ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
статья (подготовительная группа)

Гусеева Седагет Ниязутдиновна

 

В современном мире дети с самого раннего возраста сталкиваются с различными гаджетами. Они прочно вошли в современную жизнь, стали привычной и очень удобной составляющей повседневности. Мы уже не задумываемся над тем, как найти ту или иную информацию, просто находим ее в Интернете, а возможность позвонить в любой момент и в любое место уже давно стало обыденным и привычным. Современные дети и вовсе уверенны, что это совершенно нормально и так было всегда.

Педагогическая задача поставить интерактивные технологии на познавательный, обучающий и воспитательный уровень. Опыт работы показывает, что информация, поданная детям при помощи ИКТ, лучше воспринимается и быстрее усваивается. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, в настоящее время невозможно представить себе работу современного детского сада без интерактивных технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 30.58 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Гусеева С.Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский

           В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций (ДОО) интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).

В учебном пособии «Педагогические технологии» понятие «педагогическая технология определяют, как построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер [2].

К числу современных образовательных технологий можно отнести: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационные и коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя; игровая технология; технология «ТРИЗ» и др.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

       Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

           В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит: от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОО, профессиональной компетентности педагога, показателей здоровья детей.

 Целью технологии проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

 Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

 Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

 Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

 Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

 Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

 В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  • гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

  • технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Портфолио – это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

 Существует ряд функций портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени); содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ); рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

 Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много.

  Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим; владеющим современными технологиями образования; приемами психолого-педагогической диагностики; способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности; умением прогнозировать свой конечный результат.

 У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

 Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Раздел 5 «Работа с родителями»

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

  Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

  В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

  Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, по мнению В.В. Харитоновой, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ [4].

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. А основной задачей использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

           ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

 При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

 Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Более подробно остановимся на информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в ДОО.

 Целью ИКТ является повышение качества образования через активное внедрение их в воспитательно-образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО.

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи: идти в ногу со временем; стать для ребенка проводником в мир новых технологий; сформировать основы информационной культуры его личности; повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ: исследовательский характер; легкость для самостоятельных занятий детей; развитие широкого спектра навыков и представлений; возрастное соответствие; занимательность.

Классификация программ: развитие воображения, мышления, памяти; говорящие словари иностранных языков; простейшие графические редакторы; игры-путешествия; обучение чтению, математике; использование мультимедийных презентаций.

 Преимущества компьютера: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании ИКТ: недостаточная методическая подготовленность педагога; неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях; бесплановость, случайность применения ИКТ; перегруженность занятия демонстрацией.

  Выделяются следующие составляющие ИКТ в работе современного педагога ДОО:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья;

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;

5. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

С развитием ИКТ, в условиях цифровизации ДОО, большое распространение получают интерактивные образовательные технологии. В учебном пособии [3] И.В. Плаксина рассматривает интерактивное обучение как одно из условий достижения современных образовательных целей.

  Неотъемлемой частью современного дошкольного образования являются интерактивные технологии, которые призваны, прежде всего, улучшить качество образования и воспитания, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

Применение данных технологий, по мнению С.В. Баклановой и Т.Ю. Комаровой, позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, развивать познавательную сферу детей, активизировать творческую составляющую педагогического процесса [1].

В современном мире дети с самого раннего возраста сталкиваются с различными гаджетами. Они прочно вошли в современную жизнь, стали привычной и очень удобной составляющей повседневности. Мы уже не задумываемся над тем, как найти ту или иную информацию, просто находим ее в Интернете, а возможность позвонить в любой момент и в любое место уже давно стало обыденным и привычным. Современные дети и вовсе уверенны, что это совершенно нормально и так было всегда. 

Педагогическая задача поставить интерактивные технологии на познавательный, обучающий и воспитательный уровень. Опыт работы показывает, что информация, поданная детям при помощи ИКТ, лучше воспринимается и быстрее усваивается. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, в настоящее время невозможно представить себе работу современного детского сада без интерактивных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бакланова, С.В. Использование интерактивных технологий в педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения / С.В. Бакланова, Т.Ю. Комарова
  2. Педагогические технологии: учебное пособие / Авт-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  3. Плаксина, И.В. Интерактивные образовательные технологии: учебное пособие / И.В. Плаксина. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 151 с.
  4. Харитонова, В.В. ТРИЗ Г.С. Альтшуллера / В.В. Харитонова. – Режим доступа: nportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют разнообразные инновационные технологии работы. Сущность современных педагогических технологий выра...

Проект на тему: «Использование инновационных педагогических технологий в непосредственной образовательной деятельности дошкольной группы 4-5 лет».

АктуальностьАктуальность и перспективность опыта очевидна, ведь использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обусловлено в первую очередь социальной потребностью общества. В посл...

Сущность инновационных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использова...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...

Проект "Портфолио дошкольника как инновационная технология в дошкольной образовательной организации"

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенапра...

«Метод проектов как современная педагогическая технология в дошкольной образовательной организации»

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, ...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...