Проект в младшей группе "Маленькие огородники"
проект (младшая группа)

 

МБДОУ с. Ивановка детский сад «Солнышко»

Оренбургский район Оренбургская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

Тема: «Маленькие огородники»

 

 

 

 

                                                                           Выполнила:

                                                                           Шрейдер Евгения Александровна

                                                                           Воспитатель детского сада

                                                                           МБДОУ с. Ивановка детский сад

                                                                          «Солнышко»

 

 

 

 

2018

Радость труда - могучая воспитательная сила.

В годы детства каждый ребенок должен

глубоко пережить это благородное чувство.

В. А. Сухомлинский

 

Паспорт проекта.

 

Вид проекта - краткосрочный с 10.04.2018г. по 15.10.2018г.

Участники проекта -  дети, воспитатели, родители.

Целевая аудитория - дети от 4-5 лет.

Актуальность проекта.

 Зима в самом разгаре. На дворе мороз, разыгрываются вьюги и метели, а в группе, на подоконнике - весна. Здесь появился мини-огород, доставляющий в детском саду радость всем, от мала до велика. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними. Не изобилием славятся грядки на окне, а возможностью живого общения с растениями.

Объект проекта – процесс выращивания томатов.

Предмет проекта - выращивание овощей.

Проблема: познакомить детей с процессом выращивания томатов и правилами ухода за ними.

Цель проекта.

Формировать знания детей о процессе роста, ухода за томатами в комнатных и уличных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с выращиванием томатов и правилами ухода за ними, последовательностью работ по уходу за растениями, овладением рядом практических навыков; закрепить знания детей о том, что для роста и развития растений необходимы определенные условия (солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход); учить детей пользоваться орудиями труда (грабельки, лейки, палочки).

2. Развивать воображение, речь, фантазию, старательность, желание аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

3. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми; стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов; воспитывать любовь к труду; создавать положительный эмоциональный фон от общения с природой. Способствовать взаимодействию с семьями и детского сада. Учиться создавать продукт своими руками и получать удовлетворение от проделанной работы.

Ожидаемые результаты.

Получение знаний детей о жизни растений. Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними. Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.  Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.  Вовлечение родителей в жизнь детского сада. Сформировать представления о выращивании томатов и правила ухода за ними. Сформировать знание детей о том, что для роста и развития растений необходим солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход. Развить старательность, аккуратность, бережное отношение к природе. Создать положительный эмоциональный фон от общения с природой. Привить любовь к труду, стремление быть полезным, стремление добиваться практического результата. Получить практическое и моральное удовлетворение от труда.

Ресурсное обеспечение:

1. Кадровое обеспечение.

Участники проекта:

- старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);

- дети младшей и средней группы;

- родители воспитанников (совместная деятельность и практическая помощь);

- воспитатели группы.

2. Информационное обеспечение.

- мультфильмы, фильмы;

- наглядно-дидактические пособия, книги.

3. Материально-техническое обеспечение.

- оборудование для ухода за растениями;

- семена, рассада;

- фотоаппарат;

- компьютер;

- магнитофон

Активизация словаря.

Существительные: семя, посадка, плод, росток, корень, полив, подкормка, пикировка, растение, грядки, лаборатория, опыт, всходы, урожай, ярмарка, прибыль.

Прилагательные: огородный, влажный, свежий, ароматный, полезный, лабораторный.

Глаголы: сажать огород, рыхлить, поливать, собирать урожай, всходить, ухаживать.

Список литературы

Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. – М. 2006. – 144с.

Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка. – Спб. 2006. – 640с.

Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по Экологическому воспитанию дошкольников.

Этапы проекта:

1 ЭТАП

Подготовительный.

Приобретали семена, землю, контейнеры, емкость для водоема, родители напилили спилы деревьев, соорудили скамейку, готовили инвентарь. «Подбирали» художественную литературу: стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки, рассказы, игры, иллюстрации по данной теме. Продумывали оформление огорода. Разбивали огород. Высадка семян овощей в почву. Рассматривание иллюстраций и наборов «Овощи», загадки об овощах, беседа «Польза овощей». Дидактические игры «Что растет на огороде?», «Две корзины», «У меня в огороде», «Растения леса, сада, огорода».

Рассматривали семена томатов. Вместе с детьми сажали семена, наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Создание коллекции семян. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Дети ухаживали за растениями (полив, рыхление, пикировка, подкормка). Детям хочется сделать огород привлекательным и веселым, для этого создается импровизированная лужайка с животными на ней.

2 ЭТАП

Основной.

Непосредственная работа в огороде Подготовка почвы вскапывание удобрение. Высадка рассады в грунт. Знакомство с рабочим инвентарем (лопата, грабли, мотыга).

Образовательная область «Познавательное развитие»

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):

Задания и поручения на количественный счет предметов: сосчитать все овощи; сосчитать грядки, бороздки и т.д.; сосчитать сколько в корзине овощей.

Игровые задания и поручения на порядковый счет.

Игровые задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством.

Игровые задания на сравнение предметов по величине, длине, цвету и форме. Формирование целостной картины мира:

Наблюдения за сбором урожая на участках и огородах, помощь взрослым.

Просмотр видео- и фотосюжетов на темы: «Растения нашего края», «Как собирают урожай», «Что нам дарит огород».

Беседы: «Для чего человеку овощи».

«Насекомые помощники».

Беседы, обсуждения: «В чем польза овощей?», «Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить?», «Что спрятано в хлебе»

Вопросы для обсуждения:

— Можно ли есть немытые овощи? Почему?

— Можно ли немытыми руками брать овощи и? Почему?

- «Что делают с зерном?»

Рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения.

Д/И «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника» «Где растет?», лото «Овощи и фрукты» и другие.

Сюжетно-ролевые игры - «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму», «Печём помидоры».

Проведение семейного конкурса поделок из природного материала.

Образовательная область «Речевое развитие»

Фантазии, рассказы, сказки, мини-эссе на темы: «Жила-была капуста и …».

Речевые игры. Копилка вопросов для обсуждения:

Где выращивают овощи? (на полях, в огородах)

На чем и где растут овощи? (на грядках, на кустиках, в земле)

Где выращивают фрукты? (в саду)

На чем вырастают фрукты? (на деревьях)

Где можно купить овощи и фрукты? (на рынке, в магазине)

Речевая игра «Вершки и корешки» (морковь-корешки, помидор-вершки).

Словесные игры:

«Овощное, фруктовое и мучное»: суп — овощной, компот — фруктовый, печенье – мучное и т. д.

« Подбери слово»: к прилагательному существительные — яблочный сок, джем, пирог, компот; к существительному прилагательное — игра «Назови сок» (яблочный, морковный и прочее); игра «Назови варенье»; игра «Назови салат»и другое.

«Где спрятался звук?» (определить место звука в слове).

Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему: «Овощи — фрукты».

Примерные вопросы для интервью:

— Как вы думаете, что такое огород?

— А что такое сад?

— В чем отличие между садом и огородом?

— В чем польза овощей и фруктов для человека?

— Ваш любимый овощ? Почему?

- Зачем людям томаты?

Составление рассказа по картине «В огороде».

Чтение сказки «Вершки и корешки», стиха Б. Заходера «Помидор».

Чтение рассказа Т. Пономаревой «Хитрое яблоко».

Заучивание загадок об овощах и фруктах.

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огурцы», русских народных сказок «Пых», «Репка», «Мужик и медведь» и других.

Составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде»,

разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.

- Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах

Образовательная область «Художественное –эстетическое развитие»

1. Рисование:

Рассматривание репродукций картин: А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной», «Натюрморт с дыней».

Рисование с «натуры» в группе: «Натюрморт с овощами и фруктами», Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры), «Части растения».

2. Лепка: коллективная композиция «Осенние дары», «Декоративное панно» (коллективная работа); «Что бывает из муки?»; «Насекомые помощники».

3. Аппликация: создание «рваного огорода» (рваная аппликация), «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».

4. Конструирование из строительного материала «Строим овощехранилище», (Зернохранилище).

Конструирование из бумаги «Корзинки для овощей».

Образовательная область «Социально – коммуникативная»

Помощь взрослым по сбору урожая на приусадебном участке, на даче, огороде.

Знакомство с особенностями труда работников полей, садов и огородов.

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: овощи и фрукты», «Готовим борщ».

Театрализованные игры: «Хозяйка однажды с базара пришла» (по стихотворению Ю. Тувим).

Труд: Посадка семян томатов; высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.

Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».

Здоровье: «О пользе овощей» (беседа); «Почему у куклы болит живот?».

Образовательная область «Физическая культура»

Эстафеты с бегом: «Собираем урожай», «Разгрузи машину», «Варим борщ» и другие.

Подвижные игры: с мячом — «Назови, что это (фрукт или овощ)», с бегом — «Огуречик, огуречик» и другие.

3 ЭТАП

Заключительный.

Уход и наблюдение за ростом растений.  Просмотр мультфильма «Огород»  и заучивание песенки из мультфильма. Оформление среды на огороде. Дети укладывали камни вокруг грядки, облагородили мини прудик спилами деревьев. Установили табличку с информацией о культуре которая растет, ростовые персонажи сказки Репка изготовленные при помощи родителей. Так же рядом появилась скамейка для отдыха.

Оценочно-деятельностные мероприятия:

Сбор урожая и плодов для получения семян. Дети с радостью собирали урожай, срывая его с веток. Оценили количество собранных плодов. Экскурсия по другим мини-огородам, обсуждение отличия растений друг от друга и количества плодов на других огородах. Выставка рисунков «Краски осени».

Получение продукта:

Ярмарка продажа «Дары осени» дети с родителями продавали плоды. На вырученные деньги от продажи томатов была приобретена дидактическая игра для детей.

Оформление материалов проекта. Анализ и обобщение полученных результатов. Оформление выставки рисунков, «Краски осени»,  где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили рассаду и собрали такой большой урожай. Провели конкурс «Угадай название овоща». Изготовление фотоколлажа «Маленькие огородники». Праздник «Осени».

Вывод

Деятельность по проекту получилась очень занимательной и поучительной для детей. Проект прошел  по плану в рамках поставленных сроков, все задачи были достигнуты. Продуктами деятельности стали семена томатов, игра - купленная на деньги вырученных от продажи томатов на ярмарке, удовлетворение от понимания полезности от проделанной работы. Детьми получены знания на основе деятельностного подхода, который является самым эффективным в процессе получения и закрепления любой информации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект: тема: «Мы сами огородники» (старшая группа)

Трудовое и экологическое воспитание    является важным фактором в воспитании  и  развитие  ребенка дошкольного возраста.Огород в  детском  саду  нужен...

Проект в подготовительной группе «Огородники»

Проект в подготовительной группе «Огородники»Актуальность проекта:Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растен...

Краткосрочный групповой образовательный проект, с заданным результатом для детей 3-4 лет Продолжение проекта 1 месяц. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. «Овощи»

Что же такое овощи?Как объяснить малышу, что овощи являются одним из  основных и традиционных компонентов питания?  Некоторые овощи, такие как огурцы, помидоры, морковь, свёкла присутствуют ...

Проект в первой младшей группе «Огородники»

Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение  опыта через исследовательскую деятельность, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретени...

Проект на тему: « Маленькие огородники» во второй младшей группе

Наименование проекта: « Маленькие огородники»Тип проекта: познавательно – исследовательскийУчастники проекта: воспитатели, родители и детиСроки реализации проекта: июнь-авг...

Проект второй младшей группы «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» проект по художественной литературе (младшая группа) на тему

Проект «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» нацелен на развитие интереса к слушанию художественных произведений....