Сообщение из опыта работы
материал

Атоян Мариам Рубеновна

«Приобщение младших дошкольников к трудовой деятельности в условиях современного образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГБОУ Школа №2083 ОП "Знамя Октября"

ДОП «Ивушка»

Сообщение из опыта работы

«Приобщение младших дошкольников к трудовой деятельности в условиях современного образования»

Воспитатель Атоян М.Р.

2022  год

Слайд1 Приобщение младших дошкольников к трудовой деятельности в условиях современного образования

Слайд 2                         Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд –

                                          даже самый грубый – возвышается до творчества.

(Максим Горький.)

      Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения.

Слайд 3   В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых мы формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, мы формируем трудовые навыки, воспитываем привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формируем положительные взаимоотношения между детьми.

        Слайд 4 Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — очень важная задача.  ФГОС ДО ориентирует нас на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее.

Начиная с младшей группы детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Трудовая деятельность способствовует повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д.

Слайд 5 В  нашей группе Капелька начиная со второй младшей группы проводится большая работа по формированию у детей первоначальных трудовых умений и навыков, нравственному воспитанию их в процессе трудовой деятельности. Мы наметили для себя цель - сформировать положительное отношение к труду через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Сформировали задачи, отметив для себя, что

главная задача - использовать все возможности и условия для совершенствования трудового воспитания маленьких детей в детском саду. Объём задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приёмами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда. 

     Слайд6 

Для успешной реализации задач изучили методическую литературу (представлена на слайде).

     Слайд 7

В трудовом воспитании детей нашей группы большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, связанный с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке.

     Слайд 8

В своей группе , чтобы воспитывать у детей умение и желание трудиться мы используем такие методы и приемы организации трудовой деятельности, как

1. Поручения

2. Совместная  деятельность детей с педагогом.

3.  Дежурство по столовой и занятиям.

     Слайд 9

Поручения– наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, поэтому в нашей группе чаще всего мы используем индивидуальные поручения, реже коллективные, маленьким подгруппам 2-3 человека. Так как научить одного-двух ребят гораздо легче, чем целую группу, при этом контроль за действиями каждого более удобен.

Слайд 10

Дежурства – более сложная форма организации труда детей. Они требуют от ребёнка большей самостоятельности. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, это требует от детей знания последовательности необходимых действий. В нашей группе сейчас дети только начали осваивать систему дежурств. Младшую группу и первую половину средней группы дети дежурили по желанию. В настоящее время мы с детьми обсуждаем возможность создания графика дежурств.

     Слайд 11 

  Участвуя в трудовой деятельности по уходу за растениями, дети приобретают определенные знания об их жизни, овладевают навыками ухода, проявляют заботу, бережливость, аккуратность, умение преодолевать трудности. В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и, тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух-трех ребят участвовать в поливе комнатных растений, мы говорим «Подойдемте со мной к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них глядеть! (Трогает землю в горшочке) Сухая земля (дети пальчиком тоже трогают землю), а ведь им нужна вода – они живые, без воды засохнут! Польем их». Мы даем каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливают все растения.  Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают  нашу речь, наблюдают нашими  действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место.

     Слайд 12 

Ко второй половине года средней группы наши дети уже многому научились и  степень самостоятельности дошкольников, и функция воспитателя меняется, но деятельность остается совместной.

Мы и дети выступаем в паре, приоритет остается за нами , взрослыми, что выражается в формуле: «Я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники, но ребята уже справляются со знакомыми трудовыми поручениями самостоятельно. А также применяют полученные навыки дома. 

     Слайд 13 

 Для детей младшего возраста   характерен элементарный хозяйственно-бытовой труд — самообслуживание, связанное главным образом с удовлетворением своих личных потребностей.

В ходе реализации задач трудового воспитания наши ребята осваивают такие действия и операции, как:

     Слайд 14 

поддержание порядка в групповом помещении и

     Слайд 15 

в спальне  

     Слайд 16 

приготовление материалов к занятиям,

Слайд 17 ( труд на участке)  

Выполняют поручения по наведению порядка на участке.

Слайд 18 

самостоятельно готовятся ко сну – раздеваются и аккуратно складывают свои вещи, переодеваются на физкультуру, собираются на прогулку.    

