Дидактические игры как средство социализации детей
план-конспект занятия (младшая группа)

Валиуллина Язиля Равилевна

Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Красногорский детский сад «Радуга»

Мамадышского муниципального района РТ

«Дидактические игры как средство социализации детей»

Ранний возраст

Воспитатель: Валиуллина Язиля Равилевна

Мамадыш

2023

Содержание

Введение

Глава 1. Социализация

1.1. Сущность понятия «социализация». Этапы социализации

1.2. Роль игры в социализации ребёнка раннего возраста

Глава 2. Дидактические игры как средство социализации детей раннего возраста (из опыта работы)

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении со взрослыми.

Большая заслуга ученых Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной заключается в том, что они обосновали теоретическое положение советской педагогики и психологии о ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребенка применительно к раннему возрасту. Это способствовало развитию исследований в области педагогики раннего детства. Вместе с тем проблемы, связанные с образованием детей дошкольного возраста, все больше волнуют не только специалистов, но и политиков и даже экономистов разных стран. Множество исследований свидетельствует о непреходящей ценности этого периода целостной жизни человека, важности качества раннего образования для развития личности, становления инициативности, познавательной активности, компетентности — основы успешности, готовности решать жизненные задачи в современном быстро меняющемся мире. На дошкольное образование возлагаются большие надежды, так как успех «на выходе» во многом зависит от «правильного старта». Чтобы справиться с такими задачами и быть эффективной, системе дошкольным учреждениям нужны преобразования. В том числе, в части признания равноценной значимости различных источников образования — родительского дома, системы дополнительного образования, информационно-образовательной среды и, главное, собственной познавательной, творчески-преобразующей активности ребенка, формирующейся на этой основе компетентности.

Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Социализация, традиционно трактуемая как привносимое обществом извне и присваиваемое ребенком в деятельности качество жизни, составляет основу становления человека как личности. Образование, являясь одной из магистральных форм контролируемого развития, во многом определяет настоящее и будущее индивида и общества в целом. Связь образования и социализации акцентируется в концепциях устойчивого развития общества (Э.В. Гирусов, Г.В. Платонов, А.Д. Урсул), непрерывного развития индивида (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн), непрерывного и многоуровневого образования (А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, Г.Г. Кравцов, Ю.Г. Татур).

Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Если примеров ускоренного обучения множество, то примеров ускоренной социализации не существует. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания.

Малоизученной областью в науке остается социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Данные науки и практики свидетельствуют о том, что в результате повторяющихся игр с четко выделенным содержанием при условии планомерного педагогического руководства все дети могут овладеть предусмотренными программой сведениями и умениями, несмотря на колебания в темпах индивидуального развития (довольно значительные в раннем детстве).

В настоящее время дидактические игры используются как форма обучения детей раннего возраста.

Актуальность проблемы обусловили выбор темы: «Дидактическая игра как средство социализации детей раннего возраста».

Цель работы: обосновать методику использования дидактических игр в процессе социализации детей раннего возраста.

Объект исследования - процесс социализации детей раннего возраста.

Предмет исследования - дидактическая игра как средства социализации детей раннего возраста.

В соответствии с целью были определены задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования дидактических игр в процессе социализации детей раннего возраста.
  2. Составить перспективное планирование использования дидактических игр как средства социализации детей раннего возраста.
  3. Учить детей принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации; управлять своим поведением и способами общения;
  4. Создать картотеку дидактических игр для  детей раннего возраста.

Практическая значимость работы заключается в разработке картотеки дидактических игр, которые можно использовать в работе с детьми раннего возраста.

Глава 1.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ».

ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Изначально, проанализируем сущность процесса социализации, а затем рассмотрим этапы социализации. Отметим, что сам термин не имеет однозначного толкования и в настоящее время все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду. С другой – в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет вхождения в среду. Иными словами, не только обогащается опытом, но и реализует себя. «В идеале, - отмечает А.В. Мудрик, - социализированный человек должен быть способен противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам».

Также изучением процесса  социализации  личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные определения понятия «социализация».

В психологическом словаре дается следующее определение: «социализация – это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектомсоциального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности».

В социологии существует другая интерпретация данного понятия. Так под социализацией понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Н.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

  • стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
  • игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
  • стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них

ждет целая группа людей

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности».  Итак, социализация – это

процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

Воспитание и обучение (в узком смысле) - это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.

Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга, хотя и направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни. Различие между этими процессами заключается в том, что воспитание, которое осуществляется в семье, в детском саду, в школе, может прерываться, а вот социализация идет непрерывно.

Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом. Итак, для данной работы наиболее подходящим является следующее определение.

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение,  навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сверстники, учителя, представители,. церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все данные факторы могут оказывать на ребенка большое влияние, но семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

Цель социализации, то есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать  свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность.

Руководствуясь представлениями о значении социальной группы, японские родители нередко для контроля поведения ребенка пытаются его пристыдить; например, они могут спросить: «А что подумают другие люди?».

В любом обществе социализация человека имеет  особенности на различных этапах. Существуют различные периодизации, так А.В. Мудрик предлагает соотнести этапы социализации с возрастной периодизацией жизни человека. Он исходит из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы:

  • младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 -3 года),
  • дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет),
  • младший,
  • подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет),
  • ранний
  • юношеский (15-17 лет),
  • юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю
  • зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет),
  • старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Социальные психологи Н. В. Андреенкова и Я.И. Гилинский делают акцент на  то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Они выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия делится на два периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления в школу, и стадия обучения, включающая весь период  времени обучения .

Итак, к вопросу об этапах социализации существуют  различные подходы. Как известно, с точки зрения психоанализа З. Фрейда, особое значение для развития личности имеет период раннего детства [19, c. 351].  Другие школы  социальной психологии  делают сегодня особый акцент на изучение социализации именно в период юности. Можно сделать вывод  о том, что периоды детства и юности оказывают большое влияние на следующие этапы социализации

1.2. РОЛЬ ИГРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Если дошкольник не наигрался вволю – значит, многое ему недодали, многого ему будет не хватать во всей его последующей жизни.

Что же такое игра? Игра – это особый вид предметной деятельности, в основе которого лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений. Если ребенок двух лет и более не любит, не умеет играть, это важный симптом, свидетельствующий о неблагополучии в развитии малыша, о его болезненном состоянии или плохом контакте с окружающим миром.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что детей надо учить играть в различные игры:

  • игры с настоящими игрушками (куклами, мебелью, машинками и т.д.);
  • игры с заместителями (палочками, камешками и т.д.);
  • игры с опорой на воображение (т.е. вообще без предметов).

Среди игрушек дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения или развития новых способностей.

Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет побудительные мотивы и свои способы действий. Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила. Все это определяется целью игры, т.е. тем, для чего игра создана, на что она направлена.

Цель игры всегда имеет два аспекта:

  1. Познавательный аспект – то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действий с предметами ему нужны в данной игре передать;
  2. Воспитательный аспект – те способы сотрудничества, формы обобщения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Игра занимает  значительное место в жизни детей. Она  является  естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  1. игры с предметами (играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов);
  2. настольно-печатные  (это парные картинки, лото, домино, классификация картинок по общему признаку, составление разрезных картинок и кубиков, рассказ о картинке);
  3. словесные игры («Отгадай-ка», «Похож – не похож», «Назови одним словом», «Летает – не летает»).

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в играх «Пекарня» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, сюрприза, интригующего вопроса и т.д. Дидактические игры  являются наиболее соответствующей формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Раннее детство от 1 года до 3 лет – это период энергичного освоения детьми различных общественно – выработанных действий.

Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры. А.П. Усова, говоря о специфике обучения детей дошкольного возраста, подчеркивала, что оно осуществляется на основе дидактических принципов, учитывающих возрастные особенности детей. В возрасте полутора лети старше, когда ребенок начинает понимать речь взрослого и говорить, он по–новому воспринимает материал: учиться слушать, отвечать, более совершенным становится подражание, у него формируется умение следить за действием воспитателя. Дети второго года жизни не всегда могут достаточно активно воспринимать и с пользой для развития перерабатывать впечатления окружающей жизни. Нужны обучающие воздействия взрослого. Многое дети получают в процессе индивидуального общения и обучения в быту, игре и т.д. Однако при групповом воспитании только путем индивидуального общения в обычной жизни трудно обеспечить нужные темпы физического и психического развития ребенка. Учитывая уровень развития речи и подражания, на занятиях можно объединить небольшие группки детей. Эта форма не только экономична, но и эффективна. Ребенок не замечает, что его обучают: обучение сочетается с игровой деятельностью детей.

