Картотека "Пальчиковая Гимнастика"
материал

Барсукова Наталья Александровна

ЦЕЛЬ: • развитие речи детей, посредством пальчиковых игр.

ЗАДАЧИ:

• повысить речевую активность;

• учить слушать и понимать речь взрослого;

• создать благоприятный эмоциональный фон;

• развивать умение подражать взрослому;

• развивать воображение и память;

• тренировать память ребенка.

Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovoy_gimnastiki_dlya_doshkolnikov.docx39.02 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ № 159 г. Оренбург

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников

Составила воспитатель:

Барсукова Наталья Александровна

ЦЕЛЬ: • развитие речи детей, посредством пальчиковых игр.

ЗАДАЧИ:

• повысить речевую активность;

• учить слушать и понимать речь взрослого;

• создать благоприятный эмоциональный фон;

• развивать умение подражать взрослому;

• развивать воображение и память;

• тренировать память ребенка.

Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребёнка при этом развивается самым естественным, здоровым образом.

Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от развития тонких движений его пальцев.

Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием малыша, а также с развитием речи. Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребёнка речевой и моторный центры находятся друг к другу очень близко. По этой причине стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр девочки или мальчика. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. Она непосредственно влияет на почерк, скорость реакций.

Для развития мелкой моторики рук ребёнка родители могут использовать различные средства: для дошкольников это игры - упражнения (сортировка мелких предметов, нанизывание бусин, и т. д., пальчиковые игры, дидактические настольные игры (выкладывание мозаики, шнуровки и др.).

Занятия с детьми нужно проводить не менее двух раз в неделю с дошкольниками от 15 до 30 минут. Процесс обучения ребенка родителям следует сделать трехступенчатым:

1. Вначале ребёнку объясняют, что он должен делать.

2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

Весь полученный двигательный опыт позволяет ребёнку чувствовать себя более уверенно и действовать целенаправленно, растёт чувство собственной значимости, что влияет на общее развитие личности. Родители должны хорошо представлять, что развивая моторику ребёнка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие.

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.

Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика.

Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребёнка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

Дом.

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")

Средний палец самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик

А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

Лодочка

Две ладошки прижму, И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)

Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.

Таким образом, мы видим, что пальчиковые игры способствуют более тесному контакту взрослого с ребёнком. Они эмоционально окрашены, что позволяет их даже пропевать. У ребёнка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Вот несколько интересных упражнений, которые может включать пальчиковая гимнастика для дошкольников. Эти упражнения можно предложить ребёнку в виде занимательной игры:

Ёлка. Ладони поворачиваем в направлении «от себя», пальчики пропускаем между собой (ладошки повернуты друг к другу под углом). Пальчики выставляем вперед, при этом локотки к корпусу не прижимаем.

Корзинка. Ладони поворачиваем на себя, пальчики переплетаем между собой, а локотки разводим в стороны. Слегка разводим ладони, чтобы между пальцами образовались зазоры. Большими пальчиками образуем ручку.

Колокольчик. Тыльные стороны ладоней обращаем вверх, при этом скрещиваем пальцы обеих рук. Опускаем вниз средний палец правой руки и свободно им вращаем.

Зайчик в норке. Обе ладони держим в горизонтальном положении. Мизинец и указательный палец левой руки упираем в мизинец и указательный правой. Безымянный и средний пальцы правой руки поднимаем и разводим в стороны (ушки зайчика). Большой палец крепко прижимаем к ладони.

Домик. Ладони направляем под углом таким образом, чтобы кончики пальцев соприкасались между собой. Средний палец левой руки поднимаем вверх (труба, а кончики мизинцев соединяем друг с другом, выполняя прямую линию (балкон).

Кораблик

По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

Мышка.

Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения) На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики, начиная с большого.

Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы, Загибают пальчики, начиная с большого.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.

«У Лариски – две редиски».

У Лариски -По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.. Две редиски.

У Алешки - Две картошки.

У Сережки – сорванца -Два зеленых огурца.

А у Вовки - Две морковки.

Да еще у Петьки Две хвостатых редьки.

«Компот».

Будем мы варить компот, Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».

Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить,

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. Варим, варим мы компот.

Опять «варят» и «мешают».

Угостим честной народ.

«За ягодами».

Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.

В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.

За черникой, Загибают пальчики, начиная с большого.

За малиной, За брусникой, За калиной.

Землянику мы найдем. И братишке отнесем.

«Игрушки».

На большом диване в ряд

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальчики.

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно пальчики.

Помогаем нашей Кате Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Мы игрушки сосчитать.

«Аленка».

Аленка – маленка Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 р.

Шустра, быстра: Воды наносила,

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Сарафан дошила, Носок довязала,

Ягод насбирала, Песню допела, Везде поспела.

Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 р.

В охотку ей дело.

«Гномики – прачки».

Жили – были в домике Дети сжимают и разжимают кулачки.

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

Загибают пальчики, начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с мизинцев.

Стали гномики стирать:

Трут кулачки друг о друга.

Токи – рубашки, Загибают пальчики, начиная с больших.

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

«Наша обувь»

Посчитаем в первый раз,

Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.

Сколько обуви у нас. Туфли, тапочки, сапожки

На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Для Наташки и Сережки, Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки Для малышки Галеньки.

«Много мебели в квартире».

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.

Много мебели в квартире. Сжимают – разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с большого.

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Много мебели в квартире.

«Помощники».

Раз, два, три, четыре,

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.

Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

И большую поварешку. Мы посуду перемыли,

Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили. «Лепят» меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем, совсем не сладкий. Грозят пальчиком.

Раз – подбросим. Смотрят вверх, подбрасываю воображаемый снежок.

Два – поймаем. Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок.

И … сломаем. Топают.

«Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики по одному

Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указательным и средним пальчиком.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

А еще в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. Движение воображаемой ложкой; руки под щеку.

«Кормушка».

Сколько птиц в кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей,

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. Сжимают и разжимают кулачки

«Елочка».

Перед нами елочка:

Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «елочки».

Шишечки, иголочки. Кулачки, указательные пальчики выставлены.

Шарики, фонарики, «Шарики» из пальцев вверх – вниз.

Зайчики и свечки, «Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты.

Звезды, человечки.

Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательные пальцы стоят на столе.

«Уточка».

Шла уточка бережочком, «Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.

Шла серая по крутому. Вела детей за собою, И малого, и большого,

Загибают безымянный палец; большой палец.

И среднего, и меньшого,

Загибают средний палец и мизинец.

И самого любимого. Загибают указательный палец.

«Сидит белка на тележке».

Сидит белка на тележке,

Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.

Продает она орешки. Лисичке-сестричке, Загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Воробью, синичке, Мишке толстопятому,Заиньке усатому.

Кому в платок, Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.

Кому в зобок, Кому в лапочку.

«Что принес нам почтальон».

Что принес нам почтальон? Сжимают и разжимают кулачки.

С толстой сумкой ходит он. «Шагают» пальчиками по столу.

Перевод, журнал, газету,

На каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого.

В бандероли – две кассеты И письмо от тети Вали, Чтоб её приезда ждали.

«Есть игрушки у меня».

Есть игрушки у меня:

Хлопают в ладоши, ударяют кулачками друг о друга попеременно.

Паровоз и два коня, Загибают пальчики на обеих руках.

Серебристый самолет,Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран - Настоящий великан.

Сколько вместе?

Хлопают в ладоши, ударяют кулачками друг о друга попеременно

Как узнать?Помогите сосчитать!

«Кап – кап – кап».

Кап, кап, кап – звенит капель. Ритмично на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого.

Приближается апрель.

«Как у нас семья большая».

Как у нас семья большая

Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно

Да веселая. Два у лавки стоят,

Загнуть большие пальцы на обеих руках

Два учится хотят,

Загнуть указательные пальцы на обеих руках

Два Степана у сметаны

Загнуть средние пальцы на обеих руках

Объедаются.

Две Дашки у кашки Загнуть безымянные пальцы на обеих руках Питаются.

Две Ульки в люльке Загнуть мизинцы на обеих руках Качаются.

«Дудочка».

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду

Пальцы обеих рук сложены в колечки и поднесены ко рту; дети выполняют круговые движения – «играют на дудочке»

Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла,

Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно

Пастушку я отдала.

- Ну-ка, милый пастушок, «Идут» по столу указательным и средним пальчиком.

Ты спеши-ка на лужок. Там буренка лежит,

Ритмичные хлопки в ладоши, удары кулачками друг о друга попеременно.

На теляток глядит. А домой не идет, Молочка не несет. Надо кашу варить,

Указательным пальцем правой руки «варят кашу» на левой ладошке.

Сашу кашей кормить.

«Ласточка».

Ласточка, ласточка,

На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.

Милая касаточка, Ты где была, Ты с чем пришла?- За морем бывала,

Весну добывала. Несу, несу Весну – красну.

«Осень».

Ветер по лесу летал,

Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал: Вот дубовый,

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки,

Спокойно укладывают ладони на стол.

Ветер бросил на тропинку.

«Апельсин».

Мы делили апельсин.

Дети разламывают апельсин на дольки.

Много нас, Показывают 10 пальцев.

А он один. Показывают 1 палец.

Эта долька – для ежа.

Загибают большой палец левой руки.

Эта долька – для стрижа. Загибают указательный палец.

Эта долька – для утят. Загибают средний палец.

Эта долька – для котят. Загибают безымянный палец.

Эта долька – для бобра. Загибают мизинец.

А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.

Он сердит на нас – беда! Сжимают кулаки и прижимают их к груди.

Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.

«Птички».

Эта птичка – соловей, Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – злой орлан.

Машут сложенными накрест ладонями.

Птички, птички, по домам.

Машут обеими руками, как крыльями.

«Грибы».

Топ – топ – пять шагов,

Дети «шагают» пальчиками по столу.

В туесочке пять грибов.

Переплели пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка; показали пять пальцев правой руки.

Мухомор красный -Гриб опасный.

А второй – лисичка,

На каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или обеих руках.

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, Ешь его смело!

«Есть у каждого свой дом».

У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом, Удары ладонями и кулачками поочередно.

Всем тепло, уютно в нем.

«Ботинки».

Всюду, всюду мы вдвоем

Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.

Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам,

Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать. Укладывают ладони на стол.

«Наша квартира».

В нашей комнате – столовой- На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику. К концу стихотворения должны быть загнуты все 10 пальцев.

Есть отличный СТОЛ дубовый,

СТУЛЬЯ – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне

Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате.

И березовый КОМОД

Мама там белье берет.

А в гостиной КРЕСЛО есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН И СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

«Машина каша».

Маша каши наварила,

Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу Кошке – в чашку,

Загибают по одному пальчику на левой руке.

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла.

Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала.

Сдувают «крошку» с ладошки.

«Подарки».

Дед Мороз принес подарки: Дети «шагают» пальчиками по столу.

Буквари, альбомы, марки, На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке.

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина, Шоколадок полмешка И пушистого щенка! Гав – гав! Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка: согнуты средний и указательный пальчики – «ушки».

«Повар».

Повар готовил обед, Ребром ладони дети стучат по столу.

А тут отключили свет.

Повар леща берет Загибают большой палец на левой руке.

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья, Загибают указательный палец

В печку кладет варенье,

Мешает суп кочерыжкой, Загибают средний палец

Угли бьет поварешкой. Загибают безымянный палец

Сахар сыплет в бульон. Загибают мизинец.

И очень доволен он! Разводят руками.

«Акула».

Приплывали две севрюги, Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.

