Мое село -моя малая Родина
методическая разработка (старшая группа)

Ахмыстова Татьяна Николаевна

патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

"Мое село – моя малая родина"

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

фантазии, творчеству – это источник любви к Родине».

(В.А. Сухомлинский).

Воспитание любви к малой родине, местным традициям, культурному наследию и истории – главные направления в воспитании подрастающего поколения. Без чувства любви к малой родине нет «большого» патриотизма..

«Патриотизм, - как сообщает Словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова, - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».  Содержание  понятия патриотизма -  многогранно: это и любовь к семье, родному дому,  детскому саду, родным местам, природе родного края, людям, их труду, и чувство гордости за всенародные достижения в искусстве, спорте,  уважение к Российской Армии, милиции, чувство гордости за мужество и патриотизм российских воинов в Чечне, Афганистане и других экстремальных обстоятельствах военной службы  и стремление быть на них похожими, и ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранять, преумножать богатства своей Родины.

Знакомство детей с родным краем: историко-культурными, национальными, природными особенностями, которые формируют у дошкольников такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные с детства, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении «Родина»  пишет:

«Ты вспомнишь не страну большую

Которую изъездил и узнал.

Ты вспомнишь Родину такую,

Какой её ты с детства увидал».

Всё, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном селе, родных и близких людях, о том, что мы зовём своей  малой Родиной.

Наш детский сад активно реализует региональный проект « Моя малая Родина» под проект « Дошкольникам о родном крае».

Работу по нравственно -  патриотическому воспитанию я планирую по следующим направлениям:

1. История нашего  села (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории села).

2.  Трудовые будни наших земляков (экскурсии, беседы, занятия).

3    Природа и фауна нашего края.

4.   «Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсии к мемориальному комплексу)

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, краю;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к народным традициям и промыслам;
  • Знакомства детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Воспитывая любовь к родному селу, я подвожу детей к пониманию, что их село - частица Родины, что во всех местах больших и маленьких есть много общего, знакомлю детей с историей возникновения нашего села на материалах историко – краеведческого музея дважды Героя Советского Союза маршала Н.И Крылова.

 Дети узнают о том, что изначально  наше село имело название « Голяевка» Откуда произошло название села, точно не установлено. Но принято считать, что от «голого» места. Действительно, по рассказам старожилов, место, где обосновывалось село, было безлесным, открытым, если не считать деревьев, которые росли на болоте.С 1952 года село получило новое название « Вишнёвое».Проводя экскурсии в краеведческий музей, я знакомлю детей с предметами быта (самовар,  патефон, крынки,  кувшины, люлька, старинная кровать),  орудиями труда( ткацкий станок, ступа, жернова, серп),  которыми пользовались наши предки, одежда и обувь( лапти, сарафаны, рубашки).

Знакомство с трудом взрослых стараюсь проводить в форме целевых прогулок и экскурсий на объекты труда. Согласно перспективному планированию провела экскурсии в колхозные мастерские, пекарю, мебельный цех, школу, библиотеку, врачебную амбулаторию, магазины.

Дети видят важность и значимость труда своих родителей, и это является продолжением заложения основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного села.  Воспитанники моей группы  принимали участие в районном конкурсе рисунка « Профессии наших родителей» где  стали призёрами конкурса.

Во время экскурсии в историка - краеведческий музей дети узнают об истории образования колхоза в селе, о людях труда, о достижениях и  наградах, размещённых в залах музея. Бесценным материалом ознакомления дошкольников с историей села с этапами его развития является книга местного автора А.Г.Пучковой « Вишнёвое. Страницы прошлого листая».  

По фотографиям дети узнают,  в каких зданиях ранее располагались: детский сад, школа, больница, пекарня, магазины.  

Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у воспитанников удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей.

Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы. Они  учатся рассуждать, рассказывать и описывать элементарные  явления природы.

Через экскурсии в парк, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Детям очень  нравятся целевые прогулки. Хотя  они кратковременны, эпизодичны, но очень разнообразны по тематике: наблюдения за особенностями погоды,  за растениями, животными в  разные  времена года.

Постепенно границы наблюдений расширяются – участок детского сада с огородом и цветниками. На огороде вместе с детьми выращиваем не только овощные культуры ( редис, фасоль, огурцы, капуста, тыква, укроп, петрушка, салат), но и злаковые и кормовые культуры( пшеница, овёс, ячмень, кукуруза, подсолнечник).  В течении лета совместно с детьми выращиваем большое количество цветов. В процессе труда в природе дети ведут наблюдение за ростом и развитием растений, приобретают элементарные навыки труда, и навыки бережного отношения к природе, испытывают удовлетворение результатам своего труда.

Ежегодно в ДОУ реализуется краткосрочный проект « Огород на окошке», в процессе которого дети под руководством воспитателя   выращивают помидоры, огурцы и зелень.

На занятиях по ИЗО деятельности дети отображают свои впечатления об экскурсиях в  рисунках.

Вишневская земля- край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.

Здесь родина дважды Героя,

И бюст его в парке стоит .

И буйная зелень черемух

Покой его здесь сторожит.

В нашем селе сохранился дом,  в котором  родился наш земляк – дважды  герой  Советского Союза  маршал Николай Иванович  Крылов.

В центре села в 1951 году установлен бюст нашего земляка  дважды Героя Советского Союза  маршала, Н.И. Крылова, главнокомандующего ракетными войсками стратегического назначения, который напоминает о великом подвиге советского народа в годы войны с фашистской Германией. В Советских Вооружённых Силах Н.И.Крылов прошёл путь от рядового красноармейца до Маршала Советского Союза, заместителя министра обороны СССР, который стоял у истоков создания ракетного оружия.

