«Театрально – игровая деятельность в коррекционной работе с детьми 5- 7 лет»
консультация (старшая группа)

Мастер – класс для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralno-igrovaya_deyatelnost.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

«Театрально – игровая деятельность в коррекционной работе с детьми 5- 7 лет»

Цель:

повышение компетентности родителей в применении

театрализованной деятельности в логопедической группе, развитие фантазии

и творческих способностей.

Задачи:

познакомить родителей и с разными видами театров.

Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском

саду.

Научить родителей изготавливать некоторые виды театральных кукол.

Привлечь внимание родителей к театрализованной игре.

Выяснить образовательные потребности родителей в вопросах речевого

развития.

Участники: воспитатель, родители.

Форма проведения: мастер - класс.

Методические приемы: беседа, продуктивная деятельность родителей,

диалог, театрализованная игра, анализ результатов.

Оборудование

Наличие стульев по числу участников, расставленных в два ряда 6

столов для индивидуальной работы;

мультимедийная установка, магнитофон; игра

«Угадай настроение»,

игра «Лестница настроения», музыкальная игра «Шел по

Греции медведь», виды театра: пальчиковый, магнитный, конусный,

перчаточный, би-ба-бо,

куклы для сказки, аудиозапись музыкальной сказки «Репка»,

заготовки для конуса, компьютерные диски, цветная бумага, элементы декора, клей,

ширма.

Заранее подготовить раздаточный материал по теме: буклет:

«Театр – это игра, чудо,

волшебство, сказка!» (приложение 1). Для получения обратной связи, по окончании

мероприятия родителям выдаются анкеты, которые им необходимо заполнить и принести

на следующий день (приложение 2).

Структура мастер - класса:

1. Вводная часть – 5 минут.

2. Основная часть:

(Доклад – 15 минут, изготовление игрушки – 10 минут, показ сказки 10

минут).

3. Заключительная часть – 15 минут.

План мероприятия:

1. Приветствие

2. Основная часть

.

Доклад о театрализованной деятельности детей;

2.1.Первый этап – подготовительный;

2.2.Второй этап – использование театрализованных игр на логопедических

занятиях и в свободной деятельности;

2.3.Виды театров, используемые в работе;

2.4.Третий этап -

инсценировки, драматизации;

3. Практическая деятельность (изготовление персонажей);

4. Инсценировка сказки родителями.

Ход семинара - практикума:

1. Приветствие

Ведущий

Слайд1 2

— Здравствуйте, уважаемые родители!

Я рада видеть Вас на

мастер – классе

«Театрально – игровая деятельность в коррекционной работе с детьми

5- 7 лет»

2. Основная часть

Работая длительное время с детьми с ОНР в группе компенсирующей

направленности понимаешь, что зачастую традиционные приемы и методы

обучения не позволяют достигнуть поставленных целей и задач.

Поставленные звуки очень долго и трудно вводятся в обиходную речь. Очень

сложно работать над интонационной выразительностью речи.

Эмоциональность, мимика у многих детей развита недостаточно. Дети

скованны, зажаты, закрыты для общения. Связная речь формируется с

запозданием.

Мне хотелось бы видеть не только чистое произношение звуков наших

детей, но чтобы дети в совершенстве владели всеми компонентами речи.

Чтобы речь была выразительна, эмоциональна, чтобы ребёнок мог свободно

и легко общаться со сверстниками и со взрослыми. Этому способствует,

театрализованная деятельность.

Вспомните свое детство. Вы с удовольствием ходили в детский сад? А чем вы

любили заниматься больше всего? (Ответы родителей).

И ваши дети с удовольствием ходят в детский сад. А как вы думаете, что

ва ш и д е т и л ю б и т д е л ат ь в д е т с ком с а д у ? ( О т в е т ы ) .

Совершенно верно, уважаемые родители, вы подметили, что наши дети много

играют в группе. Ни для кого не секрет, что игра является ведущим

видом

деятельности

в детском саду.

Театрализованная деятельность воспринимается

детьми как игра, поэтому

детей легко вовлечь в неё.

Ребёнок полностью раскрепощается, перестаёт стесняться, а под умелым

ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым как

пластилин.

Создавая ту или иную игровую ситуацию

может и закрепить

поставленные звуки, отработать те или иные грамматические упражнения,

пополнить

словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной

речи. Ребёнок даже

не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это

игра.

Учитывая особенности детей с нарушениями речи, мы понимаем, как им

тяжело даётся каждый шаг на пути к успеху. Поэтому, конечно же не очень

целесообразно вовлекать их сразу в постановки спектаклей, сказок. Этим мы

только можем достигнуть обратного эффекта. Ребёнок, столкнувшись с

непосильной для него задачей, может наоборот замкнуться. Поэтому важно

соблюдать поэтапность в работе с детьми, имеющим нарушения речи.

2.1.Первый этап – подготовительный

Здесь мы показываем и учим средствам выразительности, с помощью

которых дети могут показать свои эмоции,

а также позволяют более

раскрепощено общаться друг с другом.

Этот этап хорош ещё тем,

что,

несмотря на то, что речевые возможности детей на низком уровне, дети могут

общаться

друг с другом, с окружающим миром, используя весь арсенал

выразительных средств (мимика, жесты).

Слайд 3

Я использую в своей работе:

-мимическая гимнастика;

-психогимнастические игры;

1.Мимическая гимнастика с родителями

(игра «Лестница настроения» на

развитие эмоций).

2.Психологическая игра для детей

«Если нравится тебе, то делай так!».

Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося

при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так...»,

остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится

тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так...». Затем свое

движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не

завершится круг.

Психологическая игра для детей

«Я бросаю тебе мяч».

Для разрядки и поднятия настроения можно предложить игру с мячом. В

кругу все будут перебрасывать друг другу мяч, называя по имени того, кому

бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету, слона и т.д.)».

Тот, кому бросили мяч, должен

достойно ответить.

Психологическая игра для детей

«Садовник».

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста; желательно, чтобы

число участников было не меньше 10.

Выберите ведущего. Им нередко становится взрослый человек.

Все дети берут себе названия цветов. Ведущий начинает игру, произнося

следующий текст: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все

цветы мне надоели, кроме...», и называет один из цветков из числа

избранных детьми. Например, "...кроме розы». «Роза» немедленно должна

откликнуться: «Ой!». Ведущий или кто-то из игроков спрашивает: «Что с

тобой?» «Роза» отвечает: «Влюблена». Тот же игрок или ведущий

спрашивает: «В кого?» «Роза» отвечает, например, «В фиалку». Немедленно

должна отозваться «Фиалка»: «Ой!» и т. д. Если вы не откликнулись, когда

назвали ваш цветок, или сами «влюбились» в того, кого здесь нет, то вы

проиграли. Игра начинается сначала.

Нос, рот...

Для детей дошкольного возраста. Она учит умению быстро реагировать на

ситуацию, развивает их внимание и способность быстро переключать его с

одного предмета на другой.

- игры – пантомимы

-театрализованные этюды.

3.Театральные этюды

Цель:

Развивать детское воображение. Обучать выражению различных

эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Упражнения на развитие воображения

Слушаем звуки

Кто –

нибудь из детей производит всевозможные звуки: шумит, стучит и т.д.

Упражняющийся садится к нему спиной и, отправляясь от слышимых звуков,

создает своей фантазией,

какую - нибудь цельную, связную картину.

Упражнение можно усложнить, делая то же самое, но с заранее заданным

настроением.

Нам грустно

Предлагаем детям что – нибудь вообразить: например, что в воздухе разлита

печаль, но сами они свободны от нее. Они могут вести себя в этой комнате

как хотят: передвигаться в ней, говорить, сидеть, но при этом стараться быть

в гармонии с воображаемой атмосферой.