Слайд 19

Перед детьми ставится задача оказания взаимопомощи при одевании завязать шарф, научить завязывать ботинки, помочь малышу одеться и т.д.

  Слайд 20 

Осваивают целостные процессы хозяйственно-бытового труда (стирка кукольной одежды, мытьё игрушек, накрывают на стол). Это требует от ребят знания конкретных приёмов и операций, умения пользоваться ими в нужной последовательности.

Слайд 21 

В средней группе, помимо закрепления ранее усвоенных навыков, проводится работа по формированию более сложных навыков самообслуживания. Ребята соблюдают культурно – гигиенические навыки – тщательно моют руки перед едой,

  Слайд 22 

Помогают накрывать столы к обеду, завтраку или полднику

Слайд 23 ( проблема)  Однако мы обратили внимание , что не у всех ребят  сформирована культура питания. Часть детей не только не умели культурно вести себя за столом, правильно сидеть, пользоваться салфетками и столовыми приборами, но и были невежливы в момент усаживания за стол, толкали друг друга, торопились быстрей занять свое место. 

Слайд 24 ( актуальность)  Решая задачи обучения детей навыкам самообслуживания, мы решили реализовать в нашей группе проект «Столовый этикет» .

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе. Правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками следует вырабатывать с раннего возраста.

Слайд 25 ( цель, задачи)   Мы сформулировали цель проекта, отметив для себя, что главная задача воспитателей, а также родителей – научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении.

Слайд 26 ( план результаты)  Мы планируем реализовать этот проект  на протяжении всего дошкольного периода, до выпуска наших детей из детского сада, усложняя задачи каждый год.

Слайд 27 ( дежурство)  Свою работу мы начали с подключения детей к сервировке столов (разложить салфетки, салфетницы, хлебницы. Постепенно ребята стали полностью накрывать на столы). Как мы уже говорили, пока наши ребята дежурят по желанию.

Слайд 28 ( раздача салата)  Прием пищи дети начинают с салата (порционных овощей). Мы выделили специальное место для раздачи пищи,  где дети самостоятельно ( под руководством воспитателя накладывают себе салат и несут его на свое место). Это позволило нам научить их большей самостоятельности в самообслуживании, приучает к аккуратности, а также позволяет нам учитывать интересы и пожелания ребенка в употреблении того или иного блюда –  немного увеличить или уменьшить порцию в зависимости от вкусовых предпочтений данного ребёнка. Конечно, когда ребята накладывают себе салат, мы напоминаем им, чтобы они брали столько – сколько смогут съесть и не забывали, что салата должно хватить на всех.

по мере употребления детьми блюда, воспитатели и помощник убирает со столов салатники  

Слайд 29 ( суп из супницы)  

и дети приступают к  приему первого блюда; Для первого блюда мы приобрели керамические супницы, которые помощник воспитателя заранее расставляет на столах. Когда ребята съели салат – с помощью воспитателя они накладывают себе из супницы суп.

Слайд 30 ( едят за столами)  

Мы стараемся  следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот.

У нас  только средняя группа –  поэтому наши дети только учатся столовому этикету, но мы надеемся, что реализуя данный проект к подготовительной группе у наших ребят сформируются умения самостоятельно обслуживать себя за столом.

А сейчас мы бы хотели вам показать видеозапись фрагмента реализации нашего проекта «Столовый этикет»

ВИДЕО ПРОЕКТ

 

Слайд 31 

 Труд в природе  вызывает  интерес у ребят к сельскохозяйственному труду и любви к природе. Ребята любят трудиться в коллективе, они помогают сажать цветы на участке, пропалывать грядки. Как же бывает приятно им слышать нашу похвалу в свой адрес: «Молодцы, ребята! Хорошие помощники растут!»

Слайд 32  ( посадка лука)

Организуя коллективный труд, мы учим детей планировать работу, распределять обязанности, помогать друг другу, развиваем у них общественные навыки.    

  Слайд 33 снег1 

Мы учим детей ответственно относиться трудовым поручениям, доводить дело до конца. Это играет огромную воспитательную роль. Ведь  когда ребенок попадает в ситуацию, в которой нужно выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы. Неудача же в свою очередь вызывает отрицательное отношение к труду.

