"Системно-деятельностный подход в образовательном процессе через игровые технологии"
статья

Бурундукова Елена Васильевна

Использование игровых технологий в контексте системно - деятельностного подхода помогает подготовить ребёнка к школе, при этом дать ему возможность почувствовать себя уверенным человечком, что очень важно в предшкольном периоде.  Задачей педагога становится развитие у дошкольника интереса к игре, как к познанию окружающего мира. Если воспитатель сможет научить ребёнка играть, то этот «моторчик» даст свой положительный заряд, свои сочные плоды в знаниях, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно - деятельностный подход в образовательном процессе

через игровые технологии

 

Аннотация. В данной статье предлагается рассмотреть системно - деятельностный подход, как основу дошкольного образования, его реализацию через игровые технологии, где игра становится одним из механизмов регулирования качества образования в дошкольной организации.

 «ИГРА – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский

 

 Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог ощутить в себе творческий потенциал.  Детский сад является тем местом, где каждый ребёнок сможет получить возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми для его развития сферами жизни, именно самопознание – это тот путь, который способствует раскрытию возрастного периода ребёнка - дошкольника.

Игра - ведущая деятельность детей любого возраста, а именно в игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его практики.

«Без игры – нет и не может быть полноценного умственного развития»

Системно-деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится разностороннему, в большей степени самостоятельному познанию ребенка. Его итогом является постепенный уход от информационных знаний к знанию действовать.

Цель такого подхода, это воспитание личности ребенка, как субъекта жизнедеятельности, при этом педагог является связующим звеном дошкольника между игрой и окружающим его миром.

Игровые технологии - это современные образовательные технологии, которые демонстрируют сам процесс, в нем происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Любая игровая технология выполняет следующие задачи:

  1. Достижение высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
  2. Выбор средств, активизирующих деятельность детей, где выше её результативность.

Цель технологии – игры – это НЕ менять ребёнка и НЕ переделывать его, НЕ учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а просто дать ему  возможность «прожить» в игре при полном внимании и сопереживании взрослого, игра, которая охватывает все пять основных образовательных областей предусмотренные ФГОС ДО: физическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие. Таким образом, игра – это педагогическая технология, которая с успехом применяется в работе с любой возрастной группой.

Использование игровых технологий в контексте системно - деятельностного подхода помогает подготовить ребёнка к школе, при этом дать ему возможность почувствовать себя уверенным человечком, что очень важно в предшкольном периоде.  Задачей педагога становится развитие у дошкольника интереса к игре, как к познанию окружающего мира. Если воспитатель сможет научить ребёнка играть, то этот «моторчик» даст свой положительный заряд, свои сочные плоды в знаниях, особенно в старшем дошкольном возрасте.

 

Рассматриваемый подход через игровые технологии – это развитие личности ребёнка, где основное  состоит в том, что новые знания не даются ему в готовом виде, а ребёнок сам открывает их в процессе познавательной деятельности, но при этом взрослый в этой цепочке, является участником такого процесса, который помогает ребёнку -  дошкольнику познать окружающий мир через игру, тем самым обеспечивая ему рост для творческого потенциала и познавательных мотивов.

 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

                                                                                                В. А. Сухомлинский

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также их творческой и познавательной деятельности – вот главные задачи, стоящие в настоящее время перед педагогом в рамках ФГОС и  требуют особых условий в обучении, при этом,  важная роль  отведена  конструированию.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритетным было конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим иной современный подход. Сегодня я представляю одно из направлений инновационных образовательных технологий - конструирование посредством конструктора Cuboro, на сегодняшний день является официальной на территории Российской Федерации.

В 2022-2023 учебном году детский сад приобрел конструктор «Cuboro». Этот уникальный конструктор-головоломка состоит из необычных кубиков с множеством выемок и тоннелей, который называют «конструктором равных возможностей».

Актуальность внедрения Cuboro-конструирования значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

  • является средством для интеллектуального развития дошкольников;
  • позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  •  проявлять детям инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании;
  • объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир.

На мой взгляд, одна из основных задач: научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, характер взаимодействия востребованы.

Для проведения занятий по конструированию в нашем детском саду мы постарались создать творческую среду, для этого была оформлена «Творческая мастерская «Cuboro», которая облегчает  возможность раскрытия собственного потенциала ребенку, позволяет ему свободно действовать,  познавая окружение.         

Обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе, способствует формированию желания и умения учиться, добиваться и  получать новые знания в окружающем мире, так же важным является и возможность использования конструктора в четырех областях ФГОС: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.

Планируемые результаты освоения  

У детей развиты практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу.  Значительно улучшилась мелкая моторика рук, тактильные ощущения, что способствовало речевому и умственному развитию детей.  

Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.  

Обеспечение учебно-методическими материалами и литературой

  1. Методическое пособие «Cuboro – Думай креативно». Содержит: методическое пособие, карточки с заданиями и примерами
  2. Дидактические игры для изучения нумерации кубиков.
  3. Мнемосхемы.
  4. Википедия «Куборо»
  5. https://cuboro.ru
  6. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,1991.
  8. Усова А. // Роль игры в воспитании детей. — М., 1976. — С. 9-18.
  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2000.
  10. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012.

C:\Users\Альбина\Desktop\1.jpg C:\Users\Альбина\Desktop\0.jpg


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»

На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, кот...

"Проектная деятельность , как средство системно - деятельностного подхода в образовательном процессе"

Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является системно - деятельностный подход....

Презентация «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ через реализацию совместной проектной деятельности.»

Презентация «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ через реализацию совместной проектной деятельности.»...

Вебинар «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе».

Международный педагогический портал "Солнечный свет" Вебинар на тему:«Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»....

Из опыта работы «Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе через квест-технологию».

В данном опыте предлагается система работы по развитию социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста через квест технологию.  Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ ...

Презентация к семинару «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ через реализацию совместной проектной деятельности»

Презентация «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ через реализацию совместной проектной деятельности.»...

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе

Дидактическая игра «Волшебные квадраты»...