Творческий проект "Трудовое воспитание детей младшего возраста".
проект (младшая группа)

Наталия Владимировна Кикашова

Дух исследования, пытливости и любознательности –

 вот что пробуждает у детей интерес к труду.

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_trudovoe.docx1000.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУГЕСЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЯГОДКА»

Творческий проект

Трудовое воспитание детей младшего возраста

C:\Users\1\Downloads\1669838633642.jpg

КУГЕСИ 2022

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………….…..2
  2. Актуальность, проблема…………………………………………...…….….3
  3. Виды и формы организации………………………………………………...6
  4. Ожидаемый результат……………………………………………………….7
  5. Этапы реализации проекта………………………………………………….8

Дух исследования, пытливости и любознательности –

 вот что пробуждает у детей интерес к труду.

В.А. Сухомлинский

Введение

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач детского учреждения. И труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.  

Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого, дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду. Главная цель трудового воспитания дошкольников – формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой».

Актуальность значения труда нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П.Блонского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухо-млинского, С.Т.Шацкого и других. Теоретическое обоснование трудового воспитания освещены в работах П.Р.Атутова, А.А.Ахматова, С.Я.Батышева, К.Н.Катханова, В.А.Полякова и других.

Немаловажное значение имеют исследования Я.З.Неверович, Т.А.Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, являются их желание помогать взрослым.

Таким образом, сущность трудового воспитания заключается в приобщении дошкольников к доступной форме трудовой деятельности, а так же к положительному отношению к труду взрослых. Для того чтобы ребѐнок проявлял желание и активно включался в трудовую  деятельность, важно привить ему трудовые навыки, умения и стремление трудиться самостоятельно. Эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьѐй.

Актуальность

Трудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но уже в раннем возрасте у детей формируются первоначальные трудовые навыки. В первую очередь это навыки самообслуживания. Им нравится подражать взрослым, и это самый благоприятный период для обучения детей в ходе кормления, умывания, одевания. Дети младшего возраста активны и любознательны. Их интересует все, что делают окружающие их взрослые.

Однако трудовая деятельность детей в дошкольных учреждениях зачастую носит эпизодический характер. Это обусловлено не только недостатком игрового и дидактического материала по данному вопросу и заказом родителей на развитие интеллектуальных способностей детей, но и тем, что содержание труда не всегда значимо и интересно для ребенка. Сделать трудовой процесс увлекательным для малышей помогают разнообразные игровые приемы, сказочные персонажи, проблемные ситуации.

Проблема:

Дошкольное детство – это начало активной жизни в человеческом обществе, где ребенок сталкивается с множеством проблем и трудностей.

В наше время, рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личности качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию. При этом обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дошкольного становления личности: любознательность, индивидуальность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте.

 Несформированность этих навыков на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

Цель проекта: развитие ценностного отношения к труду у детей средствами игровой деятельности.

Задачи:

1.  Формировать положительное отношение к труду у детей.

2.  Развитие трудовой деятельности.

3. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, желания трудиться.

4.  Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: познавательно-игровой

Сроки выполнения проекта: с 31.10.22 - по 2.12.22 

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Виды и формы труда.

Виды труда дошкольников:

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Формы организации труда:

  • Поручения
  • Дежурства
  • Коллективный труд (общий, совместный).

 Формы работы с детьми:

Беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр, организация посильного труда.

Ожидаемые результаты.

  1. Дети развивают умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
  2. Сформированы  трудовые навыки у детей младшего дошкольного возраста, связанные с повседневным самообслуживанием и хозяйственно-бытовым трудом.

2.  Выполняют коллективные и индивидуальные поручения, понимают значение своего труда, заботятся о своевременном завершении совместного задания.

3.  Соблюдают порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

4.  Знают профессии близких людей, положительно относятся к труду взрослых.

5. Знают обобщённые представления о труде взрослых, о предметах труда и их использовании в трудовых процессах


Этапы реализации проекта

Подготовительный этап: (формулировка цели, подбор материалов по теме проекта).

Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта.

