Дополнительная общеобразовательная общеразвиивающая программа «Азбука здоровья»:
рабочая программа (старшая группа)

Попова Светлана Викторовна

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество здоровых детей снизилось с 23 до 15%. Увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Эти результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка, что соответствует социальному запросу общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_programma.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В.А.Сухомлинский.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж.Ж.Руссо.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество здоровых детей снизилось с 23 до 15%. Увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Эти результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка, что соответствует социальному запросу общества. Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования».  «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей относит к основным задачам  образовательного  учреждения. В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада, задача охраны и укрепления здоровья дошкольников находится на первом месте.

Дети старшего дошкольного возраста готовятся идти в школу. Им необходимо иметь запас знаний об особенностях своего организма и способах сохранения и укрепления здоровья для того объёма знаний, который дают в школе.

Анализ современных исследований (Н.А.Андреевой, В.А.Деркунской, А.А. Бодалева, А.Л.Венгера, В.Д.Давыдова, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, О. А. Князевой и другие) свидетельствует, что старший дошкольный возраст – это период основополагающий в становлении личности человека. В этом возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму как ценности, желание вести здоровый образ жизни.

Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.                      

Новизна программы «Азбука здоровья» в том, что организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе игровой деятельности, что помогает поддерживать интерес в ходе всей деятельности, а также физическую и умственную работоспособность детей, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.

Цель программы – Формирование основ здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста через систему игровых занятий и реализацию здоровьесберегающих технологий.

   

Для достижения данной цели формируются следующие задачи: 

  1. Формирование представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.
  2.  Формирование устойчивой мотивации старших дошкольников к здоровому образу жизни.
  3. Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков личной гигиены и самоконтроля за их выполнением.
  4. Знакомство с правилами безопасного поведения, сведениями о важности охраны органов чувств, случаях травмы, правилах поведения в случае заболевания, доступных правилах ухода за больным.

   

Более успешным результатом работы по формированию основ здорового образа жизни у детей, является вовлечение в образовательный процесс родителей воспитанников. Работу по полноценному развитию и оздоровлению детей должны осуществлять семья и дошкольное учреждение, как две основные социальные структуры.

Задачи по работе с семьёй: 

  1. Обеспечение тесного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в образовательном процессе, в решении единых образовательных задач;
  2. Повышение компетентности родителей в вопросах валеологического воспитания детей.

          

Программа основана на технологиях:

        С.А. Козловой «Мой организм», способствующей социализации личности, развитию познавательных интересов ребёнка, подготовку к обучению в школе.

        Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», направленной на воспитание у ребёнка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

Принципы  работы:

1. Интеграция в разные виды деятельности

2. Доступность

3. Систематичность и последовательность

 повторение усвоенных правил и норм в течение всего года;

 индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Наглядность.

5. Опора на внутреннюю мотивацию, интересы детей

Ожидаемые результаты  реализации дополнительной общеобразовательной общеразвиивающей программы «Азбука здоровья»:

- иметь представления о здоровье человека;

- знать об умениях и навыках поддерживать, укреплять и сохранять здоровье;

- осознанно относиться к своему здоровью;

- выполнять правила личной гигиены и самоконтроль за их выполнением;

- познакомиться с правилами безопасного поведения, сведениями о важности охраны органов чувств, случаями травмы, правилами поведения в случае заболевания, с правилами ухода за больным.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-6 лет.

        Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения, 20 минут 1 раз в 2 недели – 16 учебных часов в год.

Форма и режим занятий.

Основная форма организации деятельности является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативности в усвоении материала может быть различной. Наполняемость групп детей выдержана в пределах требований СанПин – 20 человек.

Способами определения результативности образовательной программы являются:

- наблюдения,

- Диагностика,

- Журнал динамики достижений

Методика обследования  развития детей.

Диагностическое обследование по оценке эффективности работы, направленной на овладение воспитанниками знаний о здоровье и безопасности дошкольника, проводится 2 раза в год (Приложение 2). 

Результаты обследования заносятся в таблицу. (Приложение 1).

        Данное обследование позволяет определить уровень развития психических процессов, интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подобрать для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Учебный план.

Период

Название темы

Количество часов

Всего часов

Теоретические

занятия

Практи

ческие

занятия

1.

октябрь

 «Мой режим дня».

1

1

2.

 «Закаливание. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»

1

1

-

3.

ноябрь

 «Тело человека»

1

-

1

4.

«Глаза – органы зрения. Как беречь глаза»

1

1

-

5.

декабрь

«Уши и здоровье».

1

-

1

6.

«Кожа – орган осязания»

1

-

1

7.

январь

 «Внутренние органы. Скелет и мышцы. Осанка.

1

-

1

8.

«Гигиена рта»

1

-

1

9.

февраль

 «Органы пищеварения»

1

1

-

10.

 «Нос – орган обоняния. Как мы дышим»

1

1

-

11.

март

 Безопасность «Микробы и вирусы. Здоровье и болезнь. Витамины»

1

-

1

12.

«Одежда и здоровье»

13.

апрель

«Наши руки и ноги. Плоскостопие»

1

-

1

14.

«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

1

1

-

15.

май

«Что я знаю о своём здоровье (что мне можно есть, а чего нельзя). Крепкие – крепкие зубы»

1

-

1

16.