У них спины словно дуги. Выгибают ладони тыльной стороной вверх.

Налетали с двух сторон. Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.

Ты, акула, выйди вон. Делают толчок ладонями от груди.

«Дрозд – дроздок».

Дружок ты мой, дрозд, Дети машут сложенными ладонями как крыльями.

В крапинку хвост, Носик – остренький, Бочок – пестренький,

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого.

Перья – тонкие, Песни – звонкие,

Весной распеваются, Снова машут сложенными накрест ладонями.

Зимой забывается.

«Весна»

Иди, весна, иди, красна, Дети пальчиками «идут» по столу.

Принеси ржаной колосок,Овсяный снопок,

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

Яблоки душистые, Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

«В школу».

В школу осенью пойду. Дети «шагают» пальчиками по столу.

Там друзей себе найду, Научусь писать, читать,

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду!

Но свой садик не забуду. Грозят указательным пальчиком правой руки.

«ПЯТЬ И ПЯТЬ»

Цель: развитие внимания, слухового восприятия, развитие мелкой моторики

Пять и пять пошли гулять.

Вместе весело играть.

Ладошки широко разведенных рук раскрываются. Затем переплетенные пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.

Повернулись, Улыбнулись,

Вращение кистей рук. Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук «растягиваются в улыбку», показывая её.

В кулачок вот так свернулись. Вот такие молодцы!

Пальцы рук сжаты несильно в кулачок. Стучат кулачок о кулачок. (Повторить 2 раза)

«ДРУЖБА»

Цель: развитие мелкой моторики

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

С вами мы подружим,

Маленькие пальчики.

Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинай считать опять.

Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

«СТРОИМ ДОМ»

Цель: развитие внимания, умение действовать по образцу, развитие мелкой моторики.

Целый день тук да тук. Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх.

Раздается звонкий стук. Движение сверху вниз большим пальцем.

Молоточки стучат.

Постучать кулаком о кулак.

Строим домик для зайчат.

Правым кулаком постучать сверху по левому.

Молоточки стучат.

Постучать кулаком о кулак.

Строим домик для бельчат.

Левым кулаком постучать сверху по правому.

Этот дом для мальчиков, Разжать левую руку ладонью к педагогу.

Этот дом для девочек, Разжать правую руку ладонью к педагогу.

Этот дом для Светы – Он большой и светлый.

Большой палец правой руки касается мизинца.

Здесь живет Алеша, Мальчик он хороший.

Большой палец правой руки касается безымянного.

В этом доме Маша, Солнышко ты наше.

Большой палец правой руки касается среднего.

Этот – дом Марата,

Будет дом богатым. Большой палец правой руки касается указательного.

Этот дом для Светы –Он большой и светлый.

Большой палец левой руки касается мизинца.

Здесь живет Алеша, Мальчик он хороший.

Большой палец левой руки касается безымянного.

В этом доме Маша, Солнышко ты наше.

Большой палец левой руки касается среднего.

Этот – дом Марата,Будет дом богатым.

Большой палец левой руки касается указательного.

Вот какой хороший дом,

Сжимание пальцев обеих рук в кулак и разжимание их.

Как мы славно заживем. Вращение кистями обеих рук.

«НАШИ ПОМОЩНИКИ».

Цель: развитие внимания, согласованности действий обеих рук, развитие мелкой моторики.

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни.

Вращение кистей рук. 1,2,3,4,5,

Не сидится им опять:

Одновременное сжимание и разжимание кистей обеих рук.

Постучали, повертели И работать расхотели.

Наш мизинчик хочет спать, Безымянный – прыг в кровать,

Дети загибают по одному пальцу на правой руке.

Средний рядом прикорнул,

Указательный заснул,

И большой давно уж спит.

Кто у нас еще шумит?

Наш мизинчик хочет спать,

Безымянный – прыг в кровать,

Средний рядом прикорнул,

Указательный заснул,

Дети загибают по одному пальцу на левой руке.