Но также мы стараемся не забывать о том, что, если ребенок взялся за работу, потратил много сил, но не добился положительного результата или добился его за счет переутомления, в дальнейшем он будет стремиться уклониться от трудовой деятельности. Надо всегда давать посильную работу детям, чтобы на выполнение затрачивались усилия, соответствующие их возрастным возможностям.   

Слайд 34 снег2 

Нам взрослым важно помнить, что никакие беседы о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не испытывает радости от трудовой деятельности. А любовь к труду возникает и крепнет только в посильном деле.

Мы с вами  должны очень серьезно относиться к оценке трудовой деятельности детей, так как неправильная оценка, захваливание одних и невнимание к трудовым усилиям и успехам других могут привести к большим упущениям. У одних детей появляется излишняя самоуверенность, у других — неуверенность в своих силах и возможностях и в конечном результате потеря интереса к трудовой деятельности. Только добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствуют воспитанию положительных черт личности.    

   Слайд 35 игра 

В теории и практике дошкольного воспитания большое место в трудовом воспитании детей отводится ознакомлению их с трудом взрослых, так как это способствует формированию представлений о роли труда в жизни людей, воспитанию стремления участвовать в труде.      Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «больницу», «магазин», «стройку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе. Игра для детей — путь познания и, наконец, это приобщение к жизни, даже, если хотите, начало профориентации. Причем весьма своевременное. Ведь впечатления детства самые прочные.

     Слайд36  ( работа няни, дворника)

Большую роль в нашей работе играют примеры взрослых , которые скорее вызывают подражание. Например, наблюдение за работой помощника воспитателя.

Беседы о том, как трудятся няня, дворник, как мы можем им помочь повысили аккуратность детей во время еды, при умывании. При этом нередко дети мотивируют свои поступки желанием облегчить труд няни. Это свидетельствует о проявлении внимания, уважения к труду не на словах, а на деле.

     Слайд 37 ( перечень книг проверить!!!)

 Используем книги для закрепления навыков самообслуживания и трудового воспитания  детей. В этом году мы знакомились с такими произведениями, как   «Маша - растеряша» Л. Воронковой, «Мойдодыр» К. Чуковского,   «Девочка чумазая» А. Барто и др.

     Слайд 38 ( беседа)

Также рекомендовали книги для чтения дома родителям. И попросили родителей обсудить прочитанные книги с детьми и по возможности отразить свои впечатления в рисунках. Дети с удовольствием рассказывали о своих впечатлениях о прочитанном и о том, что они нарисовали вместе с родителями дома.

  Слайд 39 ( дети дома)

Мы стараемся уделять большое внимание взаимодействию с родителями, т к важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Мы с вами должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность наших  воспитанников в семье, оказывать родителям соответствующую помощь.

Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу воспитания детей на первой, дошкольной ступени.

  Слайд 40 род собр

Родители – наши первые помощники в трудовом воспитании детей – все полученные в детском саду трудовые навыки дети должны реализовать дома, только тогда мы получим результат. Для успешной реализации задач трудового воспитания мы провели родительское собрание на тему «Воспитание самостоятельности у детей среднего возраста», на котором обсудили план совместной работы наших детей.

Реализуя принцип – к родителям через детей, мы предлагаем детям небольшие трудовые поручения, которые они должны выполнить дома и поддерживаем с родителями постоянную обратную связь по выполнению заданий.

Дома дети помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения.

  Слайд 41

 Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.

  Слайд 42

В наших дальнейших планах – продолжать работу по трудовому воспитанию детей, постепенно усложняя поставленные задачи.     

 Слайд 43

Мы не останавливаемся на достигнутом , а полученные результаты стараемся демонстрировать детям и родителям.    

  Слайд 44

В настоящее время вместе  с детьми мы начали оформление фотовыставки к празднику 8 марта – Как я помогаю дома маме!      

Слайд 45

Собранный архив фотографий мы  сначала рассматриваем и обсуждаем с детьми на экране, выбираем лучшие кадры для фотовыставки, которую позднее планируем оформить в напечатанном виде .

         Слайд 46

И хочется закончить свое сообщение словами известного советского педагога В. А. Сухомлинского писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольн...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»

Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....