Использование разнообразных методов и приемов в организации работы по социально коммуникативному развитию детей
презентация к уроку (средняя группа)

Баглаева

проект Русские народные подвижные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkie_narodnye_podvizhnye_igry.docx44.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Русские народные подвижные игры" (все группы)

Руководитель: Баглаева О.В.

Тип проекта: оздоровительный, познавательный, коммуникативный

Вид проекта:

  • все группы
  • долгосрочный (срок реализации: 2021-2022 уч. год)

Участники проекта: дети, родители, воспитатели и специалисты

Авторы проекта: Баглаева О. В.

Актуальность проекта

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными играми. Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу - вот ведущая педагогическая идея. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект.

Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.

Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалами. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.

Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.

Проблема: у детей недостаточно знаний об истории и культуре России, о русских народных подвижных играх, о их истории возникновения, народные игры почти исчезли из жизни наших детей и нашего поколения.

Цель проекта: Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры. Двигательная активность - как фактор, влияющий на здоровье детей.

Задачи проекта:

  • Знакомить детей с русскими народными играми .
  • Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку.
  • Развивать память, т в о р ч е с к о е в о о б р а ж е н и е , познавательную активность, фантазию.
  • Воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности, навыки самоконтроля.
  • О б о г а щ а т ь с л о в а р н ы й з а п а с д е т е й н а з в а н и я м и предметов быта русского народа.
  • Вызвать интерес и желание играть в русские народные игры.
  • Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русскими народными играми.
  • Повысить уровень знаний воспитателей в области роли подвижной игры в физическом воспитание.
  • Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.

Интеграция образовательных областей:

«Познание»,        «Коммуникация»,        «Чтение        художественной        литературы»,

«Художественное творчество», «Социализация» "Физическое развитие".

Ожидаемый результат:

Для детей:

В процессе приобщения детей к русским народным играм проявляется возможность отследить следующие особенности игрового поведения:

  • умение самостоятельно организовывать игру;
  • живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;
  • продумывание запасных выходов из трудных ситуаций, для чего вводятся волшебные слова, которые дают возможность с честью избежать проигрыша дают возможность всем почувствовать радость успеха;
  • активное усвоение правил и содержания игр детьми (кто-либо из детей, объясняя игру, непосредственно участвует в ней, расставляет детей, заставляет их приговаривать слова, показывает движения).

Знают и умеют играть в русские народные игры. У детей более глубокие знания о русских народных играх.

Для родителей:

Родители стали понимать важность воспитания в детях отношение к русским народным играм и их традициям. Русские народные игры ценны для наших детей, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли,

укрепляют ребенка.

Для педагогов:

Повышение уровня педагогического мастерства.

Продукт проекта: оформление пособий по русским народным играм,

картотека русских подвижных игр по возрастам, конкурс "Русские народные игры картинках, изготовление пособий своими руками к игре "Городки"

Формы работы:

Работа с детьми - непосредственно образовательная деятельность, чтение художественной литературы, беседы, игры (подвижные, русские - народные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые), художественное творчество,

наблюдение, прогулки.

Работа с родителями – консультации, совместная работа с детьми, участие в конкурсах, развлечение.

Подготовительный этап:

Определение проблемы, постановка целей и задач, планирование по проекту,

подбор методического инструментария.

Основной этап:

Материально -технические        ресурсы,        необходимые        для        выполнения проекта:

  • подбор необходимой литературы;
  • подбор русских народных игр, хороводов;
  • составление картотеки русской народной игры (хороводные, подвижные, малоподвижные);
  • составление картотеки считалок, закличек;
  • подбор наглядного материала (фотографии);

-создание условий для проведения открытого мероприятия (оформление зала, атрибутов, подбор костюмов).

План реализации проекта:

1 этап - подготовительный:

  • изучение методической литературы по данной теме;
  • написание плана проекта.

2этап - основной

  • реализация проекта через различные виды деятельности детей (занятия, прогулки, в повседневной жизни, праздники, развлечения).

3 этап - заключительный:

  • открытый вечер - развлечений "Русская народная игра"

План ознакомления дошкольников с подвижными народными играми

(по возрастным группам) .

Средняя группа

Игры с бегом:

"Гуси - лебеди","У медведя во бору", "Стадо", "Перебежки", "Зайцы и лиса", "Ловишка", "Прятки".

Игры с прыжками:

"Воробушки и кот", "Бабка -Ежка", "Зайцы и лиса".

Игры с мячом:

"Подкиды"

Игры малой подвижности:

"Грачи        летят"        (или "Летает        -        не        летает"),"Зайка        серый...",        "Карусель", "Каравай", "У бабушки Маланьи", "Огородник", "Ворон" .

Старшая группа

Игры с бегом:

"Лошадки", "Жмурки", "Гори, гори ясно", "Кошка и мышка", "Медведи с цепью", "Мороз - Красный нос","Капуста", "Селезень", "Дедушка Рожок", "Курочки", "Платок".

