Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука безопасности»
рабочая программа по обж (подготовительная группа)
Рабочая программа «Азбука безопасности» разработана для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) и имеет социально-гуманитарную направленность.
Программа направлена на формирование у детей основ культуры безопасности жизнедеятельности и представляет собой систему мероприятий, способствующих усвоению правил безопасного поведения в различных ситуациях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
(МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек»)
УТВЕРЖДЕНО:
ПРИНЯТО:
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат [Номер сертификата 1] Владелец [Владелец сертификата 1] Действителен с [ДатаС 1] по [ДатаПо 1] |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Азбука безопасности»
Направленность программы: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
Срок освоения программы: октябрь 2025г. – май 2026г.
Уровень программы: базовый
Разработчик: Напреенко Алена Викторовна - воспитатель
Введено в действие приказом
Содержание
№ | Наименование | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Актуальность Программы | 3 |
1.2. | Цели и задачи Программы | 5 |
1.3. | Принципы построения Программы | 6 |
1.4. | Возрастные особенности детей 6-7 лет и их учет в Программе | 6 |
1. 5. | Сроки реализации и режим занятий | 6 |
2. | Учебно-тематический план | 6 |
2.1. | Учебный план | 6 |
2.2. | Календарный учебный график | 7 |
2.3 | Календарно-тематический план | 7 |
3. | Содержание Программы по тематическим блокам | 11 |
4. | Планируемы результаты освоения Программы | 11 |
4.1 | Целевые ориентиры (ребенок будет знать) | 11 |
4.2 | Целевые ориентиры (ребенок будет уметь) | 11 |
4.3 | Система оценки результатов освоения Программы | 11 |
5. | Методическое обеспечение Программы | 12 |
5.1 | Формы, методы и приемы работы с детьми | 12 |
5.2 | Содержание и организация предметно-пространственной среды | 12 |
6. | Условия реализации программы | 12 |
6.1 | Материально-техническое обеспечение | 12 |
6.2 | Информационно-методическое обеспечение | 12 |
7. | Список использованной литературы | 13 |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Азбука безопасности» разработана для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) и имеет социально-гуманитарную направленность.
Программа направлена на формирование у детей основ культуры безопасности жизнедеятельности и представляет собой систему мероприятий, способствующих усвоению правил безопасного поведения в различных ситуациях.
1.1. Актуальность программы.
Современный мир наполнен не только радостями открытий, но и множеством опасностей. Дошкольник, проявляя естественную любознательность, часто не осознает рисков, связанных с бытовыми приборами, незнакомцами, дорогой или природой. Программа «Азбука безопасности» призвана систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, сформировать у них основы осмотрительности и навыки правильных действий в случае потенциальной угрозы.
Законодательно – нормативное обеспечение Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Азбука безопасности» составлена в соответствии с правовыми документами, регламентирующими программы дополнительного образования:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
- Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы;
- Целевая программа развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 (с изменениями);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
Документы в сфере персонифицированного финансирования дополнительного образования
- Приказ от 12.08.2022 №10-П-1692 “О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 4 августа 2016 года №1224 "Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре”.
- Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 4 августа 2016 г. №1224).
- О внесении изменения в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.10.2016 г. №1610).
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.01.2017 г. №112).
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.05.2017 г. №871)
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.07.2017 г. №1155)
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.08.2018 г. №1142).
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.10.2019 г. №1386).
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ культуры безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
Обучающие:
Дать представление об опасных и безопасных ситуациях.
Познакомить с основными правилами безопасного поведения дома, на улице, в природе, при общении с людьми.
Учить узнавать и называть источники опасности.
Формировать знания о номерах экстренных служб (01, 02, 03, 112 или 101, 102, 103) и правилах обращения к ним.
Развивающие:
Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление и память.
Развивать умение предвидеть возможные последствия своих действий.
Развивать коммуникативные навыки: умение четко объяснить проблему взрослому.
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.
Воспитывать осторожность, но не панический страх.
Формировать доброжелательное и осторожное отношение к окружающим.