В дидактических играх используются приемы наглядно – действенного обучения в частности показ, объяснение способов использования материалов и игрушек, включение речевых и двигательных поручений. Дети достают и называют игрушки «Чудесного мешочка», разыскивают их в комнате, отгадывают предметы на ощупь. Велика активность детей в разнообразных играх с куклами (выкупаем куклу, уложим куклу спать, угостим куклу). Эти игры не только развивают речь детей. Активность детей поддерживается с помощью разнообразных вопросов детей и поручений. Вместе с тем между занятиями и дидактическими играми имеется существенное различия. Во-первых, они различаются по структуре в игре кроме дидактических есть еще и игровые задачи, игровые действия, правила игры. Познавательные задачи дидактической игры решается не прямо. Они связываются с занимательным началом, игровыми действиями. В младших группах в дидактических играх используют интерес детей к неожиданному появлению и исчезновения предметов к смене действий к поиску предметов, отгадыванию. Развернутого действия во многих играх еще нет, и они проводятся по форе поручения, часто вводятся передвижения детей в комнате на участке, например игра «паровозик», или «поезд». Игры и упражнения с дидактическими игрушками незаменимы, когда в дополнении к занятиям необходимо потренировать детей в разнообразных действиях. Однако самостоятельная деятельность детям предоставляются только те игрушки, которыми они научились действовать во время занятий. Поэтому храниться они должны в определенном месте.


Глава II

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Работа проводилась с воспитанниками  1-й младшей группы «Ладушки», в рамках локальная инновационная площадка «Социализация детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях детского сада» с ноября 2013  по август 2015 гг.

I  этап – подготовительный, с  01.11.2013 по 30.04.2014 г.

1. Был составлен план работы в рамках локальной инновационной площадки.

2. Отобраны формы, методы и приёмы работы.

3. Определены показатели, методы и приемы оценки результатов

II  этап – практический, с  01.05.2014 по 31.05.2015

Цель: Создание эффективных условий для социализации детей раннего возраста в условиях детского сада

Задачи:

1. Развивать навыки игровой деятельности детей.

2. Формировать у детей умения устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).

3. Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации;

4. Управлять своим поведением и способами общения;

5. Анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков.

6. Научить применять знания на практике – извлекать пользу из опыта (своего и других людей)

III  этап – завершающий, с 01.06.2015 – 31.08.2015 г.

Задачи:

  • Обобщить опыт и результаты локальной инновационной площадки.
  • Осмыслить результаты эксперимента и способствовать их распространению в массовую практику.

Основным направлением развития детей младшего дошкольного возраста является – социализация. Так как к двум-трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру, игра является основным средством социализации детей младшего возраста.

При поступлении в детский сад в адаптационный период неоценимое значение имеют совместные игры, игры-забавы: «Найди игрушку», «Назови соседа», «Иди ко мне», «Пришел Петрушка», «Поезд», «Хоровод с куклой». Эти игры способствуют формированию психических качеств: памяти, внимания, наблюдательности, сообразительности, являются прекрасным средством воспитания коллективизма.

В первом полугодии особое внимание уделяем формированию понимания речи взрослого. В этот период малыш пополняет словарь названиями окружающих предметов и действий с ними, овладевая смысловой стороной речи. Особую роль играет чувственный опыт, получаемый при непосредственном контакте с предметами быта, игрушками, в совместных действиях со взрослыми и т.п. Ребенок начинает понимать, на что направлены усилия взрослого, знакомящего его с окружающим миром. Мы учим детей понимать рассказы взрослого о вещах и событиях, связанных с их личным опытом, не сопровождаемые показом предметов, картинок, действий. Например, рассказать и вовлечь в процесс рассказывания самих детей о том, что они видели, когда гуляли (собаку, птичку, машину). Цель предлагаемых ниже игр: продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

«Принеси игрушку» 

Оборудование: 4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.). Ход: На столе или ковре расставлены игрушки. Прошу ребенка принести, например, машинку. Если он ошибается указываю на нужный предмет. Затем спрашиваю, что это. Малыш отвечает. Или: «Это машина. Повтори». Ребенок называет предмет или использует предметы- заместители: «би-би». Игра повторяется.                                                                                                          

         «Найди и принеси» 

Оборудование: Игрушки и предметы, находящиеся на своих местах в групповой комнате. Ход: Игра проводится, как предыдущая, но с той разницей, что ребенку предлагается самому найти указанную игрушку или предмет в группе.                                                                        

 Широко использую в практике игру «Поручения». Прошу ребенка выполнить несложную инструкцию. Например: «Уложи куклу спать», «Покачай мишку», «Брось мяч в корзину» и т.д. Если малыш не справляется, то помогаю ему, по ходу игры комментируя свои действия и действия ребенка. После каждого поручения задаю вопрос: «Что ты сделал?»  

