Мастер-класс для педагогов - LEGO конструирование "Построй свою историю"
методическая разработка

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_-_postoroy_svoyu_istoriyu.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов по лего конструированию

«Построй свою историю»

Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного игрового взаимодействия по освоению развивающих методов работы по развитию речи дошкольников.  

Задачи:

- рассмотреть этапы формирования речевой деятельности дошкольников во всех аспектах;

- формировать умение использовать интегрированный подхода в режиме демонстрируемой методической технологии;

- обучить участников мастер-класса навыкам, составляющим основу, метода и способа достижения, полученных результатов.

Планируемый результат: повышение уровня профессиональной компетентности по использованию легоконструирования в работе с дошкольниками.

Оборудование: наборы лего «Построй свою историю», ноутбуки, фотокамеры, цветной картон для фона, столы, стулья по количеству участников.

Ход мастер – класса

Информационная часть:

Переход к интегрированным формам обучения детей обусловливает необходимость разработки инновационных подходов к обучению с учётом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребёнка.

Одна из сложнейших задач педагога сделать процесс обучения рассказыванию интересным и увлекательным занятием для детей.

В сложных условиях адаптации к школьному обучению, при изменении ведущего типа деятельности с игровой на учебную, у значительной части детей обнаруживается недостаточная готовность к освоению письма и чтения (возникает стойкая дисграфия, дислексия), выявляются трудности речевой коммуникации, формирования сложных форм монологической речи, особенности словесно-логического мышления и другое. Нарушения речи отрицательно влияют, прежде всего, на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

Конструктор Lego "Построй свою историю" был специально разработан для развития языковых навыков. Он является практическим средством, способствующей совместной работе воспитанников при создании и пересказе истории с использованием кирпичиков Лего.

Конструктор "Построй свою историю" - это уникальный творческий обучающий инструмент, который позволяет дошкольникам освоить навыки повествования и научиться создавать рассказы в естественных условиях.

Набор "Построй свою историю" включает детей в работу с самого начала, мотивирует их использовать своё воображение для разработки и создания рассказов, персонажей и сюжетных линий.

Рассказывание и создание рассказов с опорой на заданную структуру - это мощные инструменты, повышающие грамотность и способствующие тому, чтобы дети делились своими историями, рассказами и событиями из повседневной жизни. Выстраивание событий в естественном порядке способствует пониманию и стимулирует воображение, развивает творческие способности и помогает дошкольникам создавать совершенно новые идеи.

Используя материалы, входящие в набор, воспитанники, разделившись на команды, строят свою историю – визуально воссоздают последовательность событий: начало, середину и конец, а затем озвучивают придуманное. Продукт LEGO Education также позволяет проводить грамотный анализ готовых историй и обсуждать актуальные темы.

Игровая форма обучения позволяет организовать оптимальное речевое взаимодействие между участниками.

Особая ценность новой технологии заключается в том, что дети гораздо шире вовлекаются в процесс обучения. У них есть масса возможностей рассказать свои истории. Дети могут возвращаться к разным моментам своих историй, чтобы лучше понять их. Имея возможность видеть перед собой модель своей истории, дети значительно улучшают свои коммуникативные и речевые навыки.

Наряду с этим, занятия Лего-конструированием помогают в подготовке к восприятию многих понятий, содержащихся в математике, русском языке, развитие речи, литературном чтении, окружающем мире.

Практическая часть:

Хочу спросить у вас: Вы испытываете в своей работе с детьми сложности в творческом рассказывании?

Конечно же и в моей практике встретилась проблема со связностью речи детей подготовительной группы. В процессе поиска решений этой проблемы я познакомилась с набором лего «Построй свою историю». Внедрила данный опыт работы в свою деятельность и готова передать вам свой опыт. В ходе работы с набором я заметила значительное улучшение социально-коммуникативных контактов между детьми: в процессе постройки, общаясь, договариваясь и решая насущные проблемы, дети активно взаимодействуют на вербальном уровне.

