Работа с одаренными детьми
материал

Габдрахимова Инга Яновна

Работа с одаренными детьми 2группа раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3        с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район                                  Республики Башкортостан

Работа

с одаренными детьми

II группа раннего возраста №1

                                                          Воспитатель: Габдрахимова    

                       Инга Яновна

с. Верхнеяркеево, 2022 

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность. Педагог, впервые встречающий в своей практике одаренного ребенка, нередко испытывает определенные трудности, поскольку взаимодействие с такими детьми весьма незаурядно и требует особых знаний и особого подхода.

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)

 Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об одаренности.

 Одаренные дети. Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники.

 В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому воспитатели дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.

          В возрасте 2-3 лет ребенок восприимчив к музыке, театру, устному народному творчеству. В процессе слушания музыки, стихов, потешек, встречаясь с героями сказок, дошкольник испытывает первые эстетические переживания, которые влияют на развитие у него чувственной сферы. Так создается благоприятная среда для общего развития ребенка, в частности для пробуждения его природного потенциала.

Методы выявления одаренных детей.

 1. Анализ результатов педагогического мониторинга;

 2. Работа с детьми (наблюдение, анализ продуктов детского творчества) ;

 3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Частые проявления одаренности:

  • Физическое и нервно-психическое развитие опережает возраст;
  • Ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;
  • Ребенок рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах и т. п.
  • Ребенок имеет большой словарный запас, знает значение многих слов и терминов, имеет отличную память, может запоминать энциклопедические данные;
  • Ребенок очень любознателен, способен долгое время концентрировать внимание на чем-либо;
  • Ребенок способен к нестандартным решениям;
  • Ребенок рано начинает читать (3-4года, хотя взрослые не прикладывают к этому особых усилий или, например, в раннем возрасте овладевает игрой на музыкальном инструменте и т. д.
  • Ребенок может запоминать большие числа, складывать, вычитать их в уме, производить другие математические операции;
  • В художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других сферах (до года и чуть позднее): рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием, имеет свои стиль изображения;
  • В двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети потенциально одаренные в танцах, спорте).

 Абсолютно все одаренные дети испытывают большую потребность в умственной нагрузке, высокой активности ума.

 Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском саду является следующие:

  • Создание условий для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.
  • Создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок- родитель.
  • Отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.

Проблемы одарённых детей.

  • Отсутствие интереса к занятиям в группе

 Такое отношение часто появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и неинтересна.

  • Трудности в общении со сверстниками

 Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их одногруппники. Вследствие этого одаренный ребенок предпочитает играть один, избегает эмоциональных и социальных контактов с детьми.

  • Отрицание социальных норм и общегрупповых правил

 Одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

  • Погружение в философские проблемы

 Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Это может приводить к чрезмерной застенчивости, гипертрофированным страхам.

  • Стремление к совершенству

 Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

  • Потребность во внимании взрослых

 В силу стремления к познанию одаренные дети нередко испытывают повышенную потребность в общении и внимании взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Методы работы с одаренными детьми:

  • Привлечение ребенка к проектной деятельности, которая подразумевает не только анализ возможностей, но и выбор способов решения задачи (например, сделать подставку для карандашей). При этом обязательным условием успешного выполнения является педагогическое сопровождение на каждом этапе работы.
  • Обсуждение ежедневных обязанностей ребенка, которые он должен будет выполнять в группе (например, полив цветов или иной вид деятельности интересный для ребенка). Это позволит ему чувствовать собственную значимость, необходимость участия в жизни группы.
  • Эмоциональная поддержка, словесное поощрение за успехи и нестандартное решение задач, позволят ребенку чувствовать более уверенно.
  • Привлечение к исследовательской деятельности через решение опытно-экспериментальных задач решит проблему поддержания и развития познавательного интереса.