 подготовка информационного пространства (консультация для родителей «Игра как средство воспитания трудовых навыков младших дошкольников», разработка доклада для родительского собрания по теме «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самостоятельности у детей 3-4 лет»);

 сбор дидактического и демонстрационного игрового материала по теме проекта («мнемо-карты «Маша-растеряша»);

 разработка дидактических игр «Кому что нужно», «Маша-растеряша»;

 разработка дидактической игры с использованием ИКТ «Что хочет делать Маша?»;

 разработка игр малой подвижности по данной теме для детей 3-4 лет;

Основной этап (проведение мероприятий).

 Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?»

 Игровая ситуация «Маленькое дело - лучше большого безделья!».

 Дидактическая игра «Кому что нужно».

 Дидактическое пособие  (мнемо-карты) «Маша – растеряша».

 Мытье игрушек.

 Самообслуживание в процессе одевания и раздевания.

 «Умывание» (самообслуживание в процессе умывания)

Чтение художественной литературы К.Чуковский «Федорино  горе»;

 Игра с применением ИКТ (мультимедийная презентация) «Что хочет делать Маша».

 НОД  «Поможем Петрушке лук посадить».

 Дидактическая игра «Маша-растеряша».

 НОД «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) «Разгулялась метла – мусор весь собрала».

 НОД  «Художественно - эстетическое развитие» (аппликация) «Красивая лейка».

 Игры малой подвижности по трудовому воспитанию «Неправильное движение» «Зеркало», «Беги к предмету», «Хлопки».

 Консультация для родителей «Игра как средство воспитания трудовых навыков младших дошкольников», «Труд для детей в природе».

 Досуг «Вот что мы умеем».

Заключительный этап

 Обобщение материалов проекта.

 Показ презентации «Маленькое дело лучше большого безделья»

 Участие детей в игровом досуге «Вот что мы умеем!».

Формы и методы работы

- Консультация для родителей по теме «Игра как средство воспитания трудовых навыков младших дошкольников».

- Сообщение на родительском собрании по теме «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самостоятельности у детей 3-4 лет».

- Изготовление и оформление игрового и дидактического материала по теме проекта.

- Совместная деятельность педагога и детей.

- Создание игровых ситуаций.

- Непосредственно-образовательная деятельность.

- Чтение художественной литературы.

- Организация подвижных игр.

Приложение 1

Игровая ситуация «Маленькое дело – лучше большого безделья!»

Цель: продолжать учить детей поддерживать порядок в группе, закреплять умение распределять коллективную работу и совместно ее выполнять.

Оборудование: игрушки (медведь, кукла Маша, мяч).

Ход:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как у нас чисто в нашей группе. Как вы думаете, почему? Что мы с вами сделали? Правильно. Мы убрали игрушки на свои места, собрали кубики, расставили книжки на полки, посуду в игровой кухне.

Воспитатель читает стихотворение:

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Кто он? Как его зовут?

Ну, конечно, это труд!

 

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

Кто он? Как его зовут?

Ну, конечно, это труд!

Воспитатель: Все на свете трудятся. Чтобы было, если б повар, водитель, дворник не вышли на работу?

 

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож...
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба – 
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.

Воспитатель: Кто такой трудолюбивый человек? (ответы детей) А лентяй? (ответы детей)

Воспитатель: Не сразу человек может выполнить большую и сложную работу. Нужно начинать с малого. Например, содержать в порядке свои вещи, уметь ухаживать за своей внешностью, одеждой, наводить порядок в своей комнате.

Игровая ситуация с мишкой.

Мишка: Чья это ложка валяется

В глиняном блюдце

У кошки?

Маша: Моя.

Мишка: Чья это книжка лежит

Под столом без обложки?

Маша: Моя.

Мишка: Пуговка чья закатилась

Ко мне под кровать?

Маша: Моя.

Мишка: Чья это грязная кукла,

Такая, что трудно узнать?

Маша: Моя.

Мишка: Чья там тетрадка

Лежит на окошке

Забытая?

Маша: Моя.

(Девочка смотрится в зеркало.)

Мишка: Что за девчонка

Из зеркала хмуро глядит

Неумытая?

Маша: Ой!

Кажется, я!

Вымою ложку,

Книжку в обложку,

Тетрадку – на полку.

В руки иголку: (пришивает пуговицу)

Пуговка пришита. (Умывает куклу.)

Кукла умыта.

В зеркало гляну я (смотрится в зеркало):

Личико румяное.

Вещь никакая не брошена.

Вот, я какая хорошая.

 

Воспитатель: Маленькое дело – лучше большого безделья! Любой труд надо ценить и уважать.

Воспитатель зачитывает пословицы о труде:

Без труда нет плода.

Дело мастера боится.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Терпение и труд всё перетрут.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Воспитатель: А мы с вами трудолюбивые? Как вы помогаете родителям? (ответы детей)

Игра с мячом:

Чем мы подметаем - Веник

Чем моют пол - Тряпка

Чем вытирают рот – Салфетка и т.д.

Воспитатель: Какие вы молодцы. Все умеете делать. И в группе наводить порядок, и дома помогать!

                             C:\Users\1\Downloads\1669862960640.jpg

Приложение 2

Дидактическая игра с применением ИКТ «Что хочет делать Маша?»

http://megalaiv.ucoz.org/_ld/8/99810614.png

Цель: уточнение представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы. 

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям от имени Маши.

- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

- Как вы думаете, что она будут делать? (Стирать.) Правильно.

- А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшённая.)

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Детям показывают эти предметы (утюг, белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т.п.).

https://documents.infourok.ru/603cf02e-9dab-4bed-a90e-e487f43e8d84/0/image012.png

https://documents.infourok.ru/603cf02e-9dab-4bed-a90e-e487f43e8d84/0/image013.png

Приложение 3

Конспект НОДдля группы детей 3-4 лет

«Поможем Петрушке лук посадить»

 

Цель: формирование у детей представления о луковицах (они круглые, жёлтые, есть верхушки и корешки).

Задачи:

- формировать навыков посадки луковиц.

- развивать представлений об условиях необходимых для роста растений.

- воспитывать интерес к труду в природе. 

Материал и оборудование:

Демонстрационный: кукла-петрушка, форма с землёй, клеёнка,  лук.

Раздаточный: луковицы, лейки с водой, фартуки

Ход:

В-ль: Ребята, к нам в гости пришёл Петрушка и принёс много луковиц. Петрушка, а для чего тебе столько луковиц?

Петрушка: Я принёс луковицы, чтобы вы посадили его у себя в группе и вырастили много зелёного лука. Лук богат витаминами, которые защищают нас от болезней, и ваши ребята никогда не будут болеть.

В-ль: Спасибо, Петрушка. Ребята, посадим луковицы?

Дети:Да

В-ль: Какой формы луковицы?

Дети: Варианты ответов

В-ль: Какого цвета луковицы?

Дети: Варианты ответов.

В-ль: Правильно, а ещё у лука есть корешки и верхушка (сопровождается показом).

Лиза, покажи верхушку. Что показываешь? (верхушку). Даниель, покажи корешок. Что показываешь? (корешок). А теперь подойдём к столу и посмотрим, что у нас в ящике.

Дети одевают фартуки подходят к столу, на котором находится форма с землёй.

В-ль: Посмотрите, в ящике у нас земля, в земле выкопаны лунки, выберите каждый себе лунку. Покажи лунку. Что показываешь? (вопрос задаётся нескольким детям). Возьмите каждый себе луковицу в руку и кладём луковицу в лунку верхушкой вверх и прижимаем луковицу к земле.

Дети повторяют действия воспитателя.

В-ль: А для того, что бы зелёный лук быстрее вырос, мы польём его водой из леек.

Дети берут лейки и поливают посаженные луковицы.

Петрушка: Молодцы! Как много луковиц вы сегодня посадили. Когда из луковицы вырастит зелёный лук, я обязательно приду к вам в гости посмотреть на урожай. А теперь мне пора прощаться. До свидани

C:\Users\1\Downloads\1669863502050.jpg          C:\Users\1\Downloads\1669863502101.jpg

   Приложение №1

Беседа: «Зачем нужно трудиться?»

