Планирование совместной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Тропинка в мир математики» в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Иванкина Светлана Борисовна

Тропинка в мир математики

Содержание данного блока нацелено на создание предпосылок теоретического мышления у детей 4-5 лет методом замены математических понятий математическими образами с последующим оперированием этими образами в форме исследования и преобразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Материалы

Литература

Дата по плану

Дата по факту

Диагностика

1

Занятие 1

1. Закреплять знание о взаиморасположении тел в пространстве.

Формировать понятия «перед», «после», «между» и активизировать их в речи.

2. Знакомить со способом сравнения объектов различной формы путём приведения их к одной форме.

3. Формировать умение выполнять действие по заданной схеме.

4. Развивать способность распознавать контурный рисунок с наложением.

5. Развивать умение ориентироваться на плоскости с помощью упражнения на прохождение лабиринта.

 6. Развивать моторику рук и, координацию движений, внимание.

1. Цветные бруски разной высоты к игре «Бруски».

 2. Карточки с изображением движений к игре «Зарядка по карточкам».

3. У каждого ребёнка на парте три шарика из пластилина; у педагога — три шарика из пластилина, картонные забор и ворота с щелью и дыркой.

4. Игра «Собираем чемоданы».

5. Верёвка.

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

2

Занятие 2

1. Закреплять знание о взаиморасположении тел в пространстве. Формировать понятия «перед», «после», «между» и активизировать их в речи.

2. Учить сравнивать объекты различной формы путём приведения их к одной форме.

3. Развивать способность распознавать контурный рисунок с наложением.

4. Закреплять понятие «части суток».

5. Развивать умение ориентироваться на плоскости: прохождение лабиринта.

6. Развивать моторику рук и, координацию движений, внимание.

1. Бруски разной высоты и цвета к игре «Бруски».

2. Карточки к игре «Зарядка по карточкам».

3. Три одинаковых куска пластилина в форме шара, пирожка и кренделя.

4. Верёвка.

5. Игра «Собираем чемоданы».

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

3

Занятие 3

1. Развивать умение составлять логическую последовательность.

2. Учить сравнивать объекты различной формы путём приведения их к одной форме.

3. Закреплять понятие «части суток».

4. Развивать умение ориентироваться на плоскости: прохождение лабиринта.

5. Развивать способность распознавать контурный рисунок с наложением.

6. Развивать моторику рук и, координацию движений, внимание.

1. Круглые магниты — белые (4 шт.) и чёрные (4 шт.).

2. Карточки к игре «Зарядка по карточкам».

3. Два куска пластилина в форме колбасок — короткой толстой и длинной тонкой.

4. Игра «Собираем чемоданы».

 5. Верёвка.

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

4

Занятие 4

1. Развивать умение составлять логическую последовательность.

 2. Закреплять умение выделять противоположные признаки предметов. Формировать понятия «большой — маленький» и активизировать их в речи.

3. Учить сравнивать объекты различной формы путём приведения их к одной форме.

4. Закреплять понятие «части суток».

5. Развивать умение ориентироваться на плоскости: прохождение лабиринтов.

6. Развивать способность распознавать контурный рисунок с наложением.

7. Развивать моторику рук и, координацию движений, внимание.

1. Круглые магниты (можно заменить на круги, вырезанные из бумаги): большой, средний, маленький — синего, красного, жёлтого цветов (всего 12 шт.).

2. Карточки к игре «Зарядка по карточкам».

3. У каждого ребёнка на парте: пластилин, скатанный из тонкой и толстой колбасок одинаковой длины в две баранки равного диаметра.

4. Игра «Собираем чемоданы».

5. Верёвка.

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

5

Занятие 5

1. Развивать умение составлять логическую последовательность.

2. Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Формировать понятия «вверх — вниз», «вправо — влево».

 63. Учить сравнивать количество сыпучего материала с помощью ёмкостей одинаковой формы и величины.

4. Закреплять понятие «части суток».

5. Развивать умение ориентироваться на плоскости: прохождение лабиринта.

 6. Развивать умение соотносить фрагмент с формой и узором всего рисунка.

7. Развивать моторику рук и, координацию движений, внимание.