Игры с прыжками:

"Болото"("Классы"), "Попрыгунчики", "Родничок" .

Игры с мячом:

"Мяч вверху",

Игры малой подвижности:

"Краски","Молчанка", "Море волнуется", "У дядюшки Трифона", "Краски", "Золото", "Чуприяки" ("Бубенчики"), "Шатер", "Жаворонок".

Подготовительная группа

Игры с бегом:

"Змейка","Уголки","Прятки с домом", "День-ночь","Казаки - разбойники", "Салки","Пирожок","золотые ворота","Пчелы", "Щука и караси", "Лиса и куры".

Игры с мячом:

"Гонка мячей", "Зевака", "Выбей мяч из круга", "Перебежки", "Зайчик".

Игры с прыжками:

"Петушиный бой","Картошка", " П у с т о е м е с т о " , " Л я г у ш к и в болоте","Льдинка".

Игры малой подвижности:

"Фанты" ,"Камешек", "Море волнуется".

К.Д.Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. Игра - это еще и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение                        со        сверстниками.        Единая        цель,                совместные        усилия к        е е достижению,                общие                интересы,                переживания        сближают                участников, формируют у них целеустремленность. Играя, ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. Развивая                интерес        к        русским                народным        играм,                развиваем                творческие спо собно сти                ( придумывание                разных        вариантов,        усложнение движений), совершенствуем двигательные умения и навыки детей.                Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В игре ярко отражается образ жизни людей, их быт, устои, смекалка, находчивость, смелость. Необходимо научить        детей играть активно        и                самостоятельно.                Только        так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и        мышечного                напряжения, приспосабливаются        к изменяющимся условиям  окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а русские народные игры с пением еще и музыкальны.

Четкой классификации русских народных игр нет. На основе исследований Капицы О.И., Науменко Г.М. игры условно можно разделить на виды:

  1. Подвижные (спортивные) игры соревновательного характера ("Ловишки", "Горелки","Прятки", "Звонари", "Бубен" и др.);
  2. Обрядовые ( к а л е н д а р н ы е ) и г р ы и м е л и с в я з ь с н а р о д н ы м сельскохозяйственным календарем. ("Кукушечка", "Ручеек", "Гори, гори ясно", "Солнышко" и др.);
  3. По отношению к природе (природные), дети знакомятся с окружающей природой ( "Сорока", "У медведя во бору", "Ворон", "Паучок", "Солнышко"); 4.Трудовые (бытовые),        знакомим                с        историческим                наследием                русского народа,        с        повседневным        трудом        наших        предков        ("Горшок",        "Каравай", "Клубочек", "Баба сеяла горох" и др.);

  1. С ведущим (водящим) - игры, где игрок выполняет какое - то действие, ведет игру ("Звонари", "Отгадай, чей голосок", "Море волнуется", "Сижу на камешке");
  2. Драматические (с элементами театрализованных действий) игры, которые требуют искусство артиста, умение превращаться в какого - то героя игры и выполнять его действия ("Заинька", походи", "Бабка Ежка", "Волчок, волчок", "Шла коза по лесу").
  3. Игры - забавы - игры, которые веселят, забавляют ребенка и в тоже время несут в себе какой - то познавательный и воспитательный элемент ("Сорока- сорока", "Ладушки", ""Идет коза рогатая", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.)

Русские народные зазывалки перед началом игры:

-Таю, таю, налетаю

Вас в игру всех приглашаю А в какую, не скажу!

Зазывалку расскажу.

  • Кто опоздает, в небо улетает. Тай, тай, налетай

Порезвись и поиграй! Всех в игру мы принимаем Никого не обижаем.

  • Поиграть пришла пора Развеселая детвора,

Пусть наш смех звучит вокруг Становитесь дружно в круг!

  • Приглашаю детвору. На веселую игру,

А кого не примем За уши поднимем. Уши будут красные До того прекрасные.

Русские народные считалки.

В любой русской народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, а иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки. Дети очень любят шутливые, веселые стихи - считалки, быстро их запоминают. Все участники встают в круг, в ряд и один их них четко выговаривает слова, произносит считалку, например:

  1. Белки зайцев угощали И морковку подавали. Все орешки сами съели А тебе водить велели!
  2. Аист - аист, аист - птица, Что тебе ночами снится? Мне - болотные опушки,
  • А еще?
  • Еще лягушки!

Их ловить, не изловить. Вот и все, тебе водить!

  1. Белки зайцев угощали И морковку подавали. Все орешки сами съели А тебе водить велели!
  2. Аист - аист, аист - птица, Что тебе ночами снится? Мне - болотные опушки,
  • А еще?
  • Еще лягушки!

Их ловить, не изловить. Вот и все, тебе водить!

  1. Мы собрались поиграть. Ну кому же начинать?

Раз, два, три - Начинаешь водить ты!

  1. Гномик золото искал И колпак свой потерял!

