Опыт работы по краеведению в детском саду
презентация

Смолянова Елена Алексеевна

Опыт работы по краеведению в детском саду

imageСмолянова Елена Алексеевна
Опыт работы по краеведению в детском саду

Меня зовут Смолянова Елена Алексеевна. Я – воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Комаричского детского сада №2

Стаж моей педагогической работы составляет 33 года и за это время я ни разу не пожалела, что стала воспитателем!

Я безумно люблю свою профессию, всех детей считаю своими родными и сама постоянно нахожусь в мире детства и сказки. Через мои руки прошло не одно поколение детей, но я с гордостью вспоминаю каждого из них.

Последние несколько лет я работаю по направлению Нравственно- патриотического воспитания по теме«Родной свой край – люби и знай!»

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. И именно дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к своей малой Родине, к родным местам, воспитание начал патриотизма.

Опыт работы по краеведению в детском саду

Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательную работу с детьми я провожу систематически, целенаправленно и планомерно.

Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, наблюдать природу, видеть её красоту. Организованное мной наблюдение объектов и явлений природы является основным способом ознакомления дошкольников с родной природой. В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение нескольких дней. Пребывание и труд детей в природе я использую для укрепления их здоровья и физического развития. Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приёмам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему.

 

Одной из самых интересных форм патриотического воспитания в дошкольном возрасте является экскурсия. Во время экскурсии ребенок сам становится активным участником образовательного процесса. Экскурсия позволяет получить дошкольникам новые знания и впечатления. Например, на экскурсии «Достопримечательности поселка Комаричи», целью которой являлось вызвать познавательный интерес к родному посёлку и его достопримечательностям, я использовала не только наблюдение, но и метод сравнения. Мы сравнивали купеческие дома, изображенные на старинных фотографиях с тем, как они выглядят в настоящее время, делали выводы. Течение экскурсии сопровождалось рассказом и беседой. Так же интересными для детей являются экскурсии к памятникам и мемориалам воинской славы, где дети знакомятся с погибшими героями в Великой Отечественной Войне; расширяют представления детей о воинах-защитниках; воспитывают уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; и воспитании патриотических чувств.

Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации познавательного интереса детей широко применяю игровые приемы. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагаю определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (например по поселку, в прошлое поселка и т. д. А также активно использовались дидактические игры.

Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка, в группе мной был создан нравственно-патриотический центр, который способствуют формированию патриотизма и гражданственности у дошкольников, дети знакомятся с природными объектами родного края, с Российской символикой, народными промыслами, бытовыми предметами старины, дети могут развернуть игру, используя макеты ближайшего окружения, познакомиться с правилами дорожного движения, рассмотреть альбомы, фотографии, иллюстрации по данной теме и др.

 

Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа. Это — совокупность наследства, оставленного нам предками. Посиделки в мини-музее детского сада «Русская изба» вызывают неподдельный интерес детей. Они как бы переносятся в прошлое, их окружают предметы старинного быта, звучат песни, частушки Брянского края, да и сами ребята одеты в русскую одежду, играют в народные игры. Этот перенос в прошлое завораживает их, надолго запоминается. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.

 

Также краеведческая работа с детьми дошкольного предусматривает тесное сотрудничество детского сада с музейными педагогами (экскурсоводами). Непосредственно перед посещением районного музея, я обязательно провожу подготовку детей с правилами поведения в музее и после посещения закрепляю полученные детьми впечатлений, при помощи беседы и просмотров фотографий. Такие творческие встречи чрезвычайно плодотворны в художественном воспитании детей. Их отношение к окружающему находит отражение в рисунках, аппликации, лепке. В них дети проявляют творчество, самостоятельность, любовь к родным местам, краю.

 

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Я провожу с родителями не только просветительскую работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, но и сами родители становятся непременными участниками процесса воспитания: помогают в сборе материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций, предметов быта, макетов памятных мест и др.

Таким образом, ознакомление с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свой край, город, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malaya_rodina.docx23 КБ

Предварительный просмотр:


             Опыт работы по краеведению в детском саду

Меня зовут Смолянова Елена Алексеевна. Я – воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Комаричского детского сада №2

Стаж моей педагогической работы составляет 33 года и за это время я ни разу не пожалела, что стала воспитателем!

Я безумно люблю свою профессию, всех детей считаю своими родными и сама постоянно нахожусь в мире детства и сказки. Через мои руки прошло не одно поколение детей, но я с гордостью вспоминаю каждого из них.

Последние несколько лет я работаю по направлению Нравственно- патриотического воспитания по теме«Родной свой край – люби и знай!»

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё.                                                                             Дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к родным местам, воспитание начал патриотизма. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России, синтез духовно – нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще.                                                                                                                                      

Любой край, область, даже небольшая деревенька неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. И задача  воспитателя – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему.  Причем эпизоды, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель обязан сам его хорошо знать.

Исходя из актуальности темы, я поставила перед собой следующую цель: формировать представление детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.                                                                   В процессе работы над данной темой я определила следующие задачи:  формировать любовь к родному поселку и интерес к прошлому и настоящему поселка; умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности; развивать бережное отношение к поселку и к своему району; развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране; воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в поселке, сопричастности к этому.

 Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательную работу с детьми я провожу систематически, целенаправленно, в тесном сотрудничестве с родителями. В своей работе я использую комплексный подход к вопросам формирования у детей гуманизма, любви к Родине - это взаимосвязь различных средств, методов и форм воспитания.

Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Не менее важным средством формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения.

Цель и задачи, которые я поставила перед собой, определили основные формы и методы работы с детьми. При этом я учитываю тесную взаимосвязь задач нравственно-патриотического воспитания с возрастными и личностными особенностями ребенка, а также с социальными условиями жизни.

В ходе проведения мероприятий использую различные методы и приёмы. Например, на экскурсии «Достопримечательности поселка Комаричи», целью которой являлось вызвать познавательный интерес к родному посёлку и его достопримечательностям, я использовала не только наблюдение, но и метод сравнения. Мы сравнивали купеческие дома, изображенные на старинных фотографиях с тем, как они выглядят в настоящее время, делали выводы. Течение экскурсии сопровождалось рассказом и беседой.

Познакомила детей с историей возникновения поселка Комаричи. Полученные на экскурсии знания закрепили в дидактической игре «Собери и назови».

Беседуя с детьми о том, где они живут, я задала вопрос: «А почему ваша улица так называется?». Ответ на этот вопрос я предложила детям найти вместе с родителями. В результате исследовательской деятельности детей и родителей мы создали альбом «Улицы нашего посёлка».

Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации познавательного интереса детей широко применяю игровые приемы в ходе организованной деятельности. Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия в прошлое поселка и пр. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому я использую не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда, вышитые полотенца, салфетки и т.д.).

Огромную помощь в этом оказывает фольклор. Посиделки в мини-музее «Русская изба» вызывают неподдельный интерес детей. Они как бы переносятся в прошлое, их окружают предметы старинного быта, звучат песни, частушки Брянского края, да и сами ребята одеты в русскую одежду, играют в народные игры. Этот перенос в прошлое завораживает их, надолго запоминается. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Я провожу с родителями не только просветительскую работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, родители становятся непременными участниками процесса воспитания: помогают в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.

Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это — совокупность наследства, оставленного нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Работа с детьми дошкольного возраста в музее предусматривает тесное сотрудничество детского сада с музейными педагогами  (экскурсоводами). В детском саду провожу подготовку детей к посещению музея и закрепление полученных впечатлений после посещения музея. Такие творческие встречи чрезвычайно плодотворны в художественном воспитании детей.  Их отношение к окружающему находит отражение в рисунках, аппликациях.  В рисунках дети проявляют творчество, самостоятельность, любовь к родным местам, краю.

В процессе занятий с детьми формирую:  чувство привязанности к своему дому, к детскому саду, к друзьям в детском саду, к своим близким; чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; воспитываю патриотизм, уважение к культурному прошлому своего родного поселка; воспитываю гражданско-патриотические чувства через изучение символики родного поселка. Мы пополнили свои знания об истории родного поселка, людях прославивших наш поселок.

Содержательная жизнь в группе, обогащение развивающей среды материалами о поселке Комаричи, о Брянщине, постоянная занятость детей, создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка – всё это способствует устранению конфликтов между детьми. Дети стали спокойнее, добрее, отзывчивее.

    В группе создана оптимальная предметно – пространственная развивающей среда. В неё входит: уголок нравственно-патриотического воспитания, где дети могут развернуть игру, используя макеты ближайшего окружения детского сада, познакомиться с правилами дорожного движения, рассмотреть альбомы, фотографии, иллюстрации по данной теме.

Подобраны специальные художественно – дидактические пособия:

Альбомы: «Символы России, «Наш поселок»«Брянск – город труженик»;

«Сотрудники нашего детского сада»«Папа, мама, я – наша дружная семья»«Государственные символы»

Тематические подборки картинок, иллюстраций, фотографий, открыток;

Систематизирована картотека стихов, пословиц, поговорок о родном крае и России, такие как: «Пословицы, поговорки, стихи о семье и родном доме»; «Стихи о Брянщине»; «Пословицы, поговорки о труде; Стихи и загадки о профессиях»; «Стихи о Родине»

Дидактические игры: «Знатоки поселка Комаричи»; «Моя родина Россия»; «Комаричи сегодня»; «Государственные символы»; «Расскажи про свой поселок»; Лото «Профессии»; «Дорожные знаки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность в детском саду"

Проектная деятельность в детском саду...

Опыт работы "Фитбол-гимнастика в детском саду"

Из опыта работы. План работы кружка по фитбол-гимнастике на год в подготовительной группе ....

Обобщенный опыт работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социализации ребенка"

Главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка отводится социально-педагогической деятельности ДОУ. Возникает потребность рассматривать процесс социального воспитания дошкольников в дош...

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Статья на тему «Опыт работы по здоровьесбережению в детском саду»

Учёные доказали, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут своё начало с дошкольн...

Опыт работы "Творческая мастерская в детском саду"

Меня всегда интересовала тема развития творческих способностей детей. Почему кто-то вырастает творчески развитой личностью, пышет креативностью, а кто-то…Конечно, же: все мы родом из детства и ответ н...

Учебно-методический комплект: Методическое пособие "Организация работы по краеведению в детском саду с детьми 6-7 лет" и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-7 лет с взрослым по программе "Моя малая родина - Кузбасс"

Название работы: Методическое пособие «Организация работы с детьми 6-7 лет в детском саду по краеведению» и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-8 лет с вз...