1. Круглые магниты одинаковой величины (можно заменить на круги, вырезанные из бумаги): три красных, три жёлтых, три синих (всего 9 шт.).

 2. Две колбы разной формы, крупа.

3. Карточки к игре «Зарядка по карточкам».

 4. Игра «Спрячь лягушат от цапли».

5. Верёвка.

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

6

Занятие 6

1. Развивать умение составлять логическую последовательность.

 2. Учить сравнивать количество жидкости с помощью ёмкостей одинаковой формы и величины.

3. Формировать навык порядкового счёта до 5.

 4. Развивать умение ориентироваться на плоскости: прохождение лабиринта.

5. Развивать умение соотносить фрагмент с формой и узором всего рисунка.

6. Развивать моторику рук и, координацию движений, внимание.

1. Круглые магниты одинаковой величины (можно заменить на круги, вырезанные из бумаги): четыре красных, четыре зелёных (всего 8 шт.).

2. Карточки к игре «Зарядка по карточкам».

3. Две колбы разной формы и два одинаковых стакана.

 4. Игра «Спрячь лягушат от цапли».

 5. Верёвка.

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

7

Занятие 7

1. Учить сравнивать объекты по количеству независимо от их величины на примере кругов разной величины.

2. Развивать способность составлять логическую последовательность, распознавать нелепицы.

3. Формировать навык порядкового счёта до 5.

4. Развивать умение ориентироваться на плоскости: прохождение лабиринта.

5. Развивать умение соотносить фрагмент с формой и узором всего рисунка.

6. Развивать моторику рук и, координацию движений, внимание.

1. Игра «Что перепутал художник?».

2. Игра «Распредели по порядку».

3. Карточки к игре «Зарядка по карточкам».

4. Два круга и две полоски, изображения трёх велосипедов с разными колёсами — двумя маленькими, большим и маленьким, двумя большими.

5. Игра «Спрячь лягушат от цапли».

6. Верёвка.

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

8

Занятие 8

1. Учить сравнивать объекты по количеству независимо от их величины на примере кругов разной величины.

 2. Развивать способность составлять логическую последовательность, находить нелепицы.

3. Формировать навык замещения с помощью условных обозначений — кругов разных цветов и величины.  

4. Формировать навык порядкового счёта до 5.

 5. Развивать умение ориентироваться на плоскости: прохождение лабиринта.

 6. Развивать умение соотносить фрагмент с формой и узором всего рисунка.

7. Развивать моторику рук и, координацию движений, внимание.

1. Круги: маленькие (белый, серый, оранжевый) и большой (коричневый); четыре магнита, четыре корзинки из бумаги.

2. Карточки к игре «Зарядка по карточкам».

3. Игра «Что перепутал художник?».

4. Игра «Распредели по порядку».

5. Игра «Спрячь лягушат от цапли».

6. Верёвка.

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

9

Занятие 9

1. Закреплять умение сравнивать объекты по количеству независимо от их величины на примере кругов разной величины.

2. Развивать способность составлять логическую последовательность, находить нелепицы.

3. Формировать навык замещения с помощью условных обозначений — кругов разных цветов и величины.  

4. Формировать навык порядкового счёта до 5.

5. Развивать умение ориентироваться на плоскости: прохождение лабиринта.

6. Развивать моторику руки, координацию движений.

1. Игра «Что перепутал художник?».

2. Игра «Распредели по порядку».

 3. Круглые магниты: два чёрных и два белых — маленькие, два серых — большие; шесть маленьких.

4. Карточки к игре «Зарядка по карточкам».

5. Игра «Телефоны».

6. Верёвка.

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

10

Занятие 10

1. Формировать представление о зависимости числа от мерки, о его абстрактности («волшебности»).

2. Развивать способность составлять логическую последовательность, находить нелепицы.

3. Формировать навык порядкового счёта до 5.

 4. Развивать умение ориентироваться на плоскости: прохождение лабиринта.

5. Развивать моторику рук и, координацию движений, внимание.

1. Игра «Что перепутал художник?».

 2. Игра «Распредели по порядку».

3. Шесть «единиц» (шариков) из пособия «Число»; бутылка с крышкой, поднос, три стакана по 100 г, три стакана по 150 г, шесть стаканов по 50 г; указка.

4. Игра «Телефоны».

 5. Верёвка.

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

11-12

Занятия 11-12

1. Формировать представление о зависимости числа от мерки, о его абстрактности («волшебности»).

2. Развивать способность составлять логическую последовательность, находить нелепицы.

3. Формировать навык порядкового счёта до 5.

4. Развивать моторику рук и, координацию движений, внимание.

1. Игра «Что перепутал художник?».

2 Игра «Распредели по порядку».

3. Игра «Телефоны».

4. Шесть «единиц» из пособия «Число»; небольшое ведро, поднос, мерки.

5. Игра «Геометрический сундучок». 6. Игра «Зарядка по карточкам».

7. Верёвка.

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

13

Занятие 13

1. Закреплять умение выделять противоположные признаки предметов. Формировать понятия «большой — маленький», «высокий — низкий», «широкий — узкий», «толстый — тонкий» и активизировать их в речи.

 2. Знакомить с взаиморасположением тел в пространстве. Формировать понятия «перед», «после», «между».

3. Формировать навык группирования фигур по цвету. 4. Формировать навыки пер считывания до 5, счёта объектов с обобщающим жестом.

 5. Знакомить с временами года.

6. Развивать способность составлять из частей целое.

1. Игра «Улица».

2. Пособие «Число».

3. Домино «Рыбки».

4. Игра «Зарядка по карточкам».

5. Три прямо угольных треугольника на столе у каждого ребёнка: один большой и два маленьких.

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

14

Занятие 14

1. Закреплять умение выделять противоположные признаки предметов. Формировать понятия «большой — маленький», «высокий — низкий», «широкий — узкий», «толстый — то кий» и активизировать их в речи.

2. Знакомить с взаиморасположением тел в пространстве. Формировать понятия «перед», «после», «между».

3. Формировать навык группирования фигур по форме. 4. Формировать навыки присчитывания до 5, счёта объектов с обобщающим жестом.

5. Знакомить с кривыми и прямыми линиями.

6. Знакомить с временами года.

1. Игра «Улица».

2. Пособие «Число».

3. Демонстрационный материал к игре «Прямые и кривые», две верёвки.

4. Картинки с изображением прямой и кривой линий для каждого ребёнка. 5. Игра «Рыбки».

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

15

Занятие 15

1. Знакомить детей с геометрическими фигурами — кругом, квадратом, треугольником и с их подобными и неподобными свойствами.

2. Закреплять умение выделять противоположные признаки предметов. Формировать понятия «большой — маленький», «высокий — низкий», «широкий — узкий», «толстый — тонкий» и активизировать их в речи.

 3. Знакомить с взаиморасположением тел в пространстве. Формировать понятия «перед», «после», «между».

4. Формировать навык группирования фигур одновременно по двум признакам (по цвету и «эмоциям» рыбок).

5. Знакомить с составом числа 3.

6. Знакомить с временами года.

1. Игра «Улица».

2. Пособие «Число».

3. Три квадрата и три круга разной величины и цвета, три треугольника разной величины, формы и цвета; три квадрата, три круга одинаковой величины, формы; три треугольника одинаковой величины и разной формы.

4. Домино «Рыбки».

5. Игра «Зарядка по карточкам».

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

16

Занятие 16

1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах — круге, квадрате, треугольнике. Знакомить с прямоугольником, овалом.

 2. Знакомить с инвариантными (постоянными) свойствами геометрических фигур путём их преобразования («растяжения»).

3. Закреплять умение выделять противоположные признаки предметов. Формировать понятия «большой — маленький», «высокий — низкий», «широкий — узкий», «толстый — тонкий» и активизировать их в речи.

4. Знакомить с взаиморасположением тел в пространстве. Формировать понятия «перед», «после», «между».

5. Формировать навык группирования одновременно по двум признакам (по форме и эмоциям рыбок).

6. Знакомить с составом числа 4.

7. Знакомить с времена ми года.

1. Игра «Улица».

 2. Пособие «Число».

3. Домино «Рыбки».

4. Геометрические фигуры из бумаги (квадрат и прямоугольник, круг и овал, два треугольника), у каждой из трёх пар фигур — свой цвет; магниты. 5. Игра «Заряд а по карточкам».

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

17

Занятие 17

1. Формировать умение определять основание счёта.

2. Формировать навык порядкового прямого и обратного счёта до 10; знакомить с составом числа 5.

3. Развивать способность видеть целое раньше частей. 4. Закреплять умение выделять противоположные признаки предметов: формировать понятия «большой — маленький», «высокий — низкий», «широкий — узкий», «толстый — тонкий» и активизировать их в речи.

 5. Знакомить с взаиморасположением тел в пространстве: формировать понятия «перед», «после», «между».

6. Знакомить с временами года.

1. Игра «Улица».

2. Пособие «Число».

3. Картинки с изображением забора и двух зайцев к игре «Прятки», вырезанные по контуру.

4. Геометрические фигуры из бумаги — два маленьких квадрата, два треугольника (большой и маленький), прямоугольник, маленький круг; магниты.

5. Игра «Зарядка по карточкам».

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

18

Занятие 18

1. Знакомить детей с объёмными и плоскими геометрическими фигурами: кубом, шаром, квадратом, кругом.

2. Формировать предпосылки умения определять основание счёта.

3. Учить составлять взаимно-однозначное соответствие. 4. Формировать навык порядкового прямого и обратного счёта до 10.

 5. Закреплять умение выделять противоположные признаки предметов: формировать понятия «большой — маленький», «высокий — низкий», «широкий — узкий», «толстый — тонкий» и активизировать их в речи.

6. Знакомить с взаиморасположением тел в пространстве: формировать понятия «перед», «после», «между».

7. Развивать воображение: умение видеть целое раньше частей.

1. Игра «Улица».

2. Картинки с изображением забора и четырёх зайцев к игре «Прятки», вырезанные по контуру.

3. Геометрические фигуры плоские (круг, квадрат) и объёмные (куб, шар). Рамка из картона с отверстиями: квадратным, круглым и узким вертикальным.

4. Пособие «Число».

 5. Игра «Прятки».

6. Игра «Часть и цел ое».

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

19

Занятие 19

1. Развивать воображение: умение видеть целое раньше частей.

2. Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Знакомить с планом-чертежом.

3. Формировать предпосылки умения определять основание счёта.

4. Учить составлять взаимно-однозначное соответствие. 5. Формировать навык порядкового прямого и обратного счёта до 10.

1. Игра «Часть и целое».

2. Картинки с изображением забора и пяти зайцев к игре «Прятки», вырезанные по контуру.

3. Пособие «Число».

4. Игра «Зарядка по карточкам».

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

20

Занятие 20

1. Развивать воображение: умение видеть целое раньше частей.

2. Формировать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости. Знакомить с планом-чертежом.

3. Формировать предпосылки умения определять основание счёта. Учить составлять взаимно-однозначное соответствие.

4. Формировать навык порядкового прямого и обратного счёта.

1. Игра «Часть и целое».

2. Картинки с изображением забора и трёх лягушек к игре «Прятки», вырезанные по контуру.

3. Пособие «Число».

4. Игра «Зарядка по карточкам».

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

21

Занятие 21

1. Развивать воображение: умение видеть целое раньше частей.

2. Формировать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости. Знакомить с планом-чертежом.

3. Формировать предпосылки умения определять основание счёта.

4. Учить составлять взаимно-однозначное соответствие. 5. Формировать навык порядкового прямого и обратного счёта.

1. Игра «Часть и целое».

2. Картинки с изображением забора и двух драконов к игре «Прятки», вырезанные по контуру.

3. Пособие «Число».

4. Игра «Зарядка по карточкам».

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

22

Занятие 22

1. Развивать воображение: умение видеть целое раньше частей.

2. Формировать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости. Знакомить с планом-чертежом.

3. Формировать предпосылки умения определять основание счёта.

4. Учить составлять взаимно-однозначное соответствие. 5. Формировать навык порядкового прямого и обратного счёта.

