Дидактическая игра в детском саду.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Мунгалова Вероника Сергеевна

     Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения,  самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 10 «Чебурашка»

Сообщение на тему:

«Виды и методика проведения дидактических игр»

Подготовила: воспитатель

Мунгалова В.С.

Г. Краснокаменск, 2017

«Виды и методика проведения дидактических игр»

1 слайд

- Тема сообщения.

2 слайд

Основные функции дидактической игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и

  • игровым методом обучения детей дошкольного возраста,
  • формой обучения,
  • самостоятельной игровой деятельностью,
  • средством всестороннего воспитания личности ребенка.

3 слайд

Дидактическая игра как игровой метод обучения

игры – занятия

Ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

дидактические игры

Используются при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

4 слайд

Дидактическая игра как форма обучения детей

Содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

5 слайд

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность

Осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.  Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.

Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Участие взрослого в самостоятельной игровой деятельности носит косвенный характер, т. е. педагог является равноправным участником игры.

Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.

6 слайд

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности

Познавательное развитие формирует у детей правильное отношение к явлениям об общественной жизни, природе, представления о бережном отношении к окружающим их предметам, уважение к трудящемуся человеку, вызывает интерес к труду.природе…и т.д.

Художественно-эстетическое развитие красивые дидактические игры привлекают внимание и вызывают желание играть с ними.

Физическое развитие развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук. Двигательная активность во время игры развивает мозг ребенка.

Речевое развитие формирует правильное построение предложений, фраз, тестов, диалогов.

7 слайд

Основные виды дидактических игр.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • игры с предметами (игрушками, природным материалом);
  • настольно-печатные;
  • словесные игры.

8 слайд

Перечисления игр с предметами:

«Одень куклу», «Баю-бай кукла засыпай», «Зайка заболел», «Купание куклы» и т.д., то есть манипулирование предметами.

9 слайд

Настольно-печатные игры.

Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании

(Подбор картинок по парам, по общему признаку, запоминание состава, количества и расположения картинок, составление разрезных картинок и кубиков, описание, рассказ о картине с показом действий, движений, Например: «Любимые сказки», «Что к чему», «Про растения», то есть заводские в коробках.

10 слайд

Словесные игры.

игры, с помощью

которых формируют

умение выделять

существенные

признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин",

"Да – нет"

игры,

используемые

для развития

у детей умения

сравнивать,

сопоставлять,

делать

правильные

умозаключения:

 "Похож – не похож", "Кто больше заметит

небылиц?"

игры, с помощью

которых развивается умение

обобщать и

классифицировать

 предметы по различным признакам,

объединены в третьей группе: "Кому что нужно?",

"Назови три предмета", «Назови

одним словом"

игры на развитие

внимания,

сообразительности,

быстроты мышления, выдержки, чувства

юмора: "Испорченный

телефон", Краски",

"Летает – не летает и др.

11 слайд

Структура дидактической игры.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются:

обучающая и воспитывающая задача,

игровые действия,

правила.

12 слайд

Дидактическая задача.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду,

какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми,

какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

13 слайд

Игровые правила.
Основная цель правил игры– организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.

14 слайд

Игровые действия.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

15 слайд

Подготовка к проведению дидактической игры.

  1. отбор игры
  2. соответствие отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  3. определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  4. выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  5. определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  6. подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
  7. подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  8. подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
  1. слайд

Проведение дидактических игр.

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры.
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. (определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.   В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.
  1. слайд

Планирование дидактических игр:

утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня.

учитывать характер предстоящего занятия

заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

новые игры, взятые на занятии, затем проходят в блоке совместной деятельности с детьми и используются  детьми в их самостоятельной деятельности;

как средство преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования д/игр в индивидуальной работе с детьми.  

  1. слайд

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Мунгалова В.С

Слайд 2

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения , с амостоятельной игровой деятельностью , средством всестороннего воспитания личности ребенка. Основные функции дидактической игры.

Слайд 3

Дидактическая игра как игровой метод обучения игры – занятия ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом и.. дидактические игры используются при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры

Слайд 4

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Слайд 5

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Участие взрослого в самостоятельной игровой деятельности носит косвенный характер, т. е. педагог является равноправным участником игры.

Слайд 6

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности Умственное воспитание формирует у детей правильное отношение к явлениям об общественной жизни, природе…и т.д. Нравственное воспитание формируются представления о бережном отношении к окружающим их предметам. Трудовое воспитание формируют уважение к трудящемуся человеку, вызывает интерес к труду. природе…и т.д. Эстетическое воспитание красивые дидактические игры привлекают внимание и вызывают желание играть с ними. Физическое воспитание развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук. Двигательная активность во время игры развивает мозг ребенка.

Слайд 7

Основные виды дидактических игр. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные; словесные игры .

Слайд 9

Настольно-печатные игры. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании (Подбор картинок по парам, по общему признаку , з апоминание состава, количества и расположения картинок, составление разрезных картинок и кубиков, описание, рассказ о картине с показом действий, движений,

Слайд 10

Словесные игры. игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет " игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?" игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает« и др. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", «Назови одним словом",

Слайд 11

Структура дидактической игры. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача , правила игровые действия

Слайд 12

Дидактическая задача. Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания , представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

Слайд 13

Игровые правила. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.

Слайд 14

Игровые действия. выполнение игровых правил направляется и контролируется игровыми действиями.

Слайд 15

подготовка к проведению дидактической игры отбор игры соответствие отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы; определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время); выбор места для игры , где дети могут спокойно играть, не мешая другим; определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…); подготовка к игре самого воспитателя : он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей : обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Слайд 16

Проведение дидактических игр ознакомление детей с содержанием игры , с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода и правил игры . показ игровых действий , в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); определение роли воспитателя в игре , его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. (определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Слайд 17

Планирование дидактических игр: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. учитывать характер предстоящего занятия заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил). новые игры, взятые на занятии, затем проходят в блоке совместной деятельности с детьми и используются детьми в их самостоятельной деятельности; как средство преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования д/игр в индивидуальной работе с детьми.

Слайд 18

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Методический материал по теме"Музыкально-дидактические игры в детском саду"(методический и практический материал)...

Презентация "Словесные дидактические игры в детском саду"

Краткие методические указания по проведению словесных дидактических игр в детском саду...

"Дидактические игры в детском саду".

Большую роль в музыкально – эстетическом воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступ...

Дидактическая игра в детском саду

Игра  в жизни ребёнка имеет  большое  значение....

Дидактические игры в детском саду. Их содержание и значение.

Теоретический материал о дидактических играх, их значении для развития детей....

Дидактические игры в детском саду

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм....