Занятие по программе "Социокультурные истоки». Средняя группа (4 - 5 лет)
план-конспект занятия (средняя группа)

Губаева Фания Вазифовна
  • - познакомить детей с социокультурной категорией «Семья»;
  • - формировать у детей представление о семье, где родные и близкие заботятся друг о друге, проявляют понимание и сочувствие, поддерживают и помогают друг другу, вместе делают доброе дело;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhnaya_semya.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  по  программе

«Социокультурные  истоки».

Средняя группа (4 - 5 лет)

Активное занятие № 1 (развивающее)

Тема:  «Дружная семья».

Работа в паре «Дружная семья»

Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 1 для развития детей 4 – 5 лет «Дружная семья» (часть первая).

Цель. Формирование у детей представления о дружной семье.

Задачи:

Образовательные:

  • - познакомить детей с социокультурной категорией «Семья»;
  • - формировать у детей представление о семье, где родные и близкие заботятся друг о друге, проявляют понимание и сочувствие, поддерживают и помогают друг другу, вместе делают доброе дело;
  • - формировать умение работать в паре;
  • - дать представление детям о понятии «дружная семья» на основе знакомства с художественными произведениями.

Развивающие:

  • -развивать у детей интерес к хороводным играм; эмоционально и выразительно выполнять движения в хороводной игре «У дедушки Трифона»;
  • - развивать умение слушать друг друга, высказывать свое мнение;
  • -активизировать речь детей, умение самостоятельно рассказывать про свою семью;
  • - развивать у детей интерес к художественным произведениям о дружной семье;
  • - развивать внимание, память.

Воспитательные:

  • - воспитывать у детей внимание и заботу о родных и близких людях, желание им помогать;
  • - воспитывать у детей умение договариваться и приходить к единому мнению посредством работы в паре.

Речевые задачи:

  • -Создание условий для развития у детей связной речи и эмоционально- образного восприятия героев сказки.
  • -Активизация в речи детей ласкового проговаривания героев сказки, создание условий для употребления существительных с уменьшительными ласкательными суффиксами. Развитие у детей умения подбирать по смыслу слова, характеризующие героев, умение понимать и оценивать поступки героев сказки.

Предварительная работа.

Чтение 1 части книги для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» и беседа с детьми по русской народной сказке «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» (стр. 5-9), рассказов Л. Корсунской «Семья» (стр. 11), Э. Шима «Брат и младшая сестра» (стр. 18), Е. Пермяка «Первая рыбка» (стр.16); стихов Е. Трутневой «Наша бабушка», И. Бунин «Матушке», Р. Гамзатов «Дедушка» (стр. 12-13).

Примерный план:

Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Дружная семья» на основе русской народной сказки «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка» (стр. 5 – 9), вопросы по содержанию сказки  Книга 1 для развития речи детей  дошкольного возраста(4-5 лет) «Дружная семья» (стр8-9),

рассказов Л.Корсунской «Семья» (стр. 11), Э.Шима «Брат и младшая сестра» (стр. 18), Е.Пермяка «Первая рыбка» (стр. 16), стихотворений (стр. 12 – 13,  пословиц (стр. 3) и личного опыта детей.

Русская народная игра «У дедушки Трифона» (стр. 15).

Работа в паре «Дружная семья» (стр. 19 – 20) – Пособие  ИМЕЕТСЯ  в  метод.кабинете.

Материалы для занятия.

Книга для развития детей 4-5 лет «Дружная семья», картина «Семья» секция №8, цветные карандаши,  шапка, платок, ромашка. Книга 1 для развития речи детей  дошкольного возраста(4-5 лет) «Дружная семья»

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, попробуйте отгадать загадки, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо: 

Всех милее наша....мама.

Кто не в шутку, а всерьез 

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно...папа.

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша...бабушка.

 

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед - 

Мой родной, любимый...дед,

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...семья.

 Воспитатель: Правильно. Мы поговорим сегодня о семье.

Ребята как вы думаете, что такое семья?

(Ответы детей)

Семья — это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят, уважают друг друга, заботятся друг о друге.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сегодня вместе с вами попробуем разобраться, что такое «дружная семья» и что нужно делать, чтобы жить дружно.

Воспитатель предлагает рассмотреть картину «Дружная семья» (беседа по картине):

- Кто изображен на картине? (дети перечисляют). Как можно назвать одним словом папу, маму, бабушку, дедушку и вас? (семья).

- А какую семью можно назвать дружной? (в которой вместе читают книги, гуляют, помогают друг другу, трудятся и т. д.)

- Вашу семью можно назвать дружной? Почему вы так считаете? (Мы с мамой и папой вместе ходим на прогулку, вместе трудимся на даче, по вечерам мои родители читают мне книгу, вместе с братом (или сестрой) мы любим рисовать, мастерить поделки и т. д.).

Дети садятся в круг.

А сейчас предлагаю вспомнить сказку: (воспитатель читает отрывок)

«А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает». (

- Скажите, из какой сказки этот отрывок?

Правильно, эта сказка «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».

вопросы из книги

(Книга 1 для развития речи детей  дошкольного возраста(4-5 лет) «Дружная семья» стр8-9)

1.Как  Аленушка заботилась о младшем брате?

( у детей не было ни мамы, ни папы, они были сиротами, жили одни. Поэтому Аленушка заботилась о братце,  пестовала его и лелеяла, воспитывала с любовью  как мама, обер)егала его)

2.С какими словами обращалась сестра к своему брату?

( Братец Иванушка, братец мой родной.) Брат к сестре? ( Сестрица Аленушка.)

3.Что ему говорила сестра?

(«Не пей, братец, теленочком станешь».)

4.Почему Иванушка стал барашком?

5.Как жили Аленушка с барашком в доме барина?

