «Дударь» ловит кого-нибудь – тот и становится новым «Дударем».

Русская народная хороводная песня-игра «В хороводе были мы» (дважды проигрывается с девочкой и мальчиком)

1.В хороводе были мы (2 раза)

   Были мы, были мы (2 раза)

2.Кого надо видели (2раза)

   Видели, видели (2раза)

3.Красавицу-девицу (2раза)

   Девицу, девицу (2раза)

3. (Вариант) Сокола-молодчика (2раза)

    Сокола, сокола (2раза)

4. Встань, девица (молодчик), подбодрись (2раза)

    Подбодрись, подбодрись (2раза)

5.Вправо, влево повернись (2 раза)

   Повернись, повернись (2раза)

6.Ну-ка, ну-ка потанцуй (2раза)

   Потанцуй, потанцуй (2раза)

7.Кого хочешь поцелуй (2раза)

   Поцелуй, поцелуй (2раза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры по приобщению детей к русской народной культуре

«Бабка Ежка»Описание:В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:Бабка Ежка – Костяная ножкаС печки упала, ногу сломала,А потом и го...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...

Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...