Конспект занятия «Юные исследователи»
план-конспект занятия (старшая группа)

Федотова Оксана Алексеевна

Благодаря ТРИЗ-технологии происходит развитие ребенка с девизом «творчество всем». Данная технология, с одной стороны, позволяет развить такие качества мышления, как подвижность, гибкость, системность, а с другой стороны, влияет на развитие речи и творческого воображения, поисковой активности, стремления к новизне и пр. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов технологии ТРИЗ

Тема: «Юные исследователи»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Дата проведения: 

Подготовил:

Участники образовательной деятельности: дети старшей группы, воспитатель.

Цель занятия: развитие познавательной активности старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные: 
1. Познакомить детей с методом моделирования маленькими человечками (ММЧ).

2. Способствовать применению метода «моделирование маленькими человечками» при решении задач.

3. Продолжать формировать способности опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ.
Развивающие:
1.Развивать познавательный интерес к занятиям через моделирование и экспериментирование.
2.Развивать психические процессы – память, мышление, внимание, воображение.
Воспитательные:
 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

Предварительная работа: Опыты с водой, льдом, снегом, воздухом; загадывание загадок, чтение художественной литературы, игры «Хорошо - плохо», «Что из чего сделано», «Да – нет». Использование в работе метода ТРИЗ «Системный оператор» в НОД  по теме «Неживая природа»
 
Материалы и оборудование:

Модели с изображениями «маленьких человечков»; карточки для «моделирования маленькими человечками», карточки с изображением символов о получении новых знаний, палочки для экспериментов, разные предметы твердой формы, стаканчики с водой, целлофановые пакеты, мяч.

Словарная работа: жидкие, твердые, газообразные вещества.

Ход занятия:

1. Организационный и мотивационный моменты, объявление темы.

Воспитатель:  Ребята, сегодня к нам приходил Незнайка. Он рассказал, что в школе ему дали задание - сочинить сказку по таким карточкам (достает конверт с карточками). Но Незнайка на уроке в кукольной школе был невнимателен, и теперь не знает, что написать. Как вы думаете, сможем ли мы помочь Незнайке узнать, что это за карточки? А вы готовы помочь ему?
Тогда я предлагаю вам превратиться в ученых – исследователей, провести опыты, познакомиться со свойствами предметов и их состояниями, выполнить интересные, но трудные задания. И тогда, наверняка Незнайка сможет выполнить задание, которое ему задали в школе. 
Закрывайте глаза. Я скажу волшебные слова, и мы с вами превратимся в юных ученых-исследователей:

Раз, два, три, покрутись,
В ученого – исследователя превратись.

2. Основная часть

Воспитатель:  Ребята, давайте вспомним, что нужно сделать, для того, чтобы получить новые знания?
( Дети рассматривают карточки - символы)
Воспитатель: Ребята, скажите, что обозначают эти символы? (Ответы детей: «Подумать самостоятельно», «Понаблюдать», «Провести эксперимент», «Спросить у другого человека», «Посмотреть телевизор», «Прочитать в книге»).
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. Чтобы узнать, что изображено на карточках, нужно послушать сказку.
Воспитатель рассказывает сказку.

Жили-были маленькие человечки, и отправились они гулять по белу свету. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: « Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает». Так они и сделали.

Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. «Посмотрите, какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево»,- говорили все вокруг. «Что это с нами случилось,- удивились человечки, - мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем». Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода.

«Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями»,- сказали человечки.

А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов.

Воспитатель (обобщает): Так теперь и живут маленькие человечки:

В твердых веществах они крепко держатся за руки, и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие (обращает внимание на карточку с изображением твердых человечков).

В жидкостях они стоят рядом друг с другом. Эта связь непрочная, их можно разъединить (например, перелить воду). (обращается к  данной карточке)

В газообразных веществах они бегают и прыгают. Они могут жить в различных запахах, пузырьках.

Воспитатель: Дети, что изображено на этих карточках? (ответы детей)

Задания - эксперименты « Где какие маленькие человечки живут?»

  1. Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой деревянный брусок, камень, кусочек пластмассы.

Дети: это сделать невозможно!

Воспитатель: Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Значит, во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества какие? (твердые).

Игра «Назови твёрдое» (игра с мячом)

Правило игры: называть различные твёрдые предметы. Только важно помнить, что твердое-то то, что не жидкое.

  1. Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике.

Дети: палочка легко проходит через воду.

Воспитатель: Значит, здесь живут не очень дружные человечки! Но все - таки они рядом, иначе бы мы не увидели воду! Во всех этих веществах живут жидкие человечки, и такие вещества называются - жидкими. Назовите разные жидкости (ответы детей). А если заморозить жидкость, во что она превратится? (ответы детей) А лед - это какое состояние вещества? (ответы детей)

  1. Воспитатель:  «газообразных человечков» можно почувствовать, если подуть на ладошку. (Дуют). Эти «человечки» очень подвижны, они могут бегать в воздухе в разные стороны, кто куда захочет. Воздух состоит из «человечков газа». Где нам взять, например, дым или воздух? (ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в пакете появилось?

Дети: пакет надувается, как шарик.

Воспитатель: Да ребята, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!  Некоторых «газовых человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она превращается в пар, который хорошо виден.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем.

Подвижная игра «Маленькие человечки»

Воспитатель: Встаньте в круг, вы все превращаетесь в «маленьких человечков». 

Примеры заданий: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

  1. Дидактические игры «Моделирование маленькими человечками».

Воспитатель: Рассмотрите схему и скажите, что же на ней изображено? (Твердые человечки стоят внизу, а газообразные расположены вверху – что это может быть: лужа на асфальте или вода растеклась по столу).
- Что изображено на этой схеме? (Снаружи расположены твердые человечки, а внутри жидкие – это может быть: банка с водой, бассейн с водой) 
- Ребята, а если мы изменим схему и добавим газообразных человечков, что мы изобразим? ( 
В чайнике кипит вода, может быть это газированная вода и из нее выходят пузырьки воздуха). 
Игра «Наоборот»: воспитатель называет предметы, дети самостоятельно выкладывают  схемы. (Например, «Снеговик», «Снеговик тает», «В ведре вода», «В ведре лед» и т.п.)

3. Заключительная часть.

 Воспитатель: Кому мы помогли разобраться с карточками? Напомните Незнайке, где живут маленькие человечки? (ответы детей). Как ведут себя человечки в твердых веществах? А в жидких? Как ведут себя маленькие человечки в воздухе? (ответы детей). Вы сегодня были настоящими исследователями. Спасибо за занятие.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД: « Юные исследователи воды»

Конспект НОД: « Юные исследователи воды» Цели и задачи: - познакомить детей с основными свойствами воды. - познакомить детей с основными свойствами воды: прозрачность; вода меняет цвет; вода може...

Конспект НОД «Юные исследователи воздуха» (средняя группа)

Задачи:1. Закрепить представления детей о воздухе и его свойствах.2. Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.3. Продолжать закреплять навыки проведения опытов.4. Развивать уме...

Конспект открытого занятия " Юный исследователь"

Цель:: Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина, камни).Задачи:І. Образовательные.Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней.Учить сравнивать материалы, ...

Конспект занятия "Юные исследователи"

Знакомство детей с природным явлением - вулкан, познавательно- исследовательская деятельность....

Проект «Океан и дети» подготовительной группы «Солнышко» совместно с музеем Мирового океана Тема занятия: «Юные исследователи океана»

Цель: Знакомство с работой учёных на НИС «Витязь», океанологическим оборудованием и посещение научных лабораторий...

Конспект НОД "Юные исследователи"

Конспект НОД познавательно -исследовательская деятельность с песком...

Конспект ОД "Юные исследователи"

Конспект образовательной деятельности "Юные исследователи" опыты с воздухом...