      Дети любят игры с куклами. Сначала мы знакомит малышей с куклой, называет ее по имени, вместе с детьми рассматривает одежду, обувь. Мы приглашаем куклу в гости, показываем кукольный уголок, рассказываем о себе. В процессе дети учатся общаться между собой, приобретают навыки игры с куклой. Такие игры используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи. Кукла – это любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Это мы стараемся использовать для того, чтобы постепенно формировать у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание. В будущем сформированные положительные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей. По этой теме составлен ряд конспектов: «Новая кукла»; «Катя заболела»; «Уложим Машу спать»; «Катя в магазине».                                                                                                            

Цель игр, приведенных ниже, открыть для малыша особый мир, сделать его привлекательным и значимым. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.

В своей работе стараемся подбирать игры с учетом необходимой последовательности этапов – от самых простых и доступных каждому ребенку к более сложным. В каждой игре опираемся на то, что ребенок уже умеет и любит делать. Изучив названия строительного материала, переходим к сооружению небольших построек, включив в игру дидактические игрушки. Игра «Построим для курочки башню». Курочка потеряла цыплят, дети помогают ей построить башню, она взлетает на башню, находит цыплят и зовет к себе. Попутно малыши запоминают название домашних птиц и их детенышей.

В два года малыш начинает интересоваться счетом, пытается сам что-то посчитать. Используя дидактические игрушки, мы поддерживаем его начинания. На первых порах знакомим детей с такими базисными категориями, как один – много, один – ни одного. Это может быть коротенький незамысловатый рассказ о жизни зверей и птиц. Сидела одна птичка, прилетели несколько, стало много. С целью формирования у детей умение и навык образования множественного числа существительных  использую игру  «Один - много», в качестве оборудования использую картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д. Показываю детям картинку с изображением, например, кошки и говорит: «Кто это? (кошка). Кошке грустно, давайте найдем ей друзей». Ребенок ищет картинку с изображением нескольких кошек. Спрашиваю, кто нарисован на этой картинке, побуждая детей употреблять существительные множественного числа (кошки). Или: «Что это? (машина). А где еще машины?». Картинки подбираю в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить.

В нашей группе оборудован сенсорный уголок. Родители изготовили сенсорный коврик, с помощью которого дети учатся управляться с разнообразными застежками. Упражняются в различии и назывании цветов, развивают мелкую моторику рук. Особенно эффективны игры с матрешками, шарами, грибками, вкладышами, пирамидками. Сенсорное развитие – это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса к разнообразию мира, совершенствованию мышления и других психических процессов. В дидактической игре «Чудесный мешочек» для того чтобы научить детей различать величину, в одной игре используем большие и маленькие шарики, в другой – большие и маленькие матрешки или кубики. С теми детьми, которые и после повторений испытывают затруднения, проводим индивидуальную работу. Она дает возможность избежать лишних повторений со всеми детьми, которые приводят к тому, что детям становится скучно. В работе поощряем стремление детей к самостоятельной деятельности, так как ребенок по существу упражняется в тех новых умениях, которые он получает от взрослого. Например, ставит кубики один на другой, разрушает постройку и опять начинает все сначала. Одно и то же действие повторяет неоднократно, причем делает это с удовольствием, не обнаруживая признаков утомления или снижения интереса. Такое поведение основано на стремлении к самостоятельной  деятельности. 

Дети будут играть с удовольствием и охотой, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид: картинки цветные, игрушки целые. Рассматривание их доставляет ребенку радость, и он с большой эмоциональностью реагирует на получаемые впечатления.

Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки используем игры: «Найди игрушку»; «Нахождение предмета по слову»; «Найди такую же». Игровое действие в данном случае – найти игрушку или предмет. Малыши приучаются слышать слово и соотносить его с конкретной игрушкой, предметом, действием.

Очень интересен малышам прием неожиданного появления игрушек, всевозможные элементы сюрпризности. Например, игрушки, предметы перед показом обязательно покрываем салфеткой, а потом таинственным образом поднимаем ее, или, прежде чем появляется игрушечная собачка, за дверью слышится лай или стук и т.д. Все это захватывает детей, и они в свою очередь бурно выражают свой восторг. В игре «Что делает Мишка?» дети упражняются в составлении простых предложений. Мы проводим с игрушкой несложные действия, а они рассказывают: «Мишка спит», «Мишка умывается», «Мишка гуляет».