6.Что однажды произошло с Аленушкой?

7.Как братец спас свою сестру?

     8.Что помогло сестрице Аленушке и братцу Иванушке преодолеть все беды и остаться неразлучными?

(Педагог обобщает ответы детей)

(Аленушка и Иванушка очень любили друг друга, помогали друг другу. Жили дружно в согласии и добре.)

-Чему учит эта сказка?

(слушаться старшего в семье, любить друг друга, в трудный жизненной ситуации держаться вместе)

Вспомните, как Аленушка несколько раз предупреждала братца не пить воду из копытца животного и как все же ослушался Иванушка и превратился в барашка, как стойко они перенесли испытания жизни, сохраняя братско - сестринскую любовь.

Обобщение воспитателя: Только в дружной семье близкие и родные проявляют заботу друг о друге. Как радостно старшим и детям вместе трудиться и отдыхать.

- Чем вам понравилась Юрина семья, о которой вы узнали в рассказе «Первая рыбка»?

- Почему, такого маленького Юру все похвалили? (Потому, что его очень любили и ценили его пусть и маленький вклад в общее дело).

 Почему младшая сестра Варя собирала больше грибы и малину?

Из рассказа Э.Шим «Брат и младшая сестра»

- Я знаю, что вас очень любят ваши родители, дедушки и бабушки  (чтение стихов стр12- 13)

Любят тебя без особых причин

За то, что ты внук,

За то, что – ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вспомните рассказ Л. Корсунской «Семья»

-Какая фамилия была у семьи Лены?

-Почему у одной семьи одна фамилия общая?

-Какая фамилия у вашей семьи? (ответы детей)

Физкультминутка

- Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в знакомую хороводную игру «У дедушки Трифона» (стр. 15).

Далее воспитатель предлагает детям сесть парами. (столы в кругу)

Воспитатель обращает внимание на иллюстрации, помещенные в книге для развития с изображением дружной семьи (стр.19). Предлагает их рассмотреть.

- Кто изображен на иллюстрациях? Чем занимаются? Воспитатель последовательно рассматривает вместе с детьми иллюстрации.

Работа в паре «Дружная семья».

Этапы работы:

1.Индивидуальный этап. Воспитатель объясняет задание, предлагает детям сделать выбор. Дети отмечают иллюстрации с изображением дружной семьи знаком «+» на странице книги для развития.

Время работы 3 минуты. (переворачивает песочные часы)

По завершении времени индивидуального этапа воспитатель просит всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.

2. Работа в паре.

Воспитатель предлагает детям сравнить свой выбор с выбором соседа и прийти к общему мнению. Возможная схема общения:

- первый ребенок сообщает партнеру свое решение;

- второй внимательно слушает и выражает согласие или несогласие, знакомит со своим решением.

- далее дети пытаются прийти к единому мнению.

Воспитатель внимательно наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общался в спокойной, доброжелательной форме. За минуту до окончания данного времени воспитатель предупреждает детей о своевременном завершении диалога.

Время работы 3 минуты. (песочные часы)

3.Обсуждение в группе и экспертная оценка.

Одна из пар показывает выбранные иллюстрации и объясняет свое решение. Воспитатель предлагает детям начинать ответ словами: «Мы решили, мы думаем, мы отметили». При ответе дети аргументируют свой выбор, например: «Мы отметили иллюстрацию, где члены семьи вместе сажают растения, потому, что в дружной семье вместе трудятся». Педагог выявляет тех, кто согласен с данным решением. Затем предлагает выступить тех, у кого по-другому выполнено задание. Далее воспитатель дает экспертную оценку. Показывает, как нужно правильно выполнить задание. Педагог обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием.

4. Заключительный этап.

Воспитатель: Понравилось ли вам работать в паре?

( Воспитатель предлагает детям договориться между собой, чем они совместно хотели бы заняться в группе: построить дом для куклы, слепить игрушку, подклеить книгу, нарисовать картинку и т. д. )

   

Воспитатель: Ребята, у меня есть вот такая красивая удивительная ромашка. Ромашка считается символом любви и верности и дружной семьи. Я предлагаю вам ее сейчас передавать друг другу и дарить всем пословицы и поговорки о семье.

Ресурсный круг «Пословицы и поговорки о семье»

Давайте вспомним и поговорим о смысле этих пословиц.

( Вся семья вместе, так и душа на месте.  В дружной семье и в холод тепло.  Везде хорошо, но дома лучше)

Воспитатель: Что интересного вы увидели сегодня на занятии?

Семья - это самые близкие , родные люди, любящие друг друга. В дружной семье все радуются друг другу, заботятся друг о друге, стараются все делать вместе.

Вы согласны? С каким настроением вы пойдете домой? (Ответы детей)

Оформление страницы Альбома (в условиях семьи или дошкольной организации).

Творческое задание детям и родителям. Оформление страницы альбома «Дружная семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» (средняя группа)

Конспект активного занятия с детьми  в рамках программы "Социокультурные истоки",  тема осваиваемой   категории : Семья....

рабочая программа "Социокультурные истоки" средняя группа

laquo;Социокультурные истоки». авторы: И. А. Кузьмин, А. В. Камкин. Программа «Социокультурные истоки» существенно наполняет образовательные...

совместное занятие с родителями "Дружная семья"(Социокультурные истоки) средняя группа

совместное занятие с родителями "Дружная семья" (социокультурные истоки) средняя группа...

Технологические карты по Социокультурным истокам (средняя группа)

Технологические карты по Социокультурным истокам (средняя группа)...

план работы по программе "Социокультурные истоки ( средняя группа)

план мероприятий для педагогов и родителей по программе "Социокультурные истоки"...

Проект «Добрая забота» по программе «Социокультурные истоки» (средняя группа).

первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной»....