Что?Где?Когда?  «Азбука здоровья»

1

-

1

Итого:

16

5

11

Приложение 1. Диагностические материалы.

Основные показатели развития детей.

Фамилия имя

Особенности строения тела человека

Значение органов

Знание особенностей организма

Режим дня

Полезные и вредные продукты

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7


Диагностические задания.

Дидактическая игра «Как нужно ухаживать за собой?»

Цель: выявить знания детей о здоровом образе жизни (какие предметы нужны для выполнения гигиенических процедур.

Вопросы:

1.        Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания.

2.        Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ.

3.        Как часто нужно мыться?

4.        Как часто нужно чистить зубы?

5.        Как часто нужно подстригать ногти?

6.        Как часто нужно мыть уши?

7.        Как часто нужно менять нижнее бельё?

Дидактическая игра «Валеология или здоровый малыш. Зубы, уши, глаза».

Цель: выявить знания детей о правилах личной гигиены, о бережном отношении к своему здоровью.

Задание: разложить карточки на две группы 1) что полезно для глаз (ушей, зубов), 2) что вредно; объясни, почему.

Дидактическая игра «Валеология или здоровый малыш. Кожа, питание, сон».

Задание: разложить карточки на две группы - что полезно и что вредно; объясни, почему)

Дидактическая игра «Умею – не умею».

Цель: выявить знания детей о возможностях своего организма.

Игровое правило: в игре может участвовать любое количество детей – от 1 до 10. Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать и вернуть мяч ведущему).

Дидактическая игра «Видим, слышим, ощущаем».

Цель: выявить представления детей об органах чувств.

Материал: сюжетные картинки.

Описание: выбрать из предложенных картинок сначала те органы чувств, которые позволяют нам дышать, затем – видеть и ощущать.

Дидактическая игра «Кто что делает?».

Цель: выявить представления детей о функциях внутренних органов человека, развитие логического мышления.

Описание: распределить слова по группам (к какому органу нашего тела они имеют отношение): холодно, горько, тихо, свежо, сладко, темно.

Вывод.

Высокий уровень: ребёнок правильно отвечает на вопросы и выполняет задания самостоятельно, знает особенности строения тела человека, назначение некоторых органов, значение особенностей своего организма, называет составные части здорового образа жизни: гигиенические процедуры, закаливание, сон, движение, правильное питание, хорошее настроение; рассуждает, доказывает, аргументирует свою точку зрения.

Средний уровень: ребёнок отвечает на вопросы и выполняет задания с небольшой помощью взрослого (иногда ошибается, но исправляет свою ошибку), доказывает, рассуждает и делает выводы.

Низкий уровень: ребёнок затрудняется отвечать на вопросы взрослого, выполняет задания с помощью взрослого, часто ошибается и не всегда может исправить ошибки; доказывает, рассуждает и делает выводы с наводящими вопросами взрослого.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (режим дня)

Цель: уточнить представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья.

Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определённого периода суток.

Описание: разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.

Дидактическая игра «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»

Цель: уточнить представления о средствах и видах закаливания (водные, воздушные, солнечные), их значение для здоровья.

Материал: сюжетные картинки.

Описание: рассмотреть картинки, определить, какую пользу для здоровья приносят солнце, воздух и вода (назвать несколько полезных свойств).

Дидактическая игра «Времена года. Оденься на прогулку».

Цель: выявить умения различать предметы одежды в зависимости от времени года.

Материал: карточка «Времена года», картинки с изображением одежды.

Описание: разложить карточки по группам – весна и осень, зима, лето (как называется одежда и в какое время года можно её носить).

Вывод.

Высокий уровень: ребёнок объясняет необходимость соблюдения режима дня для здоровья человека; имеет представления о средствах и видах закаливания

(водные, воздушные, солнечные), их значении для здоровья; знает название и предназначение разных видов одежды и обуви, устанавливает связь одежды с временем года; самостоятельно выполняет задания, рассуждает, аргументирует свою точку зрения.

Средний уровень: ребёнок отвечает на вопросы и выполняет задания с небольшой помощью взрослого (иногда ошибается, но исправляет свою ошибку), доказывает, рассуждает и делает выводы.

Низкий уровень: ребёнок затрудняется отвечать на вопросы взрослого, выполняет задания с помощью взрослого, часто ошибается и не всегда может исправить ошибки; доказывает, рассуждает и делает выводы с наводящими вопросами взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Степени здоровья"

         Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Дополнительное образование способствует с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»  Пояснительная    запискаДошкольное детство – начальный этап формирования лично...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Формула здоровья" для детей 5-6 лет

Дополнительная общеобразовательная/общеразвивающая программа «Формула здоровья» реализуется в летний период и является краткосрочной. Программа осуществляется в рамках физкультурно-спортив...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Азбука природы"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Азбука природы"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "За здоровьем в летский сад"

Дополнительная  программа по физической культуре для подготовки детей старшего возраста к сдаче норм ГТО...

Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "АЗБУКА ФИНАНСОВ"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука финансов»имеет социально-гуманитарную направленность.Реализация программы ориентирована на формирование и развитие фина...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности по формированиюоснов безопасности у дошкольников "Азбука безопасности". Возраст вос...