Инструктаж «Действия специалистов образовательных учреждений при обнаружении признаков жестокого обращения с детьми»
консультация

Шумакова Ольга Олеговна

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, специалисты должны уметь распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instruktazh_zhestokoe_obrashchenie_s_detmi.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Инструктаж «Действия специалистов образовательных учреждений при обнаружении признаков жестокого обращения с детьми»

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, специалисты должны уметь распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

  • информация от ребенка;
  • информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
  • информация от специалистов;
  • информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
  • информация от представителей общественных объединений;
  • результаты медицинского осмотра;
  • результаты экспертиз;
  • дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.

В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Особую роль в выявлении жестокого обращения на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.

Особое внимание необходимо уделять

выявлению признаков жестокого обращения в отношении:

  • несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной или кризисной ситуации, состоящих на обслуживании в учреждениях социальной защиты населения, а также в едином банке данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении;
  • несовершеннолетних, поступивших с телесными повреждениями в учреждения здравоохранения, или проживающих в семьях, состоящих на медико-социальном сопровождении;
  • несовершеннолетних, родители которых состоят на учете в органах внутренних дел;
  • несовершеннолетних, посещающих учреждения образования, имеющих проблемы в обучении и поведении, пропускающих занятия по неуважительным причинам,
  • или несовершеннолетних из неблагополучных семей, состоящих на внутрисадовском контроле.

Целесообразно подразделять три уровня жестокого обращения:

  1. Минимальный – опасность трагических последствий незначительна. Факты плохого обращения с ребенком носят единичный характер, но вероятность повторения подобных фактов очевидна.
  2. Средний – серьезные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не наступают немедленно, вследствие такого обращения с детьми, но могут проявиться в будущем.
  3. Критический – оставление ребенка в семье без неотложной помощи может привести к серьезным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребенка.

Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

  • психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
  • неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
  • изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);
  • проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
  • отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
  • повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
  • враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
  • сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
  • чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
  • демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
  • обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
  • повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);
  • боязнь идти домой;
  • случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;
  • ребенок много времени проводит в семье знакомых, соседей, родственников.

Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:

  • в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
  • на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
  • часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения, школы в другое.
  • запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;
  • необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью;
  • противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;
  • объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;
  • родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;
  • родители не знают друзей ребенка.

Работник образовательного учреждения должен предпринять следующие меры, если подозревает родителей (или законных представителей), а также работников образовательного учреждения, в жестоком обращении с ребенком:

  1. Необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник.
  2. В случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д., необходимо осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении).
  1. При втором и третьем уровнях жестокого обращения организовать осмотр ребенка медицинским работником (при отсутствии - другим специалистом учреждения), зафиксировать (запротоколировать) следы побоев и других форм физического насилия. Принять меры, с учетом возраста ребенка, к оказанию медицинской помощи ребенку (при необходимости), обеспечению безопасности ребенка, вплоть до отобрания его из семьи, в соответствии с законодательством (передача ребенка другому родителю (родственнику), временное помещение ребенка в больницу, вызов социальной службы экстренного реагирования).
  • результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:
  • предположение подтверждается (не подтверждается);
  • решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

  1. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), работника образовательного учреждения, необходимо:
  • немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
  • руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка
  • педагогу, на которого возложены обязанности по организации работы, направленной на профилактику жестокого обращения, заполнить форму сведений о несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:

  • совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течении двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;
  • непосредственно организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации;
  • направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад"Выявление признаков жестокого обращения с ребенком".

В настоящее время острой проблемой,стоящей перед системой дошкольного образования является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка.Педагог-главное де...

Профилактика жестокого обращения с детьми в образовательном учреждении

Чем раньше начнется работа по профилактике жестокого обращения с детьми в семье, тем больших результатов можно добиться....

Признаки жестокого обращения и насилия

НАКАЗЫВАЯ,  ПОДУМАЙ: «ЗАЧЕМ?!»...

Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...

Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...

Программа профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольного образовательного учреждения «Мы рядом»

Жестокое обращение с ребенком – это все формы или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к факт...

Памятка воспитателям :Признаки жестокого обращения с ребёнком

Именно педагоги ДОУ и МБДОУ, которые имеют возможность регулярно и систематически наблюдать за ребёнком, могут вовремя заметить те маленькие нюансы, которые помогут выявить насилие в семье....