Дидактическая игра как средство социализации детей с ОВЗ.
статья

Клинова Вероника Владимировна

Дидактическая игра как средство социализации

детей с ОВЗ.

 

Вопрос социализации детей разного возраста становится острее с каждым годом. По мнению специалистов, этот процесс лучше запускать с раннего возраста, в дошкольном учреждении.

В рамках социального воспитания ребёнок должен не просто учиться самостоятельно есть и выполнять простейшие гигиенические операции, но и взаимодействовать с окружающими. Именно окружающая среда в первые годы жизни оказывает самое сильное влияние.

Правила поведения должны гармонично входить в жизнь ребёнка вместе с повседневностью, общением со сверстниками и воспитателями.

Согласно социальному заказу государства, ребёнок имеет право стать самостоятельной и активной личностью, несмотря на наличие у него ограничивающих диагнозов. Умение адаптироваться к окружающим условиям станет серьёзным подспорьем для ребёнка.

Дети с особенностями в развитии нуждаются в целенаправленном обучении. Поэтому для организации обучения и воспитания играют важную роль способы воздействия, направленные на активизацию познавательной деятельности.

Игра является универсальным способом развития детской психики, так как помогает взаимодействовать с окружающим миром. Дидактическая игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому является эффективным средством повышения мотивации для овладения необходимыми умениями и навыками.

Дидактическая игра как способ коррекционной и развивающей работы помогает воздействовать на определённые психические функции детей. В процессе игры можно удовлетворить различные потребности ребёнка.

Особенно это актуально при работе с детьми, имеющими диагноз ОВЗ, так как от грамотной организации игровой деятельности зависит дальнейшее развитие.

Одной из отличительных черт ребят с особенностями развития является невысокий уровень познавательной деятельности. Таким детям бывает сложно сосредотачивать внимание, у них замедлены процессы восприятия и памяти.

При помощи игры они могут нормализовать свои возможности и выполнять предлагаемые задания на уровне детей с нормативным развитием.

 

Выделяют три этапа формирования социально-коммуникативных навыков посредством дидактических игр:

1.Этап. Создание доброжелательной атмосферы. Формирование доверительных отношений между ребенком и взрослым, и в группе сверстников.

На этом этапе используются дидактические игры, направленные на установление контакта и создания доброжелательной атмосферы.

Например: дидактическая игра

«Вежливые слова»

Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Дидактическая игра

«Подарок для всех»

Цель. Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

2.Этап. Непосредственная коррекционная деятельность. Обогащение социально-коммуникативного опыта дошкольников с ОВЗ происходит путем ознакомления с окружающим миром, формированием познавательных способностей ребенка на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Используются дидактические игры способствующие социализации через познавательную деятельность.

Примеры игр:

Дидактическая игра «Найди пару», «Найти отличия», «Четвёртый лишний», «Бывает не бывает» и др.

Задачи:

-расширять представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных;

-развивать память, внимание

-развивать умения высказывать свои суждения, делать умозаключения.

3. Этап.Закрепление полученных знаний и навыков. Совместная деятельность взрослого и группы детей.

На этом этапе используются дидактические игры, способствующие закреплению полученных навыков. Такие как «Лото», «Цвет и формы», «Когда это бывает?»

Цель: закрепить представления о геометрических формах и основных цветах, закрепить знания детей о частях суток, развивать память.

 

Таким образом в процессе использования дидактических игр в коррекционной деятельности происходит формирование основ социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

- применение различных видов дидактических игр служит основой, как для развития познавательной деятельности, так и формирования поведения детей с ОВЗ в коллективе.

-- использование дидактических игр в комплексном коррекционно-педагогическом воздействии, обогащает социальный опыт дошкольников с ОВЗ, развивает эмоционально-волевую сферу и сенсомоторные функции.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_metod_dne.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство социализации

детей с ОВЗ.

Вопрос социализации детей разного возраста становится острее с каждым годом. По мнению специалистов, этот процесс лучше запускать с раннего возраста, в дошкольном учреждении.

В рамках социального воспитания ребёнок должен не просто учиться самостоятельно есть и выполнять простейшие гигиенические операции, но и взаимодействовать с окружающими. Именно окружающая среда в первые годы жизни оказывает самое сильное влияние.

Правила поведения должны гармонично входить в жизнь ребёнка вместе с повседневностью, общением со сверстниками и воспитателями.

Согласно социальному заказу государства, ребёнок имеет право стать самостоятельной и активной личностью, несмотря на наличие у него ограничивающих диагнозов. Умение адаптироваться к окружающим условиям станет серьёзным подспорьем для ребёнка.

Дети с особенностями в развитии нуждаются в целенаправленном обучении. Поэтому для организации обучения и воспитания играют важную роль способы воздействия, направленные на активизацию познавательной деятельности.

Игра является универсальным способом развития детской психики, так как помогает взаимодействовать с окружающим миром. Дидактическая игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому является эффективным средством повышения мотивации для овладения необходимыми умениями и навыками.

Дидактическая игра как способ коррекционной и развивающей работы помогает воздействовать на определённые психические функции детей. В процессе игры можно удовлетворить различные потребности ребёнка.

Особенно это актуально при работе с детьми, имеющими диагноз ОВЗ, так как от грамотной организации игровой деятельности зависит дальнейшее развитие.

Одной из отличительных черт ребят с особенностями развития является невысокий уровень познавательной деятельности. Таким детям бывает сложно сосредотачивать внимание, у них замедлены процессы восприятия и памяти.

При помощи игры они могут нормализовать свои возможности и выполнять предлагаемые задания на уровне детей с нормативным развитием.

Выделяют три этапа формирования социально-коммуникативных навыков посредством дидактических игр:

1.Этап. Создание доброжелательной атмосферы. Формирование доверительных отношений между ребенком и взрослым, и в группе сверстников.

На этом этапе используются дидактические игры, направленные на установление контакта и создания доброжелательной атмосферы.

Например: дидактическая игра

«Вежливые слова»

Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Дидактическая игра

«Подарок для всех»

Цель. Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

2.Этап. Непосредственная коррекционная деятельность. Обогащение социально-коммуникативного опыта дошкольников с ОВЗ происходит путем ознакомления с окружающим миром, формированием познавательных способностей ребенка на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Используются дидактические игры способствующие социализации через познавательную деятельность.

Примеры игр:

Дидактическая игра «Найди пару», «Найти отличия», «Четвёртый лишний», «Бывает не бывает» и др.

Задачи:

-расширять представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных;

-развивать память, внимание

-развивать умения высказывать свои суждения, делать умозаключения.

3. Этап.Закрепление полученных знаний и навыков. Совместная деятельность взрослого и группы детей.

На этом этапе используются дидактические игры, способствующие закреплению полученных навыков. Такие как «Лото», «Цвет и формы», «Когда это бывает?»

Цель: закрепить представления о геометрических формах и основных цветах, закрепить знания детей о частях суток, развивать память.

Таким образом в процессе использования дидактических игр в коррекционной деятельности происходит формирование основ социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

- применение различных видов дидактических игр служит основой, как для развития познавательной деятельности, так и формирования поведения детей с ОВЗ в коллективе.

-- использование дидактических игр в комплексном коррекционно-педагогическом воздействии, обогащает социальный опыт дошкольников с ОВЗ, развивает эмоционально-волевую сферу и сенсомоторные функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство социализации детей дошкольного возраста

Данная презентация дает определение значения игры в жизни дошкольников, представлена классификация детских игр...

Игра, как средство социализации детей раннего возраста

Презентация опыта работы по теме: Игра, как средство социализации детей раннего возраста. Игра рядом для ребенка 2-3 лет - это первые шаги по вхождению его в мир социальных ситуаций. В такой игре ребе...

Консультация для воспитателей образовательная область «Социализация», «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»

В содержании психолого-педагогической с детьми младшего возраста одним из направлений в работе является образовательная область «Социализация». Одной из важных является решение задач развития игровой ...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г.Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Дидактические игры как средство социализации детей раннего возраста Воспи

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие.Большая заслуга ученых Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной заключается в том, что они обоснов...

Дидактические игры как средство социализации детей Раннего возраста

СодержаниеВведение…………………………………………………………..3Гла...

Консультации для родителей «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подготовка детей к школе».

Предлагаю вашеву вниманию консультации «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подгото...

Дидактические игры как средство социализации детей

Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры...