Мои разработки.
учебно-методический материал (старшая группа)
Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю проходят в помощь правильно подобранные дидактические материалы. Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всей группой.
В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:
1.принцип доступности (дидактические материалы подбираются воспитателем согласно достигнутого уровня детей);
2.принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);
3.принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);
4.принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);
5.принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);
6.принцип познавательной мотивации;
7.принцип проблемности (в ходе работы ребенок должен решить конкретную дидактическую проблему,используя для этого свои знания, умения и навыки; в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную,волевую,эмоциональную и другие сферы).
Цели применения дидактических материалов
Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность ребенка. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями. Например, если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля. Система дидактических материалов в образовательном процессе должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение детей различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).
Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:
- тактильной чувствительности и развитие мелкой моторики;
- формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
- развитие речевых навыков;
- обучение счёту, грамоте.
Основные виды дидактического материала в ДОУ.
Предметно-образные пособия
В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:
1.Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (гербарии, коллекции минералов, камней,насекомых).
2.Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета. Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят: модели,муляжи,макеты,лэпбуки.
Знаковые дидактические материалы
Знаковые дидактические пособия делятся на:
Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
- предметные и сюжетные картинки,
- разнообразные карточки,
- портреты,
- аппликации,
- фото,
- фильмы и др.
Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.
Знаковый дидактический материал может быть оформлен как: материал в картинках,раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника); демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).
Если говорить, в целом, то использование дидактических материалов в образовательном процессе, направлено на способствование в решение задачи, стоящих перед воспитателем: помощь учащемуся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.
Список литературы и использованных источников
. 1.Лыкова, И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. - М.: Карапуз, 2010.
2. Федорова, Л. И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. - М.: Форум, 2009.
3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - / А.К. Бондаренко – М., 2005, 133с.
4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.М.:Просвещение,2008.
5.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62—68.
6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей / под ред. Е. И. Радиной, М. И. Поповой. - Изд. 2-е, - М.: Просвещение, 1972.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/09/wsrmsqwf1qrr95hlax6mosyroawvtu8jsy8qmn-0z1tien7a1tp1w7o56oxm3dykfyydga5r7erf774svcv93a4k.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/09/xhwqkq5yfvhpvearq5a9r_0fq1n3hnjhtr-h-6urqhfe-owpb9mvzm2hpvynedw1_awe1hc25mwcj8_inpkjlpki.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/09/0kglnmq1gkmml6pwujgr8q9nu9mimm3hiboor3agypvhcsbt9fcxi4jpcreicwnz5tp0iwrgrf_higs0dftl7qlj.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/09/rq2wxdspuqxpj3pte9eohhhslegyvkgbt3rsvxcwvzq5a7hppgtxocrajtcd_fay8tl4us7grbmx0edlfdowjoy3.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/09/63tytqvdfj2aeyc4yqufgxpg9vb80hh8bednxpmdj5nv0dxki6vjhyzgt68tgz8ualrlou6ufqyf4yboviii3jee.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/09/tdaqqlyrvmzlcjyweajijzlnyds_cw9fcqqjvv-s-srqk7enhmnzaokrtpyptyyrheiw8a9ytrld536cpmlrqn1f.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/09/xvzrsltpafxrr97y7mlwhuhfvjgf6wvi1cah14lq53ajudevu_8ijjtqzzwumnq86jdvi9jximqqbjj9bd5aynzd.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/09/qc_eegz621ulcbln3xhwfhwmgks_mwkoqjf7lrsgq8ame7xid6mqrtfwkbusmlaxws5yg_dikwknj3ds0jybwhxh.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/09/itavnwtniezyvbmi8myaz3qet5pmd_0_ofyow6ngbusz6bewtwil73zlzqr4sarg9mzpljkru-isic6-ibtioct-.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/09/gkjn5lj5sqclosf3mxtt2ujuniyrn7jz_0qohy_o3vxt6faxelzehtzfpijp9gz1gq4olviohftva5vxbs-7mmsy.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/09/8iz9djnluxh00t5kqkjlomxpd-maul7rcwouos5owitpjn4pehhrm1nyp8ttq0wnc23zeip5uqauwbio1eiw_xh-.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/09/ijjowtuuc-9mr1pb0vmwxym6wjrlgommysgeq0_o1srmhq30zer6ol2owlqu2ty0cdpjuzsqjgtuzhu8ckgc0pky.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/09/bcssvfzijhlr1oc98qtec_h4c9xu_sbc6gu1clvjnmglajnlt6-vepfsujaf9re6pn6e3pdijndzcoxn9blvsmo3.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему "разработка плана проведения оздоровительных каникул"
Автором представлена методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка плана проведения оздоровительн...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка на тему: «Разработка электронного мультимедийного дидактического пособия (информационного электронного пособия для сопровождения мероприятия для родителей и педагогов) «Дошкольники и этикет»
Данное электронное пособие предназначено для педагогов дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста. Цель данного пособия:...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/26/picture-561360-1543214738.jpg)
Методические разработки на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Волшебная капелька»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив (старшей возрастной группе)Тема: «Волшебная капелька»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/31/picture-609846-1711867938.jpg)
Методическая разработка на тему” Ключи от детского счастья” в форме” Разработка плана конспекта проведения родительского собрания”
тема:” Ключи от детского счастья.” Развитие уважительного и бесконфликтного общения родителей со своими детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/14/picture-587438-1450106325.jpg)
Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в летний период в течение месяца".
АктуальностьАктуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое миров...