ДОП по познавательному развитию "Профориентация дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста, расчитанная на два учебных года (5-6 лет, 6-7 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_st.gr_._a.l.docx | 57.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
По познавательному развитию:
«Профориентация дошкольников»
Составитель:
Сингатулина А.Л.
Берёзовский городской округ, 2020г.
Содержание
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка………………………………………………..3
1.1.1. Актуальность (направленность, новизна, целесообразность)……4
1.1.2. Возрастные особенности……………………………………………6
1.1.3. Цель и задачи ДОП………………………………………………….13
1.1.4.Ожидаемые результаты………………………………………………14
1.1.5.Форма и периодичность проведения ООП…………………………..15
1.1.6.Требования к развивающей предметно- пространственной среде. ..15
1.1.7. Критерии, показатели результативности освоения программы……16
2. Содержательный раздел.
2.1. Учебно-тематический план. …………………………………………….18
2.2. Календарно -тематический план………………………………………...20
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………23
3. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение……………………………….25
3.2. Обеспеченность методическими материалами………………………..25
Литература………………………………………………………………..26
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа (далее ДОП) разработана в соответствии:
- с основной образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Звёздочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников
- с Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
- с образовательной программой дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Дополнительная общеразвивающая программа ориентирована на старший дошкольный возраст (старшая группа, 5-6 лет, подготовительная группа 6-7 лет), расчитанна на два учебных года, сформирована с учётом особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
1.1.1.Актуальность.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной деятельности. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.
1.1.2. Возрастные особенности.
Старшая группа (5-6 лет):
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.
Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.
В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Подготовительная группа (6-7 лет):
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.1.3. Цель и задачи ДОП.
Цель: формирование ранней профориентации детей 5-7 лет посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
- расширять и систематизировать представления о труде родителей и других взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость);
- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
- формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
1.1.4. Ожидаемые результаты.
К концу первого года реализации программы (старшая группа, 5-6 лет) воспитанники должны :
- иметь представление о различных видах профессий;
- проявлять интерес к разным профессиям;
- выражать желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа;
- иметь представление о ценности труда, соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на работе.
К концу второго года реализации программы (подготовительная группа, 6-7 лет) воспитанники должны :
- иметь представление о разных профессиях, об истории возникновения и развития данных профессии;
- знать где и кем работают родители и в чем ценность их труда;
- соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии;
- иметь обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- использовать предметы-заместители в качестве атрибутов для творческих игр, самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры.
1.1.5. Форма и периодичность проведения ООД.
Участниками реализации ДОП являются: Воспитатели группы, воспитанники, родители.
Форма занятий: группой (по количеству присутствующих детей в группе).
Срок реализации ДОП- 2 учебных года, с 1 сентября по 31 мая.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью:
1 год реализации программы – 25 минут.
2 год реализации программы – 30 минут.
1.1.6. Требования к развивающей предметно – пространственной среде.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию дополнительной общеразвивающей программы;
- Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами.
1.1.7. Критерии, показатели результативности освоения ДОП.
Уровень результативности освоения программы определяется через наблюдение воспитателя и беседу с ребёнком.
Результаты оцениваются по 3 бальной системе, где:
3- высокий уровень.
Ребёнок самостоятелен, справляется с поставленной задачей, не испытывает затруднений.
2- средний уровень.
Ребёнок иногда нуждается в помощи воспитателя, допускает незначительные ошибки, нуждается в незначительной помощи воспитателя при выполнении поставленной задачи.
1- низкий уровень.
Ребенок часто допускает ошибки, часто нуждается в помощи воспитателя, самостоятельно не справляется с поставленной задачей.
Критерии оценивания беседы с ребёнком.
Первый год (старшая группа, 5-6 лет):
- знает где и кем работают родители и в чем ценность их труда;
- имеет представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- имеет представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- имеет представление о труде людей в разное время года;
- знаком с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства;
- соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии.
Второй год (подготовительная группа, 6-7 лет):
- имеет представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость);
- имеет представления о современных профессиях;
- имеет представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
- имеет представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
- самостоятельно организовывает сюжетно-ролевые игры, использует предметы-заместители в качестве атрибутов для творческих игр.
2. Содержательный раздел.
2.1. Учебно-тематический план.
1 год реализации программы (старшая группа, 5-6 лет).
№ | дата | Тема | Количество ООД/часов | ||
1. | Сентябрь | Диагностика | В неделю | В месяц | всего |
1/25 мин. | 2/50мин. | 2/ 50мин. | |||
2. | Сентябрь Октябрь Ноябрь | Проект: «Профессии детского сада» | 1 /25 мин. | 2/50мин. 4/1ч.40мин. 4/1ч.40мин. | 10/4ч.10мин. |
3. | Декабрь Январь Февраль | Проект: «Профессии моих родителей» | 1/25 мин. | 4/ 1ч.40мин. 2/ 50мин. 4/ 1ч.40мин. | 10/4ч.10мин. |
4. | Март Апрель Май | Проект: «Кем я хочу стать» | 1/25 мин. | 4/ 1ч.40мин. 4/ 1ч.40мин. 2/ 50мин. | 10/4ч.10мин. |
5. | Май | Диагностика | 1/25 мин. | 2/ 50мин. | 2/ 50мин. |
2год реализации программы (подготовительная группа, 6-7 лет).
№ | дата | Тема | Количество ООД/часов | ||
1. | сентябрь | Диагностика | неделя | месяц | всего |
1/30мин. | 2/1ч. | 2/1ч. | |||
2. | Сентябрь Октябрь Ноябрь | Проект: «Современные профессии» | 1/30 мин. | 2/1ч. 4/2ч. 4/2ч. | 10/5ч. |
3. | Декабрь Январь Февраль | Проект: «История механизации в труде. Машины-помощники» | 1/30 мин. | 4/2ч. 2/1ч. 4/2ч. | 10/5ч. |
4. | Март Апрель Май | Проект: «Виды труда: производственный и обслуживающий.» | 1/30 мин. | 4/2ч. 4/2ч. 2/1ч. | 10/5ч. |
5. | Май | диагностика | 1/30 мин. | 2/1ч. | 2/1ч. |
2.2. Календарно-тематический план.
1 год реализации программы.
ДАТА | ТЕМА | ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ||
СЕНТЯБРЬ 1, 2 НЕДЕЛЯ | Диагностика | |||
3,4 НЕДЕЛЯ | Проект: «Профессии детского сада» | 1 этап – подготовительный. 1. Постановка цели и задач; определение методов исследования; составление календарно-тематического плана 2. Подбор наглядно-иллюстративного материала. 3. Подбор художественной литературы. 4. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр. 5. Создание картотеки дидактических игр. | ||
ОКТЯБРЬ 1,2,3,4 НЕДЕЛЯ НОЯБРЬ 1,2 НЕДЕЛЯ | Проект: «Профессии детского сада» | 2 этап — основной. Проведение комплекса мероприятий по теме: ООД, беседы, экскурсии, домашние задания, просмотр презентаций и мультфильмов, чтение художественной литературы, интервью с сотрудниками детского сада, фотосессии. | ||
3,4 НЕДЕЛЯ | Проект: «Профессии детского сада» | 3 этап — заключительный (обобщающий) Создание тематического альбома, выставка рисунков. | ||
1 этап – подготовительный. 1. Постановка цели и задач; определение методов исследования; составление календарно-тематического плана 2. Подбор наглядно-иллюстративного материала. 3. Подбор художественной литературы. 5. Создание презентаций 6. Привлечение родителей. | ||||
ДЕКАБРЬ 1,2 НЕДЕЛЯ
| Проект: «Профессии моих родителей» | |||
3,4 НЕДЕЛЯ ЯНВАРЬ 1,2,3,4 нед. ФЕВРАЛЬ 1,2 | Проект: «Профессии моих родителей» | 2 этап — основной. Проведение комплекса мероприятий по теме: ООД, беседы, домашние задания, просмотр презентаций и мультфильмов, чтение художественной литературы, сбор фотографий родителей в рабочей обстановке, приглашение родителей на тематические беседы. | ||
Проект: «Профессии моих родителей» | 3 этап — заключительный (обобщающий) Создание тематического альбома, выставка фотографий.. | |||
ФЕВРАЛЬ 3,4 НЕДЕЛЯ | ||||
МАРТ | 1 этап – подготовительный. 1. Постановка цели и задач; определение методов исследования; составление календарно-тематического плана 2. Подбор наглядно-иллюстративного материала. 3. Подбор художественной литературы. 5. Создание презентаций 6. Привлечение родителей. | |||
1,2 НЕДЕЛЯ | Проект: «Кем я хочу стать» | |||
МАРТ 3,4 НЕДЕЛЯ | Проект: «Кем я хочу стать» | 2 этап — основной. Проведение комплекса мероприятий по теме: ООД, беседы, домашние задания, просмотр презентаций и мультфильмов, чтение художественной литературы, сбор наглядного материала. | ||
АПРЕЛЬ | ||||
1,2,3,4 НЕДЕЛЯ | ||||
МАЙ | 3 этап — заключительный (обобщающий) Создание тематического лепбука, итоговая викторина с приглашением гостей. | |||
1,2 НЕДЕЛЯ | Проект: «Кем я хочу стать» | |||
МАЙ 3,4 НЕДЕЛЯ | Диагностика |
2 год реализации программы.
ДАТА | ТЕМА | ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
СЕНТЯБРЬ 1,2 неделя | Диагностика | |
СЕНТЯБРЬ 3,4 неделя | Проект: «Современные профессии» | 1 этап – подготовительный. 1. Постановка цели и задач; определение методов исследования; составление календарно-тематического плана 2. Подбор наглядно-иллюстративного материала. 3. Подбор художественной литературы. 5. Создание презентаций 6. Привлечение родителей. |
ОКТЯБРЬ 1,2,3,4 неделя НОЯБРЬ 1,2 неделя | Проект: «Современные профессии» | 2 этап — основной. Проведение комплекса мероприятий по теме: ООД, беседы, домашние задания, просмотр презентаций и мультфильмов, чтение художественной литературы. |
НОЯБРЬ 3,4 неделя | Проект: «Современные профессии» | 3 этап — заключительный (обобщающий) Создание тематического альбома, выставка творческих работ. |
ДЕКАБРЬ 1,2 неделя | Проект: «История механизации в труде. Машины-помощники» | 1 этап – подготовительный. 1. Постановка цели и задач; определение методов исследования; составление календарно-тематического плана 2. Подбор наглядно-иллюстративного материала. 3. Подбор художественной литературы. 5. Создание презентаций 6. Привлечение родителей. |
ДЕКАБРЬ 3,4неделя ЯНВАРЬ 1,2,3,4 неделя ФЕВРАЛЬ 1,2 неделя | Проект: «История механизации в труде. Машины-помощники» | 2 этап — основной. Проведение комплекса мероприятий по теме: ООД, беседы, домашние задания, просмотр презентаций и мультфильмов, чтение художественной литературы. |
ФЕВРАЛЬ 3,4 неделя | Проект: «История механизации в труде. Машины-помощники» | 3 этап — заключительный (обобщающий) Создание тематического альбома, выставка рисунков, создание лепбука. |
МАРТ 1,2 неделя | Проект: «Виды труда: производственный и обслуживающий.» | 1 этап – подготовительный. 1. Постановка цели и задач; определение методов исследования; составление календарно-тематического плана 2. Подбор наглядно-иллюстративного материала. 3. Подбор художественной литературы. 5. Создание презентаций 6. Привлечение родителей. |
МАРТ 3,4 неделя АПРЕЛЬ 1,2,3,4 неделя | Проект: «Виды труда: производственный и обслуживающий.» | 2 этап — основной. Проведение комплекса мероприятий по теме: ООД, беседы, домашние задания, просмотр презентаций и мультфильмов, чтение художественной литературы, сбор фотографий. |
МАЙ 1,2 неделя | Проект: «Виды труда: производственный и обслуживающий.» | 3 этап — заключительный (обобщающий) Создание тематического лепбука, викторина «Всё о профессиях» с приглашёнными гостями. |
МАЙ 3,4 неделя | Диагностика |
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников.
1 год реализации ДОП
№ | месяц | мероприятие | участники |
1 | сентябрь | Консультации: «Ранняя профориентация» «Проектная деятельность» | Воспитатели, родители, дети |
2 | октябрь | Пополнение центра сюжетно – ролевых игр атрибутами. Совместное создание тематического альбома: «Профессии детского сада» | Воспитатели, родители, дети |
3 | ноябрь | Выставка рисунков. | Воспитатели, родители, дети |
4 | декабрь | Привлечение к взаимодействию в работе над проектом: «Профессии моих родителей» Консультация: «Как рассказать про свою профессию интересно для ребёнка» | Воспитатели, родители, дети. |
5 | январь | Тематический вечер, с рассказами родителей о своей профессии. | Воспитатели, родители, дети |
6 | февраль | Создание тематического альбома: «Профессии моих родителей» Выставка фотографий. | Воспитатели, родители, дети |
7 | март | Привлечение родителей к проекту: «Кем я хочу стать» Консультация: «Беседы с ребёнком о профессиях» | Воспитатели, родители, дети |
8 | апрель | Совместное создание лепбука о профессиях. | Воспитатели, родители, дети |
9 | май | Итоговая викторина с приглашёнными гостями. | Воспитатели, родители, дети |
2 год реализации ДОП
№ | месяц | мероприятие | участники |
1 | сентябрь | Консультации: «Эффективность реализации проектов при участии родителей» «Роль родителей в выборе ребёнка» | Воспитатели, родители, дети |
2 | октябрь | Пополнение центра сюжетно – ролевых игр атрибутами. | Воспитатели, родители, дети |
3 | ноябрь | Совместное создание новых сюжетно – ролевых игр. | Воспитатели, родители, дети |
4 | декабрь | Консультация: «Развитие любознательности ребёнка через знакомство с историей предметов» | Воспитатели, родители, дети. |
5 | январь | Совместное создание лепбука: «История механизации в труде. Машины-помощники» | Воспитатели, родители, дети |
6 | февраль | Совместная выставка рисунков. | Воспитатели, родители, дети |
7 | март | Совместное создание лепбука о профессиях. | Воспитатели, родители, дети |
8 | апрель | Совместное создание лепбука о профессиях. | Воспитатели, родители, дети |
9 | май | Итоговая викторина с приглашёнными гостями. | Воспитатели, родители, дети |
3. Организационный раздел.
3.1. Материально – техническое обеспечение.
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы
по социализации: «Метод проектов как форма ранней профориентации дошкольников», в группе имеются:
- сюжетно – ролевые игры;
- мультимедийное оборудование;
3.2. Обеспеченность методическими материалами.
- Дидактические игры: «Всё о профессиях», «Профессии», «Кем я вырасту», «Что лишнее?», «Угадай профессию», «Чей инструмент?»;
- альбом с загадками, стихами, пословицами о труде взрослых;
- плакаты;
- тематические альбомы для рассматривания;
- картотека бесед по теме
Литература:
- Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет / Е. А. Алябьева — «ТЦ Сфера», 2014 — (Библиотека воспитателя (Сфера);
- Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с. - (Школа развития);
- Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Серия «Вместе с детьми»);
- Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
- Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10. с.56–63.
- Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.
- Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...
Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников
Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...
Познавательное развитие дошкольников. Предметный мир.Познавательно-исследовательская деятельность
Конспекты для младшей и средней групп, включающие в себя разделы "Предметный мир" и "Познавательно-исследовательскую деятельность "Материал соответствует ФГОС. Используются дидактические игрушки ...
«ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...
Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»
Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...
Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие познавательной деятельности дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО в образовательный процесс » (Образовательная область «Познавательное развитие»)
Вед.: Все педагоги детских садов должны детально изучить Стандарт дошкольного образования. Сейчас мы немного пройдёмся по нему с помощью практических заданий. Вам необходимо будет прочесть утверж...
Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников
Деловая игра, позволяющая систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствовать педагогическое мастерство....