1. Игра «Часть и целое».

2. Картинки с изображением забора и четырёх вилок к игре «Прятки», вырезанные по контуру.

3. Пособие «Число».

4. Игра «Зарядка по карточкам».

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

23

Занятие 23

1. Формировать понятие числа: умение пользоваться условной меркой.

2. Учить составлять взаимно-однозначное соответствие и на единицу больше. Закреплять навык присчитывания.

3. Развивать навык порядкового прямого и обратного счёта до 10.

4. Развивать умение составлять логическую последовательность.

5. Развивать умение видеть целое раньше частей.

6. Развивать внимание, координацию движений.

1. Три тонкие полоски из плотной бумаги коричневого или чёрного цвета («ветки») к «Сказке о зайце и кроте»: одна полоска равна двум счётным палочкам, вторая полоска — трём, третья — четырём.

2. Счётные палочки.

3. Пособие «Число».

 4. Пособие «Геометрический сундучок».

5. Игра «Секрет».

6. Игра «Зарядка по карточкам».

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

24

Занятие 24

1. Формировать умение пользоваться условной меркой. 2. Закреплять навык присчитывания.

3. Развивать навык порядкового прямого и обратного счёта.

4. Развивать умение составлять логическую последовательность.

5. Развивать внимание, моторику рук и, координацию движений.

1. Игра «Секрет».

2. Пособие «Число».

3. Одна счётная палочка.

4. Пособие «Геометрический сундучок».

5. Полоски-«ветки» разной длины к «Сказке о зайце и кроте».

6. Игра «Зарядка по карточкам».

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

25

Занятие 25

1. Формировать умение пользоваться условной меркой. 2. Закреплять навык отсчитывания, пересчитывания с обобщающим жестом, составления взаимно-однозначного соответствия и на единицу меньше.

3. Развивать умение составлять логическую последовательность.

4. Развивать навык порядкового прямого и обратного счёта до 10.

5. Развивать внимание, моторику рук и, координацию движений.

1. Пособие «Число».

2. Пособие «Геометрический сундучок».

3. Пособие «Палочки Кюизенера» (набор разделить на четверых детей). 4. Игра «Зарядка по карточкам».

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

26

Занятие 26

1. Формировать умение пользоваться условной меркой. 2. Развивать умение составлять логическую последовательность.

3. Развивать навык порядкового прямого и обратного счёта до 10.

4. Закреплять навык отсчитывания, пересчитывания с обобщающим жестом, составления взаимно-однозначного соответствия и на единицу меньше.

5. Развивать внимание, моторику рук и, координацию движений.

1. Пособие «Число».

2. Пособие «Геометрический сундучок».

3. Пособие «Палочки Кюизенера» (набор разделить на четверых детей). 4. Игра «Зарядка по карточкам».

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.

27

Занятие 27

1. Формировать умение пользоваться условной меркой.

2. Закреплять навык отсчитывания, пере считывания с обобщающим жестом, составления взаимно-однозначного соответствия и на единицу больше и меньше.

3. Развивать умение составлять логическую последовательность.

4. Развивать навык порядкового прямого и обратного счёта до 10.

5. Развивать внимание, моторику рук и, координацию движений.

1. Пособие «Число».

2. Пособие «Геометрический сундучок».

3. Пособие «Палочки Кюизенера» (набор разделить на четверых детей). 4. Игра «Зарядка по карточкам».

М.Н. Султанова. Путешествие в страну математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование непрерывно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Тропинка в мир математике»

Планирование непрерывно образовательной деятельности по освоениюобразовательной области «Познавательное развитие» раздел «Тропинка в мир математике»для подготовительной  г...

Планирование совместной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Тропинка в мир математики» в средней группе

Тропинка в мир математики Содержание данного блока нацелено на создание предпосылок теоретического мышления у детей 4-5 лет методом замены математических понятий математическими образами с последующим...

Карта НОД. Образовательная область «Познавательное развитие». Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Твердые и жидкие человечки» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Цель: формирование представлений детей о свойствах жидких и твердых веществ.Занятие на тему: «Твердые и жидкие человечки». способствует формирование представлений у детей о свойствах жидки...