И когда дети станут двигаться, внутри них начнется как бы новая жизнь,

и

они скажут: «Нам грустно».

Создав вокруг себя воображаемую атмосферу и находясь с ней в мысленной

гармонии, они почувствуют, что и действовать могут в согласии с ней.

Эти

приемы

позволяют

ребёнку без слов перевоплощаться в того или

иного

персонажа или даже неодушевлённый предмет. Это конечно же

расширяет кругозор детей, развивает их внимание, мышление, и как

следствие

речь. На занятиях или в свободной деятельности детям предлагаю

поиграть в такие игры, как «Угадай, кто это?», «Покажи какое у тебя

настроение?», «Пойми меня без слов» и др.

Слайд 4.

2.2.Второй этап – использование театрализованных игр на

логопедических

занятиях и в свободной деятельности

На этом этапе мы ставим перед собой задачи:

Развивать дыхание, динамику, темп, интонацию речи.

Совершенствовать артикуляционный аппарат.

Развивать

пальчиковую моторику.

Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса.

Формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную,

выразительную речь.

Развивать дыхание, динамику, темп, интонацию речи.

Рифмовки - трудноговорки

на развитие дикции

1.Будет бык, копыта будут. Бык тупогуб, не дуй-ка губ.

2.Дом у дуба, у дуба Люба нам глядеть на Любу любо.

Добавить слово по рифме

1.Съел Сережа на обед, целых пять больших (сосисок, блинов, котлет).

2.Я надел большую шляпу, чтоб похожим стать на (Бармалея, папу,

Боярского).

Развивать

пальчиковую моторику.

Пальчиковая гимнастика под сопровождения (магнитофон).с родителями.

Работая с детьми с ОВЗ мы знаем, что часто очень сложно удержать

внимание детей, многие дети очень быстро истощаются, теряют интерес к

процессу обучения, несмотря на многочисленные приемы, которые мы

используем на занятиях (смены видов деятельности, подвижные речевые

игры, физминутки) всё равно дети

устают и не усваивают предлагаемый

материал.

А нам надо достигнуть определенные цели, научить, дать знания,

умения. Поэтому в занятия можно включать театрализованные игры, которые

очень разнообразны. (логоритмика с родителями «Шел по Греции медведь»).

Слайд 5.

2.3.Виды театров, используемые в работе.

Пальчиковый театр

Способствует развитию речи, внимания, памяти;

формирует пространственные представления;

развивает ловкость, точность, выразительность, координацию

движений;

повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами

ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Театр картинок или магнитный театр

Развивают творческие способности;

Содействуют эстетическому воспитанию;

Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать

внимание на одном виде деятельности

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика

рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Конусный театр

Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

Сопровождать движения пальцев речью;

Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

И магнитный

и настольный театр, театр картинок использую на

занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки

или

составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с

персонажами легче их запоминают,

запоминают последовательность

событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся

создателями той или иной истории.

Театр на перчатке

Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает

бороться с нарушениями речи, неврозами;

Помогает справиться с переживаниями, страхами;

Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети

Театр кукол Би-ба- бо.

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях,

тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя ( свою руку)

с куклой.

При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть

молча!

Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды,

психологи и педагоги.

Также в своей работе используем и другие виды театров (теневой театр,

театр ложек и др.)

Слайд6

2.4.Третий этап -

инсценировки, драматизации

Игра-драматизация:

Самый «разговорный»

вид

театрализованной

деятельности.

К этому этапу можно приступать тогда, когда большинство детей

научилось владеть выразительными средствами языка, понимают, как

можно использовать полученный ранее

опыт.