Словесные дидактические игры формируют у детей слуховое восприятие. В них есть незамысловатый сюжет, повторяемость, особый ритм. Многие из них можно обыграть с помощью кубиков: «Дорожка для котенка»; «Построим самолет»; «Качели». Их можно использовать в игре с куклами, игрушками. Систематически читая доступные тексты, мы закладываем основу любви к художественному слову, учим сопереживать героям, развиваем речь.

Дидактические игры природоведческого содержания создают благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях домашних и диких животных, о различных растениях. Дети полнее осознают характерные особенности времен года и изменения, которые происходят в природе. При ознакомлении детей с окружающими предметами воспитатель побуждает их к активному восприятию и организует практические действия с ними, т.е. осуществляет зрительно-моторное обследование предметов и дает им название. В игре «Кто как кричит?» малыши знакомятся с животными, упражняются в правильном произношении звуков. 

Игры типа: «Кто что услышит?», «Кто внимательный?» и т.п. помогают развить у детей слуховое внимание, остроту слуха, пополнить активный словарь, развить фразовую речь, развивают, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

      Серия игр, таких как: «Угадай, что делать?», «Солнце или дождик?» развивают умение переключать слуховое внимание, координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Направленность слухового внимания, ориентировку в пространстве позволяют развить у детей такие игры, как: «Где позвонили?», «Угадай на чём играют?»

Воспитания звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения. Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп. Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо. Поэтому для развития голоса мы широко проводим такие игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью. Для того чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи. Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков. С этой целью мы используем игры: «Громко– тихо». Мы показываем двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав- ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)». А с помощью игры «Идите с нами играть» у детей вырабатывается умение пользоваться громким голосом. На расстоянии 2 – 3 метров от малыша мы расставляем игрушки и говорим: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Вместе с малышом зовем мишку, зайку и лисичку и играем с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.                                                           Игра «Не разбуди куклу»  имеет же противоположную цель: развитие умения пользоваться тихим голосом. Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. В процессе игры мы следим, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

Мы используем большое количество игр на развитие речевого дыхания, таких как: «Одуванчик», «Пузырь», «Снежинки», «Бабочка» и т.д.

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания. Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того, чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, мы проводим специальные игры. Для закрепления правильного звукопроизношения использую песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражание голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т.д.). Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения учу ребенка четко произносить слова. Например такая игра как, «Во дворе», развивать речевой слух и способность к звукоподражанию. Выразительно читаю стихотворение и показываю соответствующие игрушки. «Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Мур-мур-мур, Пугаю кур! Ам-ам! Кто – там? Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-му! Молока кому?» (А. Барто) Прочитав стихотворение, задаю ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д. С помощью игры «Песня – песенка» у детей закрепляется правильное звукопроизношение, развивается речевой слух и речевая активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию. В ходе игры  сопровождаю свой рассказ показом игрушек - персонажей; четко произношу звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу. Запела девочка песенку, Пела, пела и допела. - Теперь ты, петушок, пой! - Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок. - Ты спой, мурка! - Мяу-мяу, - спела кошка. - Твоя очередь, уточка! - Кря-кря-кря, - затянула уточка! - А ты, Мишка? - Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь. - Ты, лягушка, спой - Квак-квак-квак, - проквакала лягушка. - А ты, кукла, споешь? - М-ма, ма-ма! Сладкая песенка! (В. Гербова) В конце рассказа ребенку задаю вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?» и т.д.                                                                                                            

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. При формировании грамматически правильной речи необходимо, прежде всего, воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, добиться дифференцированного восприятия речи. Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.  Очень любят малыши игру: «Олины помощники», её цель: учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Говорю детям, что к ним в гости пришла кукла Оля со своими помощниками и предлагает отгадать, как они называются и что помогают Оле делать. Затем показываю, как кукла моргает и спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково? (глазки)». Аналогично рассматриваем с детьми ноги, руки, уши и т.д. Ещё одна любимая игра «Кто где спрятался?», она помогает сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь. В ходе игры прячу игрушку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т.д. и прошу ребенка найти ее. После того, как ребенок находит игрушку, спрашиваю: «Куда спряталась кошечка? (под стол). Правильно. Кошечка под столом». Выделяю предлог голосом, затем предлагаю малышу самому спрятать игрушку, ищу ее, активизируя речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал кошечку?». Безречевому ребенку предлагаю спрятать игрушку в какое-либо место. После того, как он выполнит инструкцию, воспитатель рассказывает, где игрушка, выделяя предлог голосом.                                            

Замечательная игра, помогающая решить несколько программных задач «Кто что ест?» вот некоторые из них: закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже; активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает». Например: медведь ест ягоду, заяц грызет капусту, кошка лакает молоко, собака грызет косточку.

