ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ДОУ
статья (подготовительная группа)

Костина Яна Анатольевна

Главная цель ранней профориентации детей – развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_po_ranney_proforientatsii_v_dou.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ДОУ

 

Главная цель ранней профориентации детей – развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. При получении таких знаний у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор и, наконец, у ребенка рано проявляются интересы и склонность к конкретной профессии. В современной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду.

Многие педагоги, такие, как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Детский сад – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в дошкольном учреждении дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Для ознакомления детей с трудом взрослых педагоги применяют традиционные методы обучения и воспитания:

‒ словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

‒ практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно бытового труда);

‒ игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Сюжетно-ролевая игра является незаменимым помощником в приобщении детей к миру профессий. Она возникает в том случае, когда у ребенка имеются определенные знания и представления о каком-нибудь событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. И чем больше у дошкольника знаний о разных профессиях и действиях, которые выполняет взрослый в рамках свой профессиональной деятельности, тем разнообразнее сюжет и интереснее игра ребенка.

Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится самоопределение дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий. В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, педагоги проводят экскурсии: в медицинский кабинет, в прачечную, в библиотеку, в школу, в магазин, в аптеку, в салон-красоты, в ателье, к светофору, на почту, на приусадебный участок, на работу к родителям.

Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных и традиционных технологиях, заглянуть в мир живого производства. Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения.

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий. Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Родитель может дать представление не только о своей профессии, но и о любой другой (какие трудовые операции характерны, где можно встретить, и чем важна профессия для общества). Рассказывать лучше в нейтральной форме, чтобы у ребенка была возможность сформировать собственное отношение, например: «Мне бы понравилось быть пожарным, потому что он помогает людям и спасает их от беды». Большое впечатление на детей производят рассказы, основанные на личном опыте, когда взрослые делятся своими историями из жизни. Важно, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

Список литературы:

 1. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях / Т.В. Потапова. – М.: Сфера, 2005. – С. 28.

2. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3–7 лет / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – С. 70.

3. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. ‒ М.: Гном, 2013. – С. 13.

4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учеб.-метод. пособ. / В.П. Кондрашов. – Балашов: Николаев, 2004. – С. 37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО

Ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями осуществляется не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс/...

ФОТООТЧЕТ организация работы по ранней профориентации дошкольников в детской игровой комнате «ГОРОД ПРОФЕССИЙ»

ФОТООТЧЕТ организация работы по ранней профориентации дошкольников в детской игровой комнате «ГОРОД ПРОФЕССИЙ»...

Консультация для воспитателей "Организация работы по ранней профориентации детей младшего и среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Консультация для воспитателей "Организация работы по ранней профориентации детей младшего и среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"...

Организация работы по ранней профориентации дошкольников

В материале акцентируется актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста, необходимость их социализации к условиям дошкольного образовательного учреждения  и дальнейшей адаптации в...

«Организация работы по ранней профориентации дошкольников посредством промышленного туризма»

В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Очевидна по...