Актуальные проблемы раннего музыкального воспитания дошкольников
статья

Волкова Наталия Николаевна

Статья содержит значение и актуальность проблемы раннего иузыкального воспитания детей дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогическим работникам, а также родителям (законным представителям) детей раннего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в раннем возрасте привлекают внимание специалистов разных профессий. Врачи, педагоги, ученые, психологи, музыканты — каждый в своей области исследует возможности развития маленького ребенка в первые годы его жизни. Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности. С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это, прежде всего голос матери с убаюкивающими  интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, сосредоточивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний.

  Следовательно, музыка оказывает  положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, создает основу для эмоционального контакта между ними. Необходимо организовать музыкальное воспитание маленьких, так чтобы учитывались их возрастные особенности, задачи всестороннего развития и специфика музыкального искусства.

  Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим воспитанием. Но самое главное – это «школа чувств», которые формируются благодаря особому свойству музыки – вызывать сопереживание слушателей. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада, в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту). Основная цель – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.

   Музыкальное воспитание – это развитие и формирование личности ребёнка различными средствами музыки. Проблема музыкального воспитания в истории дошкольной педагогики всегда была одной из актуальных. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного учреждения. Однако существует масса проблем в области музыкального развития, а именно: у дошкольников слабо развито ассоциативно – образное мышление, фантазия и творческое воображение при выполнении творческих заданий. Недостаточно развит слуховой фон детей и способность его сопоставления с заданным образом. Также одной из основных проблем является эмоциональная закрепощённость дошкольников и слабое проявление артистических способностей. Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности.

   В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмичных  движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально — образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д. а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому  важно использовать все виды музыкальной деятельности.

  Проблема развития музыкальности детей дошкольного возраста волновала многих педагогов и психологов, которые рассматривали это развитие в различных видах детской музыкальной деятельности. Н.А. Ветлугина разработала многие важнейшие проблемы музыкального воспитания детей: развития творчества, самостоятельной музыкальной деятельности, обучения пению, обобщила, систематизировала ведущие направления исследований музыкантов-педагогов.

Н.Н. Волкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности актуальности проблемы духовно- нравственного воспитания детей. Из опыта работы с дошкольниками.

ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО –НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ          Актуальность темы: формирование гуманных отношений между детьми, воспита...

«Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста для родителей»

Какие проблемы воспитания и развития волнуют молодых родителей? Анализ Петербугского форума для родителей "Littleоne". Обсуждение темы "Ребенок ничего не говорит"....

Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста

Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста...

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Раскрытие проблы нравственно-патриотического воспитания впериод дошкольного дества...

Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста. Как отучить ребенка от совместного сна.

I Часть Введение.  Когда на свет появляется первенец, и ты впервые становишься мамой, на тебя наваливается куча вопросов и проблем, а главное страхов.   И задаешь себе постоянно один и ...

Статья "Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста"

В статье "Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста" , описаны две проблемы, как я считаю самые частые, это гиперопека и раннее развитие детей....