1.3. Принципы построения программы
Программа построена на принципах доступности, наглядности, систематичности, интеграции образовательных областей и практической направленности.
1.4. Возрастные особенности детей 6-7 лет
Учитывается высокий уровень познавательной активности детей, способность анализировать простые причинно-следственные связи, а также потребность в игровой деятельности и наглядности.
1.5. Сроки реализации и режим занятий
Программа рассчитана на учебный год (октябрь-май), включает 28 занятий продолжительностью 30 минут каждое.
2. Учебно-тематический план
2.1. Учебный план
№ | Тематический блок | Количество занятий |
1 | Безопасность дома | 8 |
2 | Безопасность на улице и дороге | 7 |
3 | Безопасность в природе | 4 |
4 | Безопасность в общении | 3 |
5 | Помощники всегда рядом | 4 |
6 | Итоговый блок | 2 |
Итого | 28 |
2.2 Календарный учебный график
Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май. Даты могут корректироваться в соответствии с производственным календарем учебного года.
2.3 Календарно-тематический план
Месяц | Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Содержание (виды деятельности) |
Октябрь | 1 | «Что такое опасность» | Формировать понятия «опасность» – «безопасность». Учить видеть источники опасности в знакомой обстановок | Беседа по сюжетным картинкам «Найди опасность». Дидактическая игра «Опасно-безопасно». |
2 | «Осторожно, огонь!» | Дать знания о правилах пожарной безопасности. Формировать представление о профессии пожарного | Рассматривание плаката «Правила пожарной безопасности». Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Пожар». | |
3 | «Наша кухня» | Закреплять знания об опасных предметах на кухне (плита, нож, горячая еда). Воспитывать осторожность. | Составление рассказов по сюжетным картинкам «Опасно на кухне». Опыт с теплой и холодной водой. | |
4 | «Лекарства и бытовая химия» | Объяснить, что лекарства и бытовая химия могут быть опасны. Формировать правило: не трогать и не пробовать неизвестные вещества. | Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» (аптечка и продукты). Беседа «Почему нельзя пробовать таблетки?» | |
Ноябрь | 1 | «Электричество: друг или враг» | Познакомить с основными правилами безопасного обращения с электроприборами. Объяснить опасность тока | Просмотр и обсуждение мультфильма «Уроки тетушки Совы» об электроприборах. Беседа «Для чего нужны розетки?». |
2 | «Если в дверь звонит незнакомец» | Формировать навыки безопасного поведения при общении с незнакомцами дома (не открывать дверь) | Чтение и обсуждение рассказа Л. Радзиевской «Незнакомые люди». Сюжетно-ролевая игра «Звонок в дверь». | |
3 | «Один дома» | Обобщить и закрепить правила безопасного поведения, когда ребенок остается один дома. Развивать чувство ответственности | Моделирование ситуаций «Что делать, если...». Рисование памятки «Мои правила безопасности дома». | |
4 | «КВН. Знатоки домашней безопасности» | В игровой форме обобщить и закрепить знания, полученные в блоке «Безопасность дома» | Командные игры «Загадки от домовенка», «Собери знак», «Разрешается-запрещается». | |
Декабрь | 1 | «Наш город и его улицы» | Закреплять знания о понятиях «тротуар», «проезжая часть», «пешеходный переход». Знакомить с дорожными знаками. | Конструирование из бумаги макета улицы с дорогой, тротуаром и зеброй. Дидактическая игра с макетом «Расставь знаки правильно». |
2 | «В гости к Светофору Светофорычу» | Систематизировать знания о сигналах светофора и правилах перехода проезжей части. Развивать навык осознанного поведения на дороге. | Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый». Аппликация «Светофор». Чтение стихов С. Михалкова о светофоре. | |
3 | «Мы – пассажиры» | Познакомить с правилами безопасного поведения в транспорте и на остановках. Объяснить необходимость детского автокресла. | Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Беседа по картинкам «Как вести себя в машине». Просмотр серии «Азбука безопасности» от Смешариков. | |
4 | «Зимние опасности на улице» | Знакомить с сезонными зимними опасностями (гололед, сосульки, сугробы у дороги). Учить предвидеть опасность. | Беседа «Осторожно, гололед!». Рассматривание плаката «Опасные сосульки». Лепка из пластилина «Снеговик во дворе» (обсуждение места для игр). | |
Январь | 1 | «Безопасность во дворе» | Обсудить потенциально опасные ситуации во дворе (мяч на дороге, неисправные качели). Воспитывать взаимовыручку. | Рисование «Мой безопасный двор». Обсуждение ситуаций по картинкам. Подвижная игра во время прогулки «Спаси товарища». |