Цель: Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду других людей.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о том, что является важным в жизни каждого человека. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему и приносящее пользу людям. Скажите, пожалуйста, кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей). Профессии связаны с трудом. Люди придумали немало пословиц о труде. Как вы их понимаете?

 - Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

 - Умелые руки не знают скуки.

- Было бы терпенье - будет и уменье.

 А сейчас поиграем в игру " Доскажи словечко"

- Правила движения знает без сомнения,

Вмиг заводит он мотор, на машине мчит. (шофёр)

- Тёмной ночью, ясным днём он сражается с огнём.

   В каске, словно воин славный, на пожар спешит. (пожарный).

- Кирпичи кладёт он в ряд, строит садик для ребят.

  Не шахтёр и не водитель, дом нам выстроит. (строитель).

- Кто плывёт на корабле к неизведанной земле?

  Весельчак он и добряк. Как зовут его?. (моряк).

- Стук летит из-под колёс, мчится вдаль электровоз.

   Поезд водит не таксист, не пилот, а. (машинист).

- Молодцы, ребята, продолжаем наше занятие. Сейчас подумайте и скажите, что будет, если:

- повара перестанут готовить еду?

- врачи не будут лечить людей?

- учителя не станут учить детей?

- строители не захотят строить дома?

- водители откажутся сесть за руль?(Ответы детей).

Воспитатель:

- Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.

  Сегодня многие важны, и актуальны и и нужны.

  И ты скорее подрастай - профессией овладевай.

  Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить!

Приложение 2

Консультация для родителей  «Труд для детей в природе»

Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания.

Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка. Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком в саду или на огороде.

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает мышление (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело).

 Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная наша цель — заинтересовать детей, показать посильность (возможность) ее выполнения, последовательность действий. Взрослые должны формировать чувство ответственности за качество выполненной детьми работы и желание порадовать близких результатами своего труда.

Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна быть от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить. Какую же помощь может оказывать ребёнок дошкольного возраста? Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев. Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, «ЧТО»«ЗАЧЕМ» и «ПОЧЕМУ» делается. Ребенку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть, если не прополоть грядки то культурные растения будут слабыми и не принесут урожай.

Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен : поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение к трудовым действиям.

Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером. Учите ребенка доводить начатую им работу до конца.

Уважаемые родители, помните, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества. Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к его результатам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей младшего дошкольного возраста Тема: "Народная сказка в системе нравственного воспитания детей младшего возраста"

АктуальностьВ настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у ...

Развитие творческих способностей у детей младшего возраста

В своей статье автор попытался дать ответ на часто задаваемый вопрос родителей:  "Как развить творчесие способности детей?"...

Консультация для родителей детей второй младшей группы «Экологическое воспитание детей младшего возраста»

Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, наблюдениях, выполнениях различных заданий. Например, ухаживая за комнатными растениями можно пред...

План работы творческой группы педагогов по теме «Формирование творческих способностей у детей младшего возраста в процессе художественной деятельности с учетом ФГОС ДО»

Задачи:Повысить информационный уровень по вопросам воспитания и обучения детей раннего и младшего возраста.Способствовать выработке собственных профессиональных ориентиров в изобразительной деяте...

Консультация для родителей детей второй младшей группы «Экологическое воспитание детей младшего возраста»

Любому из нас всегда хочется жить в гармонии с природой: любить и понимать ее; дышать с ней одним воздухом. Если человек не сможет полюбить природу, то он не сможет узнать о природе много интерес...

Программа саморазвития воспитателя Тема: «Особенности обучения и воспитания детей младшего возраста. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей младшего возраста»

Развитие посредством самообразования собственных профессиональных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, внедрение их...

Консультация для родителей детей второй младшей группы «Экологическое воспитание детей младшего возраста»

Экологическое воспитание в семье – это, прежде всего, наш с вами пример. Мы, взрослые сами должны бережно относиться к природе и обращать внимание ребенка на это. Важно научить ребенка:- беречь ...