Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.
статья

Алексанина Мария Александровна

статья на тему воспитания духовно-нравственного, использование для этого не простого процесса музыкальные средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.

Автор: Алексанина Мария Александровна.

МБДОУ детский сад №17, Музыкальный руководитель

«Музыка подобно дождю,

капля за каплей, просачивается

 в сердце и оживляет его»

Р.Роллан

На сегодняшний день в педагогике важным и эффективным средством воздействия на ребенка является музыкальное искусство. Введением маленьких детей в мир прекрасного, в мир музыки, формированием у них добрых чувств, нравственных качеств, педагог решает очень важные задачи воспитания.

Что такое нравственность? Это совокупность внутренних духовных качеств, которыми руководствуется человек, а также этических норм - правил поведения. Под воспитанием духовной нравственности понимается процесс формирования у ребенка: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, терпения, милосердия, кротости, способности различать добро и зло, проявлять самоотверженную любовь, готовность к преодолению жизненных испытаний; готовность служить людям и отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Воспитание души ребенка средствами музыки – это одна из важнейших задач музыкального образования. Именно у дошколят формируется понятие, что такое «хорошо» и «плохо». Цель музыкального руководителя - это не просто поиск талантливых и способных детей, а привитие всем детям любви к музыкальному искусству. Нужно что бы все дети полюбили музыку, чтобы она стала их повседневной потребностью. Детская чуткость и восприимчивость к прекрасному, неимоверно сильна, если в детские годы не происходит формирование чувства прекрасного, то в более взрослом возрасте его сформировать уже сложнее.

«Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что светил автору…» (И.Ильин, русский философ и писатель). Нравственное воспитание средствами музыкального искусства – это попытка научить ребенка сопереживать музыке, отзываться на ее характер, почувствовать какие эмоции и чувства вложил автор в свое произведение.

На решение этих задач направлены все виды музыкальной деятельности ребенка. На празднике, во время развлечений и досугов, на занятиях дети соприкасаются с прекрасным – с музыкой. Они слушают музыку – классическую и современную, написанную непосредственно для детей и не только. Пение, музыкально-ритмические движения дают детям возможность почувствовать настроения музыки и передать ее своим голосом и пластикой тела.

Для решения задач духовно-нравственного воспитания дошкольников необходимы два взаимосвязанных условия – это тщательный подбор музыкального материала и правильный выбор методов и приемов его подачи. При отборе музыкальных произведения для детей важно учитывать их художественную ценность и доступность для понимания ребенком. Художественную ценность представляют произведения от классической музыки до современной. Произведения должны быть наполнены яркими и понятными образами, должны соответствовать эмоциональному опыту ребенка. Согласно этим требованиям репертуар, который можно предложить для детей младшего дошкольного возраста, будет отличаться от репертуара, детей пред школьного возраста. Для малышей 2-5 лет отбираются преимущественно произведения вокального жанра, небольшие по продолжительности, с яркими эмоциональными образами, тесно связанными с опытом слушателя. Как правило, это короткие песенки про животных, птиц, насекомых; песни про игрушки и явления природы.

В старшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать более сложные образы, их эмоциональный опыт становится более богатым. Они способны слушать инструментальные произведения, фрагменты крупных сценических жанров: «В пещере горного короля» Э.Григ, пьесы из «Детского альбома» и альбома «Времена года» П.И. Чайковского, фрагменты из его балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и др. произведения).

Но даже грамотно и правильно подобранный материал не всегда в полной мере может решить задачи духовно-нравственного воспитания. При слушании музыки дети ведут условно пассивный вид деятельности, который способствует привлечению психических процессов восприятия. Поэтому очень важно использовать методы и приемы, которые непосредственно связаны со слуховым и зрительным восприятием. Среди методов и приемов особое значение имеет поэтическое слово, беседа, рассказ, метод контрастного сопоставления, метод художественного анализа, иллюстрации, картинки, манипуляции с игрушками, метод активного восприятия, эмоциональное исполнение, инсценирование, пластическое интонирование, имитационные движения и др.

Слушание музыки — это лишь один из видов деятельности на музыкальных занятиях, который способствует духовно-нравственному воспитанию детей. Так же на занятиях дети занимаются пением, музыкально-ритмическими движениями, игрой на музыкальных инструментах. Эти вилы деятельности являются активными, дети в них принимают непосредственное участие в коллективной, групповой или индивидуальной форме. Эти виды деятельности являются основными на музыкальных занятиях. Так же часто они используются в каждодневной жизни ребенка, являются оформлением праздников, развлечений и досугов в детском саду. Для решения задач духовно-нравственного воспитания через эти виды деятельности упор так же приходится делать на подбор произведений соответствующего содержания и отвечающих эмоциональному и жизненному опыту воспитанников.

Детей знакомят с традициями русского народа и укладом их жизни, с народным фольклором, с особенностями проведения народных календарных праздников. Через эти виды деятельности, с соответственным содержанием произведений, дошкольникам прививают чувство патриотизма, любви к Родине большой и малой, уважительное отношение к истории своей страны, ее традициям и праздникам. Эти произведения учат замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею, беречь и сохранять для будущих поколений. Развиваются нравственные и эстетические чувства ребенка, формируется система духовно-нравственных эталонов. Закладываются навыки доброжелательности, способность к сопереживанию, умение радоваться проявлению своих чувств. Возникают основы для формирования художественного вкуса на примере образцов традиционной духовной культуры.

Для реализации задач духовно-нравственного воспитания дошкольника нельзя полагаться только на музыкальные занятия. Для этого необходим комплексный подход. Совместный труд всех специалистов, работающих с детьми.

Праздники и развлечения, проводимые в детском саду одни из самых ярких и запоминающихся моментов в жизни ребенка. Поэтому именно эти мероприятия становятся особой площадкой для духовно-нравственного воспитания детей. Светские, календарные и православные праздники, являются неотъемлемой частью нашей духовной культуры и нашей жизни. Именно они формируют у дошкольников праздничную культуру. Очень важно внимательно и скрупулезно подходить к подбору материала, который будет использоваться на праздниках и развлечениях. Планирование, выбор содержания и тематизма, подбор музыкального, игрового, театрально-драматического, поэтического репертуара, отбор персонажей и костюмов, сам ход мероприятия, оказывают непосредственное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников.

Помимо традиционных светских праздников, таких как Новый год, 8 марта, 9 мая, Выпускной, необходимо знакомить детей с традиционными народными календарными праздниками, такими как Рождество, Масленица, Пасха, Рождественские колядки и др. Именно народные праздники во многом способствуют формированию духовности и патриотизма, воспитывают уважительное отношение к национальной культуре.

Кроме того, содержание мероприятий, проходящих в детских учреждениях, должно отражать такие темы, как «Добро и зло», «Забота о близких», «Любовь к близким», «Любовь к Родине большой и малой», «Защита природы и забота о братьях наших меньших», «Любимая игрушка», «Мои друзья» и др. Подбирая персонажей для праздников, надо учитывать то, что, дети предпочитают исполнять роли положительных героев, отрицательный же персонаж должен нести мысль об исправлении и становлении на путь истинный.

Подбор репертуара к массовым мероприятиям с детьми должен отвечать таким требованиям, как доступность содержания и высокая художественная ценность. Так же не следует забывать, что основная задача праздника – это создание радостного эмоционального настроя, праздничной атмосферы, что также является не маловажным моментом в духовно-нравственном воспитании детей.

Участие в массовых праздничных мероприятиях развивает у детей способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, умение быть благодарными, заботливыми, внимательными к родным и близким людям, взрослым и сверстникам.

Работа по духовно-нравственному воспитанию детей должна быть систематична и целенаправленна, охватывать все виды и формы деятельности дошкольников, все режимные моменты их пребывания в детском саду, при этом активное участие должны принимать все участники педагогического процесса, а именно сами воспитанники, педагогический коллектив и родители воспитанников.

Только при этих условиях духовно-нравственные принципы, которые мудро и ненавязчиво закладываются в детей, станут основой и фундаментом для формирования творческой, созидающей, думающей личности. Станут неотъемлемой потребностью и частью достойного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"

Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.             ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки

"Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного..."...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки

Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно р...

Музыкальная копилка.Музыкальные игры. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки".

Материал представляет собой подборку и описание музыкальных игр, способствующих формированию доброжилательных и дружеских отношений....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки

В материале представлен опыт работы музыкального руководителя на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки"...