Таким образом, набор помогает детям развивать речевые навыки, пополнять словарный запас, развивает умение работать совместно, учит формировать собственную позицию, аргументировать свой выбор

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми из вариантов применения Лего-конструирования в различных образовательных областях.

Приглашаю всех побывать сегодня в роли детей.

Сегодня нам снова пришло письмо от Лего-героев. Они пишут о том, что придумали новые интересные игры и предлагают нам с вами первыми в них сыграть. Но для этого мы снова должны отправиться в Лего-страну.

Я предлагаю построить дорогу, но не простую, а волшебную. Чем она необычна? Она состоит из ЛЕГО деталей.

Кирпичик нужный ты найди, дорогу в ЛЕГО - страну собери.

Игра «Волшебная дорожка» (конструктор для дорожки разного цвета и размера 25 деталей)

Чтобы построить дорогу, нужно соблюдать определённые правила: сначала каждый из вас, по очереди выберет только 2 кирпичика. Кирпичики должны быть разные: разные или по цвету, или по размеру. Я начну строить и положу первую деталь-кирпичик. Теперь вы должны продолжить строительство волшебной дороги. Но будьте внимательны: слева можно класть только те кирпичики, которые по размеру похожи на мой кирпичик, а справа можно класть те кирпичики, которые по цвету похожи на мой кирпичик.

А теперь приступим к строительству дороги. Я кладу первый кирпичик, а вы продолжаете.

-Твой кирпичик похож на мой? По цвету или размеру?

- А почему ты поставил этот кирпичик?

- Все поставили свои кирпичики? Дорога готова?

Что мы закрепляли с детьми, играя в эту игру?

- Чтобы никто не потерялся в пути, крепко сцепимся мизинчиками, как детали лего и скажем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять. В страну Лего хотим мы попасть!

Вот мы с вами оказались на станции под названием Математика.

Познавательное развитие

В процессе Лего-конструирования у дошкольников развиваются математические способности и формируются сенсорные представления: дети, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентируются в пространстве.

Предлагаю поиграть в игру. Для этого разделимся на 5 команд по 2 человека в команде.

Игра «Построй цифру» (5 наборов лего в контейнерах)

Первая Команда получают образцы построек (Цифру). Цель - собрать из конструктора Лего – цифры по образцу. Вторая команда получает модель цифры, третья команда выстраивает цифру при условии, что она должна быть построена только из 7 деталей. четвертая команда строит эту цифру как ее себе представляет (по замыслу, пятая команда получает только тему цифра 2 и выстраивает ее.

Вывод: Сейчас каждой команде было дано вроде бы одно и то же задание с помощью конструктора изобразить цифру, но каждому был предложен разный вариант исполнения- Конструирование по образцу, Конструирование по модели, Конструирование по условиям, по замыслу и по предложенной теме. Можно усложнить: собери цифру по памяти, закончи цифру и т. д.

(Приведу пример других игр)

Игра «Зеркало»

Цель – симметрично выложить вторую часть рисунка.

Речевое развитие

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из Лего, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.

Можно применять Лего и в процессе подготовки к обучению грамоте:

-предложить составить образ буквы из кирпичиков Лего;

-построить различные предметы, которые начинаются с указанного звука;

-выложить столько кирпичиков Лего на наборное полотно, сколько они слышат слов в данном предложении.

Предлагаю поиграть в игру «Придумай свою историю»

Игра «Придумай свою историю» (5 наборов лего в контейнерах)

Каждой команде предложить наборы конструктора и пластины. Дать задание: несколько слов. Нужно придумать и построить с этими словами историю. Например: слова (кот, дерево, страх)., (забор мост, дом, (машина, дерево, кот) (собака, дом, радость.) (кот собака дерево). Педагоги моделируют историю с этими словами.

Создавая свои истории мы плавно переместились на то, как Лего развивает детей в художетственно- эстетическом направлении.

Художественно-эстетическое развитие

Лего - конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают их. Лего используется и на музыкальных занятиях. Музыкальный руководитель наигрывает или отстукивает ритм. Дети выкладывают из деталей Лего музыкальную строку, изображая звуки и паузы. Определившись с характером произведения и с цветом необходимых деталей, дети составляют свои фигуры.

