Выступления на педсоветах
консультация (младшая, средняя группа)

Гундарова Марина Юрьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 32 «Бусинка»


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Организация и руководство творческими играми детей»

Подготовила: воспитатель

Гундарова М.Ю.

2021г.

Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребёнка является освоение игровой деятельности.

Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.

Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы. Одни созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. Другие игры создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры.

Педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические. Детская творческая игра существенно отличается от игр подвижных и дидактических. Подвижные и дидактические игры предлагаются ребенку взрослым, в то время как творческая игра является продуктом своеобразного творчества самого ребенка, его изобретением. Вот почему отличается и содержание этих типов игр. Если содержание подвижных и дидактических игр представляет накопленный человечеством опыт, который и передается детям в сюжетах этих игр, в их правилах, то в изобретаемой самим ребенком сюжетной игре он сам как бы «завоевывает» этот опыт. В такой игре сюжет развивается самими детьми, от них исходят правила игры, которые связываются с исполнением ролей, нужных по замыслу игры. Творческие игры детей также построены на правилах, но в отличие от дидактических и подвижных игр, где правила даются в готовом виде, в творческих играх правила заимствуются детьми из той общественной среды, в которой они живут. Правилами общественной жизни дети первоначально овладевают именно в изобретаемых ими играх, разумеется, по-своему преломляя их. В этих играх ребенок живет интересами современности. Творческие игры, развиваемые самими детьми, имеют особое значение для воспитания. В них наиболее полно формируется личность ребенка. Творческая игра влияет на ребенка всесторонне; она является первой ступенью в самостоятельном общении ребенка с другими детьми.

Творческими их называют потому, что дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры. Они помогают ребенку во всестороннем развитии, поскольку через игровые действия дети стремятся удовлетворить интерес к окружающей жизни. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, который используется в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими. При руководстве творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы:

  • помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;
  • помочь сделать нужную для игры постройку;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Основные приёмы руководства:

  • например младший дошкольный возраст - внесение новой игрушки и внесение игровых материалов;
  • старший дошкольный возраст- советы, вопросы.
  • непосредственное участие в игре (младший и старший дошкольный возраст).

В старшем возрасте педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного героя, рассказывает о нем или его профессии. Роль игрового материала и игрушек  с возрастом значительно видоизменяется. У старших детей игровой материал является вспомогательным в игре, он сознательно ими привлекается или даже сознательно создаётся согласно замыслу игры.

Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей. Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен:

  • обогащать содержание игры;
  • развивать конструктивные способности детей;
  • учить их строить из разного материала.

Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте:

  • постройка по замыслу;
  • по условиям;
  • по предложенной теме.

В этих группах основной акцент при руководстве строительными играми воспитатель в основном делает на объяснении, указании, наводящих вопросах, как сделать постройку более устойчивой высокой и т. д.

Нельзя забывать о таких моментах, как: помощь в организации постройки, т. е. воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собой работу.

Понятно, какое большое значение приобретает руководство творческими играми. Некоторые воспитатели, имеющие большой опыт работы с детьми, легко справляются с этим. Менее опытные педагоги ограничиваются созданием обстановки, условий для игры, подбором игрушек, материалов и на этом считают свои обязанности законченными. Другие делают попытки руководить играми, но, опасаясь, что их будут обвинять в возвращении к «стимулированным» играм, действуют нерешительно, с оглядкой. Если вовремя их не поддержать, они отказываются от этих попыток и ограничиваются наблюдением за играми детей. Поэтому необходимо помочь воспитателям в руководстве творческой игрой. Совершенно очевидно, что в этой области требуется высокое искусство воспитателя. Необходимы также и определенные знания, помогающие понять пути развития игры и тем самым определить характер руководства.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 32 «Бусинка»

  1. Консультация для воспитателей:

  2. «Применение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

Гундарова М.Ю.

2022г.

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Внимание это не всегда данное качество, его нужно развивать. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Внимание - всегда сосредоточенность на чем-либо и само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.

Для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (устойчивость, переключаемость, объем, концентрация, распределение). Свойства внимания развиваются независимо друг от друга: одно из них может быть достаточно развитым, другое менее развитым. Наиболее эффективным средством развития внимания являются игры и занимательные игровые упражнения, которые можно включать во все виды деятельности.

Большой интерес у детей вызывают словесные игры «Кто позвал?», «Летает - не летает», «Запомни и повтори», «Кто, что услышит», «Так бывает или нет?», «Доскажи словечко». В таких играх дети выслушивают отрывки из стихотворений или историй и учатся находить несоответствия, небылицы, учатся на слух определять голоса ребят и звуки инструментов, эти игры помогут развить концентрацию внимания, слуховое восприятие.

Например:

«Так бывает или нет»

Цель: развитие слухового внимания, распределения внимания.

Содержание. Ребенку надо представить ситуацию, которую описывает взрослый, он ловит мяч, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, Если этого не бывает. Например: «Мышка ловит рыбу», «Волк бродит по лесу», «Лодка по небу плывет», «Собака пишет письмо», «Мальчик играет в машинку».

«Странные рассказы»

Цель: развитие слухового внимания.

Содержание. Прослушать рассказы и сказать, что в них неправильно. Например:

***

Наступила весна. Все птицы улетели на север. Грустно стало детям. Решили они смастерить скворечники. Готовые домики птиц дети развесили на веревке, и в них поселились котята. Детям снова стало весело.

***

Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках.

«Исправь ошибки»

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

***

На глазах у детворы

Крысу красят маляры. (крышу)

***

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть. (бананы)

«Небылицы»

Цель: развивать внимание и замечать нелогичные ситуации.

Задание. Прослушать стихотворения и отметить все небылицы.

«Переполох в лесу»

В лесу переполох случился,

Медведь мяукать научился,

А кошка лает там: "Гав - гав",

У нее суровый нрав.

Там курица шипит гадюкой,

А на реке кудахчет щука.

Вдруг квакать начали ежи,

На дереве мычат чижи.

Ревет корова, как медведь,

И соловей не хочет петь,

Он начал блеять, как овца,

И переменам нет конца.

В образовательной деятельности по математическим представлениям можно провести упражнения на закрепление навыков счета, знание порядковых значений чисел: «Считай дальше», «Считай обратно», «Назови соседей числа», «Счет через один». На развитие зрительного внимания с карточками: «Какой цифры не стало?», «Какое число пропущено?», «Что изменилось?». Игры головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Сфинкс», «Листик», проводиться поэтапно, с плавным переходом от одного задания к другому, с подробным пояснением. Сначала ознакомление с набором фигур в игре. Затем составление фигур - силуэтов по расчлененным образцам, и более сложный способ составление фигур по образцам контурного изображения.

Большой интерес дети проявляют при выполнении заданий в тетрадях в клетку, когда дети должны правильно срисовать с образца какую-либо фигуру или предмет. Ребенок приобретает умение соотносить образец и свой рисунок, учится сравнивать, находить и исправлять ошибки. Такие задания, как «Дорисуй» очень важны для развития у детей наблюдательности, внимания, умения выделить все мелкие детали предмета, найти недостающие части, а затем из них собрать целое. Сначала дети внимательно изучают образец (например кошку, выделяют ее части, затем рассматривают рисунок с недостающими деталями и отвечают на вопрос: «Что забыл нарисовать художник?». После этого самостоятельно дорисовывают недостающие части. Такие задания как «Графические диктанты», «Срисовывание по клеточкам» учат ребенка ориентироваться на листе бумаги, развивают концентрацию и объем внимания, формируют умение следовать образцу, развивают мелкую моторику.

Дети очень любят занимательные задачи, замысловатые вопросы, стихотворения, загадки-шутки, загадки математического содержания. Они помогают развивать не только умственную активность ребят, но и приковывают неустойчивое внимание ребенка к материалу занятия, позволяют мобилизовать внимание детей, включать их в активную работу. Например:

Задачи в стихах:

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

***

Под кусточком у реки

Жили майские жуки;

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать?

Считалки на развитие математических навыков и внимания:

Шла лисичка по тропинке

И несла грибы в корзинке-

Пять опят и пять лисичек-

Для лисят и для лисичек.

Кто не верит - это он.

Выходи из круга вон! (Десять грибов.)

***

Начинается считалка:

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей. (Восемь птиц.)

Интересны детям игры на развитие зрительного внимания: «Найди отличия», «Что изменилось?», «Лабиринты», «Что перепутал художник?», «Узнай по контуру», «Найди такой же», «Найди тень», «Собери картинку», «Какие предметы спрятаны в рисунках?».