Игра-драматизация оказывает:

Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение,

самостоятельное творчество, развитие ведущих психических

процессов;

Способствует самопознанию и самовыражению личности;

Создает условия для социализации, усиливая адаптационные

способности, корректирует коммуникативные качества, помогает

осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности

так не способствует

развитию артистизма, выразительности движений и

развитию речи, как игра-

драматизация.

В результате целенаправленного

использования театрализованных игр в

непосредственной образовательной деятельности, а также во время

свободной деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе

которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся

мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее

и содержательнее.

Поэтому

использование в работе

театрализованных игр

способствует

полноценному развитию всех сторон связной монологической,

диалогической речи детей, что становится

основной предпосылкой

успешного обучения в школе.

Слайд 7

Театрализованная деятельность

Развивает двигательную активность;

Расширяет знания об окружающем мире;

Позитивно влияет на эстетическое чувство;

Влияет на речевую активность ребенка;

Закладываются основы нравственного воспитания;

Является основой для развития творческих способностей;

Прививает устойчивый интерес к литературе;

Способствует развитию коммуникативных способностей – умению

общаться с другими людьми.

Как вы можете решать данные задачи в домашней обстановке? (Ответы

родителей).

Читать детям сказки народов мира.

Посещать с детьми спектакли.

Путешествовать вместе с ребенком по разным странам, раскрывая самые

яркие и впечатляющие достопримечательности мира.

Создание домашнего театра. И сегодня мы будем изготавливать персонажей

для сказок.

Слайды 8-9

2.5.

Практическая деятельность (изготовление персонажей);.

Родители выполняют задание.

1 команда изготавливает конусный театр по сказке «Теремок»

.

2 команда

изготавливает

из компьютерных дисков

по сказке

«Колобок».

2.6. Инсценировка сказки родителями

«Репка» под аудиозапись для

детей.

3. Заключительная часть. Подведение итогов

Уважаемые родители, вот и подошла к концу наша встреча.

3.1. Игра «Комплименты»

Вы принимали активное участие в играх, упражнениях, активно участвовали

в изготовлении персонажей для спектакля, высказывали свою точку зрения.

Для того, чтобы все получили свою долю признания, предлагаю следующее.

Пусть каждый по кругу выскажется о своих достижениях во время нашей

встречи и даст своему соседу слева положительную обратную связь о его

поведении в ходе нашей работы. У вас есть 3 минуты, чтобы подумать и

вспомнить, что вам самим запомнилось из проделанного, и действительно

понравилось в действиях соседа слева.

Сейчас я сама начну эту процедуру.

Несколько слов напоследок.

-В ходе проведения нашего семинара я поняла, вы талантливые, любящие

родители, у меня повысились профессиональные навыки. Рада тому, что

наше мероприятие оказалось

интересным и полезным для вас.

Театральная деятельность формирует выразительность речи ребёнка,

интеллектуальность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем,

выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с

преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

А на прощание я попрошу вас оставить свои впечатления от нашей

встречи в творческой форме, используя фломастеры и карандаши. (Под

музыку).

Предложение заполнить анкету и принести её на следующий день.

Использованная литература:

«Играем в театр» для детей 4-6 лет

Т. Н. Доронова, Москва «Просвещение»

2004г;

«Театрализованные занятия в детском саду» Е. А. Антипина, Творческий

центр, Москва 2004г;

«Театрализованная деятельность в детском саду» М. Д. Миханёва,

Творческий центр, Москва 2006г;

«Музыкальные сказки для детского сада» Н.Зарецкая, Москва «Айрис-пресс»

2004г;

«Методика и организ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

В докладе рассматривается значение театрально-игровой деятельности в коррекционной работе над речью воспитанников логопедических групп детского сада....

Театрально-игровая деятельность в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Презентация работы на тему: "Театрально-игровая деятельность в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Представление педагогического опыта «Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

        Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:  • активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в ...

Проект:«Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значитель...

Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми.

Материал подготовлен для выступления на педагогическом совете в ДОУ....

«Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми».

laquo;Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми»....