Предлагаю поиграть в Игру «Собери узор»

Я буду называть деталь определённой формы и цвета, которую нужно будет найти и выставить в указанное мною место на пластине. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от». Например, возьмите кирпичик желтого цвета 2 на 2 и выставите его в левый верхний угол. Кирпичик синего цвета 2 на 3 выставите в правый верхний угол. Кирпичик зеленого цвета 2 на 6 выставите в правый нижний угол. Кирпичик белого цвета 2 на 4 выставите в центр квадрата. Кирпичик оранжевого цвета 2 на 6 выставите в левый нижний угол и т. д.

На следующем этапе мы смотрим, что напоминает нам получившийся узор и зарисовываем. (украшенный платочек, цветочная поляна, поднос с фруктами, овощами или сладостями и т. д.)

Физическое развитие

Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор Лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Игра «Равновесие»

Участники игры кладут кирпичик Лего на голову, ведущий даёт задания, например, дважды присесть, сделать три шага вперёд, повернуть направо, постоять на левой ноге, покружиться и др. Задача участников-не уронить кирпичик.

Социально-коммуникативное развитие

На мой взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании– научить детей эффективно работать вместе. Лего позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом. С помощью использования этой технологии формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способность ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов. Предлагаю поиграть.

Игра «Сделай по словесной инструкции» (наборы лего 10 шт.)

Два участника получают одинаковые детали. Первый участник, отвернувшись, придумывает какую-то элементарную постройку и одновременно рассказывает напарнику, как он это строит. В итоге игры должны получиться две одинаковые модели.

Время игры –2-3 минуты. Предлагаю провести анализ работы. Давайте посмотрим на работы.

Что хотели сконструировать? Получилось? Почему?

Получилось ли объяснить партнёру ход своих действий?

Возвращаемся из Лего-страны.

Вопрос аудитории:

Давайте дадим лучшему в мире конструктору небольшую характеристику. (Безопасность. Широкие игровые возможности. Польза. Развивает воображение, творческие способности, логическое мышление. Подходит для любого сезона.

Универсальность. Подходит для всех возрастов: для девочек и мальчиков и даже взрослых. Легкий сбор и разбор конструкций. Это возможность коллективной игры.)

Заключительная часть. Рефлексия.

В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций.

Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого – то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось.

Участники строят пирамиду своих эмоций из деталей Лего трех цветов.

Спасибо всем за участие в мастер-классе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление педагога на "Ступенях мастерства". Мастер-класс для воспитателей "Технология "Storysack" или "Мешок историй" в детском саду"

Мастер-класс для воспитателей «Технология «Storysack» или «Мешок историй» в детском саду»Цель: знакомство и овладение инновационной технологией речевого р...

Мастер-класс "Работа в программе LEGO Digital Designer"

Провела мастер-класс для коллег-педагогов где реализовала задачи познакомить их с основными функциями программы LEGO Digital Designer 4ЗАЧЕМ в детском саду программа LEGO Digital Designer 4 ? 1. ...

Мастер-класс "Знакомство с конструктором LEGO WeDo и средой программирования роботов"

Задачи:-Собрать модель робота Майло;-Запрограммировать его на выполнение различных действий...

Мастер - класс для родителей "Увлекательное LEGO"

Мастер - класс для родителей "Увлекательное LEGO"...

Мастер-класс по конструированию из LEGO для родителей во второй младшей группе : "«Играем, развиваемся, растем».

В данном материале говорится о ом, как дать представление родителям о конструкторе LEGO, как о средстве развития ребенка в игре....

Мастер класс Методика «Шесть кирпичиков LEGO»

Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающего пособия «Шесть кирпичиков LEGO » в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:1. Обучить п...

Мастер-класс для родителей по LEGO-конструированию

Игры LEGO могут по-настоящему заинтересовать ребенка любого возраста. Они развивают детское воображение и любознательность; стимулируют мозг к обработке и усваиванию информации из окружающей среды, а...