И большой давно уж спит. И никто уж не шумит.

Утро ясное придет, Солнце красное взойдет.

Наши пальчики проснутся, За работу вновь возьмутся.

Одновременное сжимание и разжимание кистей обеих рук.

«В ГОСТИ».

Цель: развитие мелкой моторики.

В гости к пальчику большому

Выставляем вверх большие пальцы.

Приходили прямо к дому

Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук.

Указательный и средний,

Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно.

Безымянный, и последний,

Сам мизинчик – малышок

Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы.

Постучался на порог. Кулаки стучат друг о дружку.

Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя.

Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках.

«ПАЛЬЧИКИ».

Цель: развитие мелкой моторики.

Пальчики уснули,В кулачок свернулись.

Сжать пальцы правой руки в кулак.

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Отогнуть пальцы один за другим по очереди на счет.

Захотели поиграть! Пошевелить всеми пальцами.

Разбудили дом соседей. Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак.

Там проснулись: Шесть и семь, Отогнуть пальцы один за другим на счет.

Восемь, девять, десять –Веселятся все. Покрутить обеими руками.

Но пора обратно всем: Десять, девять, восемь, семь!

Загнуть пальцы левой руки один за другим.

Шесть калачиком свернулся, Пять зевнул и отвернулся,

Загнуть пальцы правой руки. Четыре, три. Два, один.

Снова в домиках мы спим. Поднять обе руки, сжатые в кулаки.

«ПРОГУЛКА».

Цель: развитие мелкой моторики.

Пошли пальчики гулять,

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.

А вторые догонять.

Ритмичные движения по столу указательными пальцами.

Третьи пальчики бегом,

Движения средних пальцев в быстром темпе.

А четвертые пешком,

Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.

Пятый пальчик поскакал

Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.

И в конце пути упал.

Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.

«ДОМИК».

Цель: развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Разжимаем пальцы, сжатые в кулак, по одному, начиная с большого.

Вышли пальчики гулять. Ритмично разжимаем все пальцы вместе.

Раз, два, три, четыре, пять.

Сжимаем широко расставленные пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.

В домик спрятались опять. Ритмично сжимаем все пальцы вместе.

«ЦВЕТОК».

Цель: развитие мелкой моторики.

Вырос высокий цветок на поляне,

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их.

Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.

Всем лепесткам красоту и питанье Ритмичное движение пальцами вместе – врозь.

Дружно дают под землей корешки.

Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

«ДОМ И ВОРОТА».

Цель: развитие мелкой моторики.

На поляне дом стоит.

Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев.

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

Большие пальцы обеих рук – вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются. Ладони поворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем.

Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев.

«ЗАСОЛКА КАПУСТЫ».

Цель: развитие мелкой моторики.

Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем. Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулак.

«ПОГУЛЯЕМ»

Цель: развитие скоординированности, синхронности двигательных функций.

Мы по лестнице бежали

И ступенечки считали: Клавиатурные движения по столу.

Раз, два, три, четыре, пять.

Большие пальцы обеих рук касаются остальных, начиная с указательного. На счет «пять» - хлопок в ладоши.

Вышли дети ПО – ГУ – ЛЯТЬ, Клавиатурные движения в замедленном темпе.

Побежали вдоль реки Дети наперегонки.

Движения указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю.

«КАК ЖИВЕШЬ?»

Цель: развитие мелкой моторики.

Как живешь? Вот так! Показать большие пальцы.

А плывешь? Вот так! Имитация плавания.

Как бежишь? Вот так! Указательный и средний пальцы «бегут».

В даль глядишь? Вот так!

 Приставить к глазам пальцы «биноклем».

Ждешь обед? Вот так! Подпереть щеку кулачком.

Машешь вслед? Вот так! Помахать руками.

Утром спишь? Вот так! Обе руки – под щеку.

А шалишь? Вот так! Хлопнуть по надутым щекам.

Как живешь? Вот так! Показать большие пальцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...