МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ «ВСЕ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
методическая разработка (старшая группа)

Великанова Кристина Андреевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

«ВСЕ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5-7 ЛЕТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 19

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

«ВСЕ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5-7 ЛЕТ

https://u.9111s.ru/uploads/202011/01/a0afef29a1b0831ef0f48bebc8c45177.jpg

Автор:

Великанова Кристина Андреевна

воспитатель

МБДОУ детский сад комбинированного вида №19

Г. Ангарск, 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность

1.2. Теоретические основы работы

1.3. Новизна

1.4. Цель и задачи

1.5. Планируемый результат

  1. Основная часть
  2. Заключительная часть
  3. Список литературы


1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного учреждения направлен на создание условий для позитивной социализации детей дошкольного возраста. Профессиональное самоопределение является одним из важнейших компонентов процесса социализации подрастающего поколения.

У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Они не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом. Данные особенности воспитанников предполагают создание определенных условий для организации работы по профориентации, которые определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи.

Для того, чтобы сделать выбор к определённой профессии, необходимо обеспечить ребёнку все необходимые условия. Дети вправе знать профессии своих родителей, близких родственников (дедушка, бабушка), иметь представление о специфики их труда. Также немаловажно, познакомить ребёнка с новыми профессиями, мало ему знакомыми. Тем самым у ребёнка сформируется интерес в том, кем он хочет стать в будущем. Это поможет ему сделать правильный выбор во взрослой жизни.

Одним из важнейших условий по формированию профессионального самоопределения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является концентрированное изучение определенной профессии, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени.

Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) требует от педагогов больше усилий в подготовке материалов для изучения определенной профессии, многократное повторение одного и того же речевого содержания за ограниченное количество времени (1 неделя).

Поэтому, я считаю, что одним из универсальных приемов работы с детьми является использование рабочей тетради «Всё о мире профессий».

1.2. Теоретические основы работы с рабочей тетрадью по ранней профориентации.  

Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста - это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике, которое подразумевает систему мер, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей ребенка с тем, чтобы помочь ему сделать верный шаг к определённой профессии, которое более близка по духу и соответствует его способностям. Это подтверждается тем, что уже ребёнок трёх лет способен проявить себя как личность, имеющая свои характерные особенности, предрасположенности к определенному виду деятельности.

Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый дидактический материал, способствующий систематизации и закреплению уже раннее полученных детьми знаний и представлений о мире профессий.

Рабочая тетрадь предназначена для активизации самостоятельной деятельности ребенка в процессе освоения теоретического и практического материала при выполнении игровых заданий; для развития психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия; повышение активности детей в освоении умений и представлений о мире профессий.

Рабочая тетрадь содержит задания, выполнение которых основано на вербальных и невербальных действиях: соединить линиями, дорисовать, найти и зачеркнуть, прочитать, отгадать, исключить лишнее, составить рассказ, найти ошибку и т.д., что соответствует возрастным возможностям детей с тяжелыми нарушениями речи.

 Структура и содержание рабочей тетради

1. Текстовый материал: загадки, кроссворды, заголовки, инструкции к заданиям.

2. Иллюстративный материал: картинки, ребусы, пиктограммы.

Содержание рабочей тетради включает в себя обобщающий материал по теме «Профессии», с которыми дети знакомились в течение недели в различных видах деятельности.

1.3. Новизна данных методических рекомендаций заключается в подборе содержания игровых заданий рабочей тетради по теме «Профессии» для использования в самостоятельной и совместной деятельности с детьми.

1.4. Методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям для занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста по ознакомлению детей с миром профессий с целью ранней профориентации.

Одна из задач методических рекомендаций показать возможность использования рабочей тетради при решении задач формирования профессионального самоопределения воспитанников, преодоления речевых нарушений.

1.5. Планируемый результат: используя предлагаемые методические рекомендации, педагоги смогут поддержать интерес детей к изучению профессий, отследить «успехи» и «неудачи» ребенка при усвоении учебного материала, определить предрасположенность ребенка к определенному виду деятельности.

2. Основная часть

Предложенная рабочая тетрадь может использоваться педагогом как часть занятия, в индивидуальной работе с ребенком, а также в тетрадь включены задания, которые ребенок может выполнить в самостоятельной деятельности. Ценность рабочей тетради состоит в том, что ребенок получает возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности», то есть ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради.

В основном работа с рабочей тетрадью предполагает, что педагог (взрослый) читает ребенку задание. Затем ребенок выполняет его: дорисовывает, проводит линии, зачеркивает, обводит и т.д. Необходимо проследить, чтобы ребенок выполнял все задания аккуратно.

При выполнение игровых заданий в рабочей тетради не нужно торопить ребенка, стараться ему подсказывать сразу, необходимо дать время для обдумывания задания и самостоятельного решения поставленной задачи.

Оптимальное время работы с тетрадью для детей с тяжелыми нарушениями речи – 5-10 минут.

3. Заключительная часть

В результате систематического использования рабочей тетради «Все о мире профессий» у детей гораздо быстрее формируется представления о разных профессиях, развиваются психические процессы, самостоятельность при выполнении заданий, обогащается активный словарный запас.  

В перспективе планируется дополнить содержание тетради заданиями, связанными с новыми, малознакомыми детям профессиями.

4. Список литературы

  1. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром [Текст]. Учебник / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь, С.Е. Шукшина, А.Ш. Шахманова. - М.: Инфра-М, 2016. - 146 с.
  2. Курмуева, Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: блочно-тематическое планирование / авт.-сост. Э.Ф. Курмаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 191с.
  3. Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых [Текст] / В. И. Логинова, Л. А. Мишарина // Дошкольное воспитание. 2013. - № 9. - С. 23-27.
  4. Игнатова С. В. «Знакомимся с профессиями» [Текст]. Учебник / С.В. Игнатова. – М.: «Ювента», 2013.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: письма и приказы Минобрнауки. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. - С-96.
  6. Шорыгина, Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей [Текст] / Т. А. Шорыгина. - М.: Гном, 2013. - 96 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование рабочей тетради УМК для закрепления знаний детей

Рекомендации для родителей при использовании рабочей тетради УМК для закрепления знаний детей....

Организация деятельности дошкольников через использование рабочих тетрадей «Математика – это интересно» в старшем дошкольном возрасте.

Известно, к средствам обучения относятся различные источники получения информации: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные, учебные приб...

Использование рабочих тетрадей как эффективного средства освоения логико-математического содержания детьми дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как науч...

Перспективный план комплексных занятий по развитию речи и ФЦКМ с использование рабочей тетради «Разговор о здоровье и правильном питании» часть I Подготовительная к школе группа

Перспективный план  комплексных занятий  по развитию речи  и ФЦКМ с использование рабочей тетради «Разговор о здоровье и правильном питании» часть I Подготовительная к ...

Организация деятельности дошкольников через использование рабочих тетрадей «Математические ступеньки»

Как известно, к средствам обучения относятся различные источники получения информации: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные, учебны...