Модель воспитательной работы «Что такое доброта?» в дошкольном образовательном учреждении.
статья (старшая, подготовительная группа)

Елена Аркадьевна Фастова

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребёнка. Это возраст, когда закладывается основа системы духовно — нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру. Нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_vospitatelnoy_raboty_chto_takoe_dobrota_v_dou.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Модель воспитательной работы «Что такое доброта?» в дошкольном образовательном учреждении.

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребёнка. Это возраст, когда закладывается основа системы духовно — нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру. Нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, сверстникам, «братьям нашим меньшим» - животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.

В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей.  В чуткости к настроению другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке

Уделить внимание столь важному аспекту воспитания возможно через волонтерское движение в дошкольных организациях.

Волонтерское движение детей дошкольного возраста — это такая организация, где в совместных делах воспитанники могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.

Понятие волонтерства включает в себя благотворительность. Детям важно заниматься благотворительностью. Несмотря на то, что благотворительность заключается в безвозмездной помощи тем, кто в ней нуждается, сами волонтеры тоже много чего получают взамен. Речь тут не о материальном, конечно, а о жизненном опыте и личных качествах. У детей не так много свободы действий и контроля за окружающим миром, как у взрослых, а потому любая возможность лично принять участие в чем-то большом и значимом невероятно ценна. Научить ребенка видеть большое в малом — да, сегодня родитель с ребенком просто сделали кормушку, покормили птичку около дома или сделали поделку для одинокой соседки, но по факту это делает мир на капельку лучше — и это заряжает уверенностью и гордостью. Благотворительность позволит ребенку почувствовать себя настоящим добрым волшебником и запомнить, как это приятно — помогать другим.

Основные принципы волонтерства:

- добровольное включение в разнообразные виды деятельности;

- реализация личных способностей;

- значимость деятельности;

- положительный результат участия в совместной деятельности.

В процессе волонтёрского движения дети обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, проявлять толерантность, уважение и милосердие к окружающим.

Ключевыми моментами модели являются социальное направление воспитания - ценность человека, семьи, дружбы, сотрудничества, а также познавательное направление воспитания - ценность знания.

Цель реализации модели:

- разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий-событий, обеспечивающий успешность волонтерского движения.

Основные задачи:

1. Разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий работы с детьми по организации волонтерского движения «Что такое доброта?»

2. Развивать у детей старшего дошкольного возраста социально значимые личностные качества - милосердие, ответственность, самостоятельность.

Модель предполагает систематическую и разноплановую работу. События для детей являются эмоционально насыщенными, побуждают детей к активности, познанию, развитию разнообразной детской деятельностью.

События, с помощью которых реализовывается модель воспитательной работы «Что такое доброта?» — это экологические акции, выставки, квесты, игры-путешествия, досуг.

Направления мероприятий:

- социально-активное, формирующее у участников позицию активного гражданина, прилагающего усилия для благи других;

- познавательное, продуктивное – всегда есть результат деятельности, выраженный в конкретном продукте.

Организованные дела-события основываются на партнерских отношения, в которых формируются общечеловеческие ценности у детей — доброта, милосердие, забота и уважение к старшим и младшим. А у родителей ответственность за результаты воспитания своих детей.

Участие в социальных акциях и мероприятиях для детей и родителей добровольное.

План волонтерского движения составляется по принципу событийности, опираясь на значимые даты в стране, время года, приурочены к Дню добрых дел в детском саду.

Одним из первых событий, которое откроет движение может стать Акция «КрышечкиДоброТЫ» в рамках эколого-благотворительного проекта по сбору пластиковых крышечек для помощи детям с особенностями развития. Представленная акция в сентябре, подхваченная родителями, будет работать на протяжении всего года.

В рамках данной модели используются экологические Акции «Фестиваль кормушек», «Покормите птиц зимой», «Макулатура в обмен на саженцы». Во всех этих мероприятиях у ребенка развивается чувство сопричастности с окружающей природой и удовлетворение от осознания своей деятельности. Развивает у детей интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с ней. Немаловажная задача - научить детей с любовью относиться к окружающей природе, быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к живому миру, проявлять заботу и уважение к нему.

Доброй традицией детского сада могут стать события, посвященные ветеранам, пожилым людям. Дети и педагоги не оставляют их без внимания. С большой любовью и старанием дети своими руками делают сувениры для ветеранов ВОВ и труда, пенсионеров, участвуют в концертах. Умение делать подарки - это труд, это воспитание сердца. Детей необходимо научить делать подарки и дарить искренне, от всего сердца. Это не просто, особенно для ребенка, привыкшего только получать все самое лучшее. Этому надо учить детей.

Дети с гордостью и трепетом поздравляют ветеранов Великой отечественной войны с Днем Победы. и благодарят за счастливое детство и мирное небо над головой.

Всемирному дню пожилого человека посвящаются события, с помощью которых у детей формируются знания о том, что пожилые люди нуждаются в нашей поддержке, помощи и заботе, воспитывается уважительное отношение к старшему поколению. Дети могут участвовать в различных марафонах по поздравлению людей преклонного возраста.

Для реализации модели в группах создается РППС, способствующая воспитанию у детей ценности - человек, семья, дружба, сотрудничество, ценности - знания.

РППС подразумевает материально-техническое оснащение: наглядные и дидактические пособия, компьютерное оборудование, цифровые ресурсы (фотоаппарат, видеокамера), материалы для продуктивной деятельности.

Информационное оснащение: методическая и справочная литература, Интернет-ресурсы и т.п.

В группах собираются коллекции атрибутов (значки, эмблема, смайлики), банк презентаций, фото и видео подборки, освещаемых тем, событий.

Воспитатели вместе с детьми создают Книгу добрых дел.

Для обогащения детского опыта используется детская художественная литература о добрых делах, о взаимопомощи.

Проведение данной модели предусматривает создание условий для повышения социальной активности и самореализации родителей ДОУ. Для этого педагоги анонсируют событие, рассказывают о его значении, призывают к совместному с ребенком участию. Результаты освещаются в группах ВК, в группе ВК для родителей сада. В зависимости от темы создаются информационные ролики. Участвующие семьи - родитель и ребенок поощряются благодарностью.

Конечно, в детском саду ребята еще и не станут настоящими волонтерами, но в процессе такой деятельности у них формируются: личностная и нравственная саморегуляция, моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно относятся к окружающему миру.

Работа в рамках волонтерского движения, через системно-деятельностный подход помогает решать задачи духовно-нравственного воспитания, позитивной социализации дошкольников. ДОУ становится единым сообществом: дети, родители, педагоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении

Взаимодействие с родителями по развитию речи в специальном дошкольном образовательном учрежденииВ помощь специалисту     В представленной работе рассматривается проблема взаимодейс...

статья Инновационные формы работы с семьями детей в дошкольном образовательном учреждении.

Как показали многочисленные исследования - семья, и ДОУ являются двумя  феноменами в воспитании, каждый из которых по-своему даёт детям определённый социальный опыт.  Оптимальными...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...