Экологическое воспитание дошкольников
статья (подготовительная группа)

Мухамадиярова Зимфира Галимьяновна

Данный материал направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc44.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе, окружающей среде (в рамках реализации мероприятий рабочей программы воспитания)».

     В настоящее время экологическое образование стало одним из направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных образовательных организациях.

ФГОС дошкольного образования в образовательной области "Познавательное развитие" предусматривает формирование у детей представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Основными целями экологического образования дошкольников являются:

Формирование начал (основ) экологической культуры –

Создание и реализация в дошкольной образовательной организации модели, при которой достигаются очевидные проявления начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи экологического образования дошкольников:

- формирование у детей осознанно-правильного отношения  к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности;

- формирование у детей отношения к себе, как части природы, понимание зависимости жизни и здоровья от состояния окружающей среды;

- осознание детьми своих умений взаимодействия с природой;

- создание в дошкольной образовательной организации условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;

- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.

       С сентября 2021 года дошкольные организации России приняли Рабочие программы воспитания, в составе которых среди прочих модулей (направлений) воспитания есть модуль: Формирование основ экологической культуры. Результатом освоения данного модуля программы  на дошкольном уровне является: Ребенок -дошкольник

Имеет первичные  представления об экологических ценностях, основанных на заботе о живой и неживой природе, родном крае, бережном отношении к собственному здоровью.

Проявляет разнообразные нравственные чувства, эмоционально-ценностного отношения к природе.

Имеет начальные знания о традициях нравственно- этическом отношении к природе в культуре России, нормах экологической этики.

Проявляет желание участвовать в экологических проектах, различных мероприятиях экологической направленности.

В нашем саду созданы условия для реализации экологического воспитания в группе оформлены центры экспериментирования, календари природы, огород на окне, гербарий растений произрастающих на территории детского сада, наглядные пособия. На территории детского сада есть клумбы, для наблюдений используются природные особенности территории, деревья и кустарники.

Педагоги нашего детского сада осуществляют экологическое воспитание, используя основную общеобразовательную программу детского сада, а часть формируемая участниками образовательных отношений представлена парциальной программой «Экология в детском саду», которая составлена на основе парциальных программ Николаевой «Юный эколог», Марченко Л.И. «Комплексное развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой».

Первоначальные элементы экологической культуры у ребенка-дошкольника складываются в процессе совместной деятельности с взрослым на основе взаимодействия с предметно-природным миром, который их окружает.

Ребенок-дошкольник принимает участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. В процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок - окружающая среда».Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад.

 Практическая деятельность(труд) в природе в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях. Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

Осуществляя практическую работу и поисковую деятельность с детьми, проводятся различные эксперименты, исследования, экскурсии, наблюдения в различных видах детской деятельности.

Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Познакомить детей с природойвоспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природевоспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.

Так же в группах имеются уголки природы, где находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы. 

Ежегодно по традиции детского сада мы проводим следующие мероприятия: день цветов, день земли, день птиц, Все это способствует развитию у детей восприятия красоты окружающего мира, положительных эмоций в отношении объектов природы, интереса к ним, желания охранять и сохранять

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, используем загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешкиВ потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт.

Чтение сказок должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н. А. Рыжова. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой помогает справиться театральная деятельность, которой мы занимаемся с детьми. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание.

Важным источником знаний о природе является наблюдение за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Для этого широко используюем  экологическое воспитание детей на прогулке. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время.  знакомят воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом и т. д. У детей накапливается чувственный опытвоспитывается любознательность, наблюдательность.

В работе по экологическому воспитанию применяем  различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний(разработаны презентации).

Для успешной реализации поставленных задач, поддерживаем тесное сотрудничество с библиотекой, школой и с семьей.

Большое внимание уделяем работе с родителями. Основной целью в работе с семьёй – достижение единства в воспитании ребёнкавоспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей.Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия, не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры.

Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть.

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животныхих образу жизни«Лягушата и цапля»«Мыши и кот»в некоторых играх отражаются явления неживой природы«Капельки»«Солнышко и дождик». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств

Словесные игры«Узнайте по описанию»«Хорошо – плохо»«Что лишнее«Узнай по голосу»«Кто как кричит«Это кто к нам пришел развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Нашими воспитателями разработаны экологические проекты :

«Зимующие птицы»

«Мой - питомиц».

«Домашние и дикие животные»

«Насекомые».

«От зернышка до хлебушка».

      Я с воспитанниками своей группы разработала и реализовала проект «Экологическое воспитание».

Целью проекта является формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
  •  Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе 
  •  поисково-познавательной деятельности.
  •  Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
  •  Охранять и укреплять здоровье детей.
  •  Совершенствовать навыки детей по уходу за растениями.

Ожидаемые результаты:

  • у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
  • дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
  • у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
  • дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
  • повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
  • создано единое воспитательно - образовательное пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. 
  •  (реализацию основного этапа проекта вы видите на экране)

С 2019 года наш детский сад включен в состав пилотных площадок регионального проекта «Дети-за раздельный сбор отходов» организованный Республиканским детским эколого-биологическим центром Министерства образования Республики Башкортостан.

В рамках работы данного республиканского проекта мы разработали план мероприятий с детьми, их родителями, сотрудниками. В их числе конкурс дидактических игр по данной теме, акцию «Дети-за раздельный сбор мусора», конкурс рисунков, тематические занятия, викторина и т.п. К сожалению, полностью реализовать данные мероприятия помешали ограничительные меры в связи с новой коронавирусной инфекцией, но в групповом режиме все было проведено и отчет отправлен в детский эколого-биологический центр.

С сентября 2022года нашему  детскому саду присвоен статус сетевой инновационной  площадки федерального уровня по теме: «Технология содействия амплификации развития и саморазвития успешного дошкольника как лидера» в рамках проекта «Дошкольное воспитание: новые ориентиры для педагогов и родителей». Научным руководителем площадки является автор технологии «Детский сад-дом радости», кандидат педагогических наук, доцент, Крылова Наталья Михайловна. Нам предстоит большая работа, в том числе и по экологическому воспитанию дошкольников в рамках данной площадки.

ВЫВОД: Основные задачи педагога - вырастить и воспитать здорового человека, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации экологического образования является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Опыт нашей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законывоспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...