Проведенное среди родителей анкетирование позволило лучше узнать интересы каждой семьи, индивидуальные особенности каждого ребенка, его игровые навыки и умения. Исходя из этого, составили перспективный план работы на год. Также для родителей подготовлены консультации: «Игрушка в жизни вашего ребенка», «Умеет ли ваш ребенок играть?», «Третий год жизни: познавательное развитие».

Ведётся работа и с педагогами детского сада, проведена деловая игра «Я играю целый день». Подготовлены консультации: «Как играть с малышом?», «У меня игрушки есть, всех мне их не перечесть», «Особенности игровой деятельности детей раннего возраста».

Опыт работы показывает, что малыши овладевают новыми умениями и навыками, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувства радости, удовольствия.

В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. Показатель правильно организованной игры детей – их настроение, разнообразное использование основных навыков, положительных взаимоотношений, частые обращения ребенка к взрослому по поводу игры, достаточное количество соответствующих речевых реакций, сопровождающих самостоятельную деятельность ребенка.

Заключение

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения. Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

Опыт работы показывает, что малыши овладевают новыми умениями и навыками, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувства радости, удовольствия.

В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. Показатель правильно организованной игры детей – их настроение, разнообразное использование основных навыков, положительных взаимоотношений, частые обращения ребенка к взрослому по поводу игры, достаточное количество соответствующих речевых реакций, сопровождающих самостоятельную деятельность ребенка.


Список использованной литературы

  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2006. - 320 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
  3. Болотная Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольное педагогика: учебное пособие. - М., 1997.
  4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного до трех лет. - М., 2005.
  5. Галигузова Л,Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. - М.: Владос, 2007.
  6. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424 с.
  8. Дошкольная педагогика: в 2-х ч. / Под ред. В.И.Логиновой, И.Г.Саморуковой. - М., 1986.
  9. Клименов Л.Н. Мониторинг нервно-психического развития детей раннего возраста: Пособие для студентов, интернов и клин. ординаторов / Л.Н. Клименов, В.В. Гордеев; Алт. гос. мед. ун-т. - Барнаул, 2005 (РА «Параграф»). - 56 с.
  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2006. - 434 с.
  11. Кроха. Программа воспитания, обучения и развития детей до трех лет в условиях семьи. Г.Г.Григорьева, Д.В.Сергеев, Н.П.Кочетова и др. - М., 2005.
  12. Макарова, Н.В. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений. - Ростов н/Д, 2004.
  13. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. - СПб.: Акцент, 1996. - 128 с.
  14. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. - СПб.: Речь, 2002. - 192 с.
  15. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. - 276 с.
  16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2006. - 203 с.
  17. Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей, родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  18. Петровский А.В., Кларина Л.М., Смывина Л.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.
  19. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. - М., 2007.
  20. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. - М.: МГППУ, 2003. - 128 с.
  21. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство социализации детей дошкольного возраста

Данная презентация дает определение значения игры в жизни дошкольников, представлена классификация детских игр...

Игра, как средство социализации детей раннего возраста

Презентация опыта работы по теме: Игра, как средство социализации детей раннего возраста. Игра рядом для ребенка 2-3 лет - это первые шаги по вхождению его в мир социальных ситуаций. В такой игре ребе...

Консультация для воспитателей образовательная область «Социализация», «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»

В содержании психолого-педагогической с детьми младшего возраста одним из направлений в работе является образовательная область «Социализация». Одной из важных является решение задач развития игровой ...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г.Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Дидактические игры как средство социализации детей раннего возраста Воспи

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие.Большая заслуга ученых Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной заключается в том, что они обоснов...

Дидактические игры как средство социализации детей Раннего возраста

СодержаниеВведение…………………………………………………………..3Гла...

Консультации для родителей «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подготовка детей к школе».

Предлагаю вашеву вниманию консультации «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подгото...

Дидактическая игра как средство социализации детей с ОВЗ.

Дидактическая игра как средство социализациидетей с ОВЗ. Вопрос социализации детей разного возраста становится острее с каждым годом. По мнению специалистов, этот процесс лучше запускать с раннег...