2 | «Собака бывает кусачей…» | Формировать правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми и бездомными животными. Объяснить, как избежать нападения. | Беседа «Как подружиться с собакой?» (правила приближения). Инсценировка ситуации «Встреча с животным». Чтение А. Усачев «Про собаку». | |
3 | «Викторина – я примерный пешеход» | Закрепить знания правил дорожного движения и безопасного поведения на улице. Развивать быстроту реакции. | Командная викторина с загадками, заданиями «Найди ошибку» на картинке, игрой «Дорожные знаки». | |
Февраль | 1 | «Лесные правила: не заблудись!» | Формировать правила поведения в лесу (не отставать, не есть незнакомые ягоды/грибы). Дать элементарные знания, что делать, если потерялся. | Беседа по плакату «Правила поведения в лесу». Дидактическая игра «Съедобный грибок положи в кузовок». Чтение В. Сутеев «Под грибом». |
2 | «Огонь в лесу – страшная беда!» | Объяснить причины и страшные последствия лесных пожаров. Закрепить правило: никогда не разводить костер без взрослых. | Просмотр социального ролика о лесных пожарах. Коллективное рисование плаката «Береги лес от огня!». | |
3 | «Вода – друг, вода – враг» | Познакомить с правилами безопасного поведения у водоемов в разное время года. Объяснить, почему нельзя ходить к воде одним. | Беседа «Отдых у реки». Опыты с водой (знакомство со свойствами). Конструирование из бумаги «Спасательный круг». | |
4 | «Осторожно! Клещ! И другие насекомые» | Дать элементарные представления о клещах и других опасных насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на природе. | Рассматривание иллюстраций с насекомыми. Беседа «Как одеваться в лес?». Сюжетно-ролевая игра «После прогулки в парке». | |
Март | 1 | «Свой, чужой, знакомый» | Учить различать понятия «свой», «знакомый», «чужой». Формировать правила общения с незнакомыми людьми. | Беседа с использованием кукольного театра «Кому можно открыть дверь?». Проигрывание ситуаций отказа. |
2 | «Умение сказать НЕТ» | Учить детей говорить «нет» в ситуациях, которые кажутся им опасными или неприятными. Развивать уверенность в себе. | Тренинг с отработкой уверенного отказа. Чтение и обсуждение рассказа «Сказка о Зайке, который не умел говорить "нет"». | |
3 | «Как решать споры мирно?» | Учить детей безопасным способам разрешения конфликтов со сверстниками (использовать слова, а не кулаки). | Беседа «Как помириться?». Инсценировка конфликтных ситуаций и поиск мирного выхода. Подвижная игра «Дружный круг». | |
Апрель | 1 | «Кто нас защищает?» | Познакомить с профессиями полицейского, пожарного, спасателя, врача. Формировать уважение к их труду. | Встреча с сотрудником МЧС (или просмотр презентации). Рисование «Наши помощники». Сюжетно-ролевая игра «Спасательная служба». |
2 | «Телефоны спасения 01,02,03,112» | Познакомить с номерами экстренных служб. Учить набирать номер и четко сообщать диспетчеру информацию. | Игра с игрушечными телефонами «Вызов службы спасения». Разучивание стих-подсказки про номера. Дидактическая игра «Что случилось?» (подбор карточки к номеру). | |
3 | «Если ты потерялся» | Формировать алгоритм действий в ситуации, если потерялся в городе (оставаться на месте, обратиться к полицейскому). | Моделирование ситуации «В торговом центре». Беседа «Кому из взрослых можно доверять?». Изготовление кармашка с визиткой-подсказкой. | |
4 | «Сюжетно-ролевая игра Вызываем помощь» | Закрепить на практике умение вызывать экстренные службы, общаться с диспетчером. | Комплексная игра с распределением ролей (пострадавший, диспетчер, спасатель) по различным сценариям. | |
Май | 1 | Путешествие по «Карте безопасности» | Обобщить знания обо всех пройденных правилах безопасности. Развивать умение анализировать ситуации. | Игра-путешествие по большому нарисованному плану с остановками «Дом», «Улица», «Природа». На каждой остановке – проблемные задания. |
2 | Итоговый досуг «Я – супер- спасатель!» | В форме веселого квеста закрепить все полученные за год знания и навыки. Создать ситуацию успеха. | Квест с заданиями от сказочных героев. Вручение дипломов «Знатоку азбуки безопасности». |
3. Содержание Программы по тематическим блокам
- Безопасность дома: Опасные предметы (бытовая химия, лекарства, электроприборы), правила поведения при пожаре, общение с незнакомцами.
