Как создать для детей младшего дошкольного возраста предметно-игровую среду в группе
методическая разработка

Семенова  Ольга Борисовна

Как создать для детей младшего дошкольного возраста

предметно-игровую среду в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Как создать для детей младшего дошкольного возраста

предметно-игровую среду в группе

Игра как культурная форма деятельности ребёнка передаётся ему двумя путями – через живые образы деятельности взрослого и через игровой материал.

 Чтобы подбирать материал для детской игры, необходимо определить, какие игрушки будут наиболее полезны для освоения и активизации игровой деятельности на каждом возрастном этапе.

Игра ребёнка дошкольного возраста представляется в двух видах:

  • сюжетная игра
  • игра с правилами.

Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев.

Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Для игры детей 2-3 года, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

Главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребёнка»:

  • среда должна быть гетерогенной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребёнка;
  • среда должна быть связной, позволяющей ребёнку, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;
  • среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого;
  • среда должна соответствовать эмоциональному благополучию малыша, среда как часть «Я» ребёнка То, что меня согревает»). Содержание её определяется предметами и игрушками, которые ребёнок приносит из дома. Они являются носителями эмоционального благополучия для малыша, так как напоминают ему о близких людях, когда он испытывает грусть или одиночество.

Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребёнка:

  • оборудование для развития общих движений;
  • игровые средства для развития мелкой моторики;
  • игровые средства для развития сенсорного восприятия;
  • игровые средства для развития мышления;
  • игровые средства для развития речи и языка;
  • игровые средства для ознакомления с окружающим миром;
  • игровые средства для социально-эмоционального развития;
  • игровые средства и материалы для творческого развития;
  • игровые средства и оборудование для организации сюжетной игры.

В пространстве группового помещения имеются 4 целостные тематические зоны. Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики:

  1. шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;
  2. кукольная кровать, шкафчик с “постельными принадлежностями”, диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети;
  3. домик-теремок — ширма со скамеечкой или модулями внутри, где могут “жить” мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой “дом” дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок;
  4. автобус-каркас с модулями-сиденьями внутри и рулем.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, переносных ящиках. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям.

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

Повышение познавательно - речевого развития детей младшего дошкольного возраста в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Повышение познавательно - речевого развития детей младшего дошкольного возраста в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом. В настоящее время растет число не гово...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детей младшего дошкольного возраста

ldquo;Маленький ребенок – это великое чудо, это вечная загадка, это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно”....

«Предметно-игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста ,как средство обучения рассказыванию».

Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».Важно обогащать эти ощущения и восприятия.Речь - тонкий психологический процесс, который формир...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной группе как условие стимулирования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста Методическая разработка

Развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знаком...

План по самообразованию Тема: «Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в условиях группы дневного пребывания №7 Дома ребенка» на 2019-2023 учебный год

План по самообразованиюТема:«Формирование элементарных экологических представленийу детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ,в условиях группы дневного пребывания №7 Дома ребенка»на 2019-...