29 апреля наше село праздновало 115 годовщину  со дня рождения дважды  героя  Советского Союза  маршала  Николая  Ивановича  Крылова.

На празднике присутствовало много гостей, среди которых внучка маршала: Мария Юрьевна Крылова и Анастасия Борисовна Крылова, которые передали в краеведческий музей бесценные материалы: фотографии, рукописи деда, его полное собрание Всемирной истории. Воспитанники моей группы приняли участие в митинге.

В селе Вишнёвое, в 1985 году был открыт единственный в Тамалинском районе, историко-краеведческий музей имени Н.И. Крылова, где одна из комнат посвящена воинской доблести и славе. Весь материал, которым располагает музей, собран учащимися МОУ СОШ села Вишнёвое. Здесь размещён большой материал о четырёх поколениях  воинов- вишнёвцев защищавших Родину во время гражданской, Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн: биографии, фотографии, «похоронки», благодарности, характеристики, почетные грамоты, ордена, медали, удостоверения, личные вещи воинов, которые напоминают о великом подвиге наших земляков в годы войн. Все интересные факты истории и жизни наших земляков нашли свое отражение в материалах, которые расположены в комнате воинской доблести и славы. С более доступным для детей материалом я знакомлю  во время экскурсий в историко –краеведческий музей.

Для реализации нравственно – патриотического воспитания было необходимо создание развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей разновозрастной группы . Создан уголок русской культуры в группе, уголок государственной символики; уголок художественной литературы и дидактических  игр.. Создан мини - музей по нравственно – патриотическому воспитанию.

9 мая 2005года был открыт мемориал погибшим воинам - вишнёвцам. На плитах фамилии 320 воинов,  не вернувшихся с фронта.

Проводится  целенаправленная работа, которая включает  в себя тематические беседы «Этих дней не смолкнет слава», экскурсию к мемориалу погибшим воинам в ВОВ, тематический вечер, посвященный Дню Победы, выставку детских рисунков «Война глазами детей».  Посещение с концертной программой дом ветеранов.  При посещении мемориала дети возлагают цветы.

Наше село является самым благоустроенным населённом пунктом в Тамалинском  районе. И мы с нашими воспитанниками стараемся внести свой небольшой вклад в культурную жизнь села.  Наши дошкольники активные участники мероприятий, праздников проводимых в селе (праздник осени, новый год. масленица, День села). Готовим выставки поделок, рисунков, номера художественной самодеятельности. В связи с этим у детей развивается чувство любви к своей малой родине, гордости за ее достижения, культуру, историю, за своих земляков, прославивших Вишнёвое ;

-появляется мотивационная потребность изучения родного края, это проявляется в задаваемых детьми вопросах, в их рассказах, рисунках;

- формируется бережное отношение к природным богатствам, животному миру нашего края.

Родители должны быть непременными участниками работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателю и с детьми, и с родителями.

Эта работа особенно трудна в настоящее время. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих семьях вопросы патриотизма и гражданственности не считаются важными, а порой вызывают недоумение.

С родителями своей группы я регулярно провожу беседы, консультации, анкетирование, опросы. Оформляю папки – передвижки, помещаю наглядную информацию в уголке для родителей, привлекаю их к совместному участию в досугах, праздниках, конкурсах, выставках, акциях, днях открытых дверей.

Работу в направлении патриотического воспитания нужно постоянно развивать, усовершенствовать, обновлять. Используя в большом объёме материал краеведческого музея. В краеведении мы видим  источник патриотического воспитания дошкольников, а использование краеведческого  материала на занятиях вносит оживление, вызывает интерес и помогает глубже  познать свой край. Планируем  и в дальнейшем находить новые интересные формы в своей работе.  

Простор вокруг немереный,
И родников не счесть,
Село, каких, наверное,
В России много есть.
Здесь всё, чем сердце тешится,
Узнала я сполна,
Вишнёвое – отечество и родина  моя.
  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для старшей группы по нравственно – патриотическому воспитанию. "Мое село – мая малая Родина"

Цель: Формировать знания детей о родном крае, прививать любовь к родному дому.Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:- Знакомить детей с понятием о Родине малой и большой...

Проект «Моё село – моя малая Родина»

Цель проекта: Расширение представлений дошкольников о родном посёлке, любви к родным местам. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине....

Проект "Мое родное село - моя малая родина"

Проектная деятельность в ДОУ на тему "Мое родное село - моя малая родина" (календарное планирование совместной деятельности взрослого и детей в рамках проектной деятельности)...

"Моё село - моя малая родина"

У каждого человека на Земле есть место, где он родился. Здесь впервые он увидел мамины глаза и улыбку, ласковые лучи солнца, зеленую траву, голубое небо. Это место называется - Малая Родина!  Мал...

Мое село- моя малая родина.

Занятие о патриотическом воспитании и любви к своей малой родине....

НОД «Мое село – моя малая Родина»

Цель: формирование представлений у детей о совей малой Родине, которая является частичкой большой страны на основе ознакомления с ближайшим окружением и достопримечательностями села.Задачи:Образовател...

Конспект НОД «Мое село — моя малая Родина» для детей старшей группы

Конспект НОД «Мое село — моя малая Родина»для детей старшей группыАвтор: Доронина Татьяна Васильевна Воспитатель МДОУ «Филимоновский детский сад»Цель: - Уточнит...