- Безопасность на улице: Основы ПДД для пешеходов, безопасность во дворе, правила поведения с животными.
- Безопасность в природе: Правила поведения в лесу, у водоемов, различение съедобного и несъедобного.
- Безопасность в общении: Различение «своих» и «чужих», формирование навыка отказа.
- Помощники всегда рядом: Профессии спасателей, экстренные номера телефонов.
4. Планируемые результаты освоения Программы
4.1. Целевые ориентиры (ребенок будет знать)
Основные источники опасности дома, на улице, в природе; правила перехода дороги; номера экстренных служб 01, 02, 03, 112.
4.2. Целевые ориентиры (ребенок будет уметь)
Узнавать и избегать опасные ситуации; правильно действовать при пожаре, встрече с незнакомцем; обращаться за помощью
4.3. Система оценки результатов
Наблюдение, беседы по картинкам, игровые ситуации (октябрь, май). Итоговое мероприятие – квест «Юный спасатель».
5. Методическое обеспечение Программы
5.1. Формы и методы
Сюжетно-ролевые и дидактические игры, беседы, чтение художественной литературы, моделирование ситуаций, просмотр обучающих мультфильмов.
5.2. Предметно-пространственная среда
Уголок безопасности с плакатами, дорожными знаками, атрибутами для игр (рули, каски пожарного), подборкой книг и дидактических игр.
6. Условия реализации Программы
6.1. Материально-техническое обеспечение:
Помещение с пространством для игр, столы для творчества; магнитофон, проектор; игровые наборы («Дорожные знаки», «Профессии»).
6.2. Информационно-методическое обеспечение:
Методические пособия для педагогов; картотека игр и конспектов занятий.
7. Список использованной литературы
1. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2024.
2. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Познавательное развитие. Ребенок и окружающий мир. Методические рекомендации к программе «Мир открытий». — М.: Просвещение, 2022-2025.
3. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс.
4. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. — М.: ТЦ Сфера.
5. Радзиевская, Л. Ты один на улице. — Художественная литература для чтения детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"
Безопасность жизнедеятельности человека во всем мире признается главной проблемой во всем мире. Защита человека от негативных воздействий природного и техногенного характера, достижение комфортных усл...
Программа дополнительного образования кружка "Азбука безопасности" для детей 5 - 6 лет
Программа кружковой работы "Азбука безопасности" для детей 5 - 6 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука безопасности"
дополнительная образовательная Программа «азбука безопасности» для детей 5-7 лет срок реализации программы: 2 учебных года...

Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"
материал предназначен для воспитателей ,подготовительной группы...

Дополнительная образовательная программа "Азбука безопасности"
Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения. Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Программа по реализации дополнительных образовательных услуг по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Азбука безопасности» в рамка...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по формированиюоснов безопасности у дошкольников "Азбука безопасности". Возраст вос...