Сел, заплакал: "Как же быть?" Выходи, тебе водить!

  1. Катится яблочко С крутой горы.

Кто поднимет - тот уйди! 6.Плыл по морю чемодан, В чемодане был диван,

А в диване сидел слон, Кто не верит - выйди вон!

  1. Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять Выплывает

Белый месяц!

Кто до месяца дойдет Тот и прятаться пойдет.

  1. Катилось яблочко Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола; Кто его поднимет, Тот вон пойдет!

9.  Катился горох по блюду. Ты води, а я не буду.

10.Таря - Маря    

В лес ходила,

Шишки ела - нам велела.

А мы шишки

Не едим

Таре - Маре отдадим!

11. Шла кукушка Мимо сети,

А за нею Малы дети И кричали:

"Кук! Мак!

Убирай один кулак!

Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющему, не исключая и себя. На кого выпадает последнее слово, тот становится водящим. Если участников много, то считаем по - другому: дети произносят считалку, и на кого падает последнее слово, - выходит из круга, а считалку повторяют до тех пор, пока не останется один играющий.

Часто в играх все участники делятся на две команды, и нужно решить, какая их них начнет игру. В таком случае два игрока, по одному из каждой команды, меряются по палке ("конаются"). Для этого нужно взять палку длиной 40-50 см, один из играющих берет ее за конец, другой плотно прижимая свою руку к руке сверстника, захватывая ее выше, затем первый переносит свою руку выше руки второго и т.д. Какой игрок захватит конец палки, тот и выигрывает в своей команде право начать игру. Есть и более простой способ выбора очередности - угадывание в какой руке лежит предмет. Кто отгадает, той команде и начинать игру.

Сговорки (сговор, уговор, подбор, жеребьевки-угады)

Есть подвижные игры, где все играющие делятся на группы, команды. В таких играх вначале выбирают или назначают ведущих, затем определяется состав команд. Разделить всех игроков поровну, чтобы никому не было обидно, помогают сговорки.

Играющие делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, придумывают названия: один, например, называет себя "Сорокой", а другой - "Змеем Горынычем". Можно придумать смешные клички, например, "Степан

  • великан", "Усатый таракан". Сговариваться надо тихо, чтобы не слышали

ведущие. Затем дети идут к ведущим и спрашивают, кого те выберут, чаще в форме рифмовки, например:

Из ведра ерша

Или из корзины ежа?

Чтобы ведущие одновременно не назвали одного и того же игрока, они договариваются, кто первым будет выбирать и в какой паре: один выбирает в первой паре, другой - во второй. Сговорки бывают разные. Например:

Кого выбираешь:

Конь вороной        Шары катить

Или хомут золотой?        Или воду лить?

Сено косить        Коня ковать

Или дрова рубить?        Или двор подметать?

Что возьмешь:

Медведя лохматого        Из речки ерша

Или козла рогатого?        Или из лесу ежа? Серую утку

Или деревянную дудку?

Что тебе нужно:

Гороху мешок

Или масла горшок?

Кого в гости пригласишь:

Хитрую лису        Таракана усатого

Или Марью- красу?        Или тигренка полосатого?

Что тебе дать:

Сахару кусочек

Или красненький платочек?

Выбирай:

Ландыш душистый        Белую березу

Или одуванчик пушистый?        Или красную розу?

Жеребьевки - угады. Например, один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: "Кто угадает, тому водить".

Группы русских народных игр:

  • игры, отражающие отношение человека к природе;
  • игры, отражающие быт народа (нужно проявить смекалку и находчивость)
  • игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью)

Используемая        литература:

  1. ЛитвиноваМ.Ф. "Русские народные подвижные игры" М., Просвещение, 1988г.
  2. Якуб С.К. "Вспомним забытые игры", М., Детская литература, 1988г.
  3. Кенеман А.В. "Детские подвижные игры народов мира", М., Просвещение, 1989г.
  4. Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г.

Куприянова Л.Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г

  1. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития «Вижу, понимаю, говорю»

Задачи реализации  Программы:формировать потребность в общении, сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;развивать инициативу в общении, в сотрудничестве, побуждать стремление задавать вопросы...

Работа по социально-коммуникативному развитию детей второй группы раннего возраста в условиях ДОУ

Я представляю свой опыт работы по социально-коммуникативному развитию с детьми второй группы раннего возраста...

Обобщение опыта работы по социально - коммуникативному развитию детей в средней группе. Проект "Доброта вокруг нас"

Проект "Доброта вокруг нас" социально - личностный, общественно - полезный, практико - ориентированный, среднесрочный.Цель проекта: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспи...

Районная методическая Неделя в МАДОУ Д/С 11 «Организация работы по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста» с 19 по 23 сентября 2022 г.

Тема:  «Организация работы по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста»Цель: повышение педагогической и методической компетенции воспитателей и специалис...

Доклад «Особенности организации работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста»

Доклад «Особенности организации работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста»...