Для привлечения детей к играм и упражнениям на развитие внимания требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Это могут быть загадки, считалки, физкультминутки, дидактические игры. Изложение материала происходит от простого к сложному, с подробным пояснением. Важно, чтобы были интересные игры и задания, сказочные персонажи, любимые игрушки, использовались яркие картинки и иллюстрации. Все это повышает интерес, а значит способствует развитию внимания.

«Четвертый лишний»



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №32 «Бусинка»

Мастер-класс

«Игровая деятельность как средство развития речи детей»

Подготовил воспитатель:

Гундарова М.Ю.

г.о. Химки, 2022г.

Мастер-класс для педагогов

«Игровая деятельность как средство развития речи детей»

Ни для кого не секрет, что игра – ведущий вид деятельности ребёнка. Само слово проявляется с древнейших времён. Древние греки называли игрой поведение детей, а «игра» дословно переводилось как «предаваться ребячеству». Игра с древнейших времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения.

Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. В творческой сюжетно-ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх. Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: “Доктор слушает больного”, “Папа забивает гвоздь”. “Это у нас шофёр”. Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: "Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку". Таким образом, воспитатель демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и. т. д. В игре могут использоваться предметы, замещающие реальные (палочки, кубики, шарики, и т. п.). Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий. Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. В игре "Магазин игрушек" дети, "купив" игрушку, затем играет с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у "продавца".

Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками ("Ладушки", "Сорока-ворона", "Гули-гуленьки", "Пальчик-мальчик"). Дидактические игры с предметами («Чудесный мешочек»: малыши просто называют предметы, старшие – дают описание).

Например, д. и. «Что лишнее?». Дети определяют лишний предмет, картинку или слово и объясняют причину, по которой оно (это слово) причислено к «лишним».

Например, д. и. «Слова наоборот» предполагает обогащение словарного запаса детей антонимами. В ходе игры воспитанники должны определить по какому признаку необходимо подобрать антоним и только после этого использовать его в тексте.

Безусловно, в речевом развитии дошкольников ведущее место отводится словесным дидактическим играм исходя из того, что они:

- обеспечивают количественное накопление слов (д. и. «Как еще можно сказать?»);

- обеспечивают усвоение социально закреплённого значения слов:

Соотнесение с объектами окружающего мира («Ложка – это ложка…»;

Овладение обобщающими словами на основе существенных признаков (мебель, транспорт и т. п.);

Проникновение в образный строй речи (золотой ковер из листьев, белое пушистое одеяло из снега и т. д.)

- обогащают и активизируют словарный запас дошкольников (введение большего количества слов в практику общения).

Среди словесных игр интересны игры – предположения «Что было бы, если...»«Что бы я сделал, если бы...»«Кем хочу быть и почему?»«Кого я выбрал в друзья?» В таких играх ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия, при этом ребёнок должен сформулировать и правильно построить фразу, сложноподчинённое предложение.

Особое место в речевом развитии дошкольников занимают загадки. Загадки – это такой вид обучающей игры, в которой логическая задача как её особенность выходит на первый план. Дети должны сравнивать, припоминать, догадываться, а это доставляет воспитанникам радость от умственного труда, при этом обогащается и активизируется словарный запас детей.

Подвижные игры

Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные воспитателем, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.

"Лохматый пес", а при знакомстве с медведем - "У медведя во бору".

«Пролетал высоко сокол, обронил перо в осоку. Соколиного пера не найти нам до утра. Скоро солнышко взойдет, кто-то пёрышко найдет»

Вывод: использование большого количества игр в режимных моментах и на занятиях полезно детям и помогает нам, педагогам, выполнить свою главную миссию: создать условия малышам для проживания дошкольного детства с удовольствием и радостью, ибо само дошкольное детство – это не подготовка к школе, не подготовка к жизни, это уже сама жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"

Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...

Выступление на педсовете "Нетрадиционное рисование"

Обмен опытом по теме "Использование нетрадиционных технологий в ИЗО"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Тема выступления: "Роль сказок в развитии мышления и воображения дошкольников. 2018 г.

Выступление на педагогическом совете с показом НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет...

Выступление на педсовете, тема выступления: ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОО.

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенн...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...