          В этом же возрасте следует провести диагностику для прогнозирования дальнейшего развития ребенка по методикам:

  • Из учебника под редакцией Т.В. Лаврентьевой «Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности»:

- «Коробка форм»;

- «Разрезные картинки»;

- «Конструирование по образцу»;

- «Дорисовывание фигуры»;

- «Парные картинки»;

- «Рассказ по картинкам»;

- «Запомни картинки»;

- Игровые методики  Н.В. Хазратовой «Употребление предметов-заместителей» и «Модификация сюжета».

Однако, определить одаренность/неодаренность в ходе одной только первичной (ранней) диагностики нельзя. Поэтому важно отслеживать уровень способностей детей на всех этапах их развития.

МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК   ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.)

Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случай, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник.

I. Интеллектуальная сфера

1.       Высокая познавательная активность, мобильность.

2.       Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3.       Устойчивость внимания.

1.       Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

2.       Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

4.       Богатство активного словаря.

7.       Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

8.       Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

9.       Развитость творческого мышления и воображения.

10.   Владение основными компонентами умения учиться.

11 .Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II.        Сфера академических достижении

1.       Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.

2.       Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям.

3.       Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.

4.       Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.

5.       Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

6.   Пытается выяснить причины и смысл событий.

Ш. Творчество

1.       Высокая продуктивность по множеству разных вещей.

2.       Склонность к завершенности и точности в занятиях.

3.       Задает много вопросов по интересующему его предмету.

4.       Любит рисовать.

5.       Не боится быть таким, как все.

6.       Склонен к фантазиям, к игре.

IV.        Литературные сферы

1.       Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

2.       Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

3.       Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

4.       Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

5.       Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

V.        Артистическая сфера

1.       Легко входит в роль другого персонажа, человека.

2.       Интересуется актерской игрой.

3.       Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.

4.       Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда

 имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.

5.       Передает чувства через мимику, жесты, движения.

6.       С большой легкостью драматизирует, передает чувства

 и эмоциональные переживания.

VI.        Музыкальная сфера

1.       Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

2.       Хорошо поет.        

3.        В пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

4.       Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

5.       Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

6.       В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

7.       Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

VII.        Техническая сфера

1.       Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.

2.       Интересуется механизмами и машинами.

3.       В мир его увлечений входит конструирование машин,

4.       Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.

VIII.        Двигательная сфера

1.       Тонкость и точность моторики.

2.       Развитая двигательно-моторная координация.

3.       Стремится к двигательным занятиям (физкультура).

4.       Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

5.       Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

IX.        Сфера художественных достижений

1.       Проявляет большой интерес к визуальной информации.

2.       Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.

3.       Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

4.       Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).

5.       Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.

6.   Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Общение и лидерство

1.      Легко приспосабливается к новой ситуации.

2.      Высокая общительность с окружающими.

3.      Стремится к доминированию среди сверстников.

Методика  « Определение склонностей ребенка»

Подготовительная работа.

 Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы.

Инструкция для проведения.

 Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.

Лист вопросов.

  1. Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
  2. Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
  3. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  4. Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием.
  5. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.
  6. Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.
  7. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  8. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
  9. Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
  10. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.
  11. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  12. Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.
  13. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
  14. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  15. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.
  16. Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
  17. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  18. Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.
  19. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  20. Легко общается с детьми и взрослыми.
  21. В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
  22. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  23. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  24. Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  25. Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
  26. Инициативен в общении со сверстниками.
  27. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх .
  28. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  29. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  30. Легко входит в роль какого-либо персонажа.
  31. Бегает быстрее всех детей в детском саду.

Лист ответов.

______________________________________________

(Фамилия, имя ребенка)

_____________________________ ____________

(Ф.И.О. воспитателя, родителя)                   дата

№ п/п

+

-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Обработка результатов

Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:

интеллектуальная;

академических достижений;

творческого, продуктивного мышления;

общения и лидерства;

художественная;

двигательная.

При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности

1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...