Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с природой
план-конспект занятия (старшая группа)

Резик Светлана Александровна

Продолжать знакомить детей с явлениями природы в зимний период; систематизировать знания о сезонных изменениях в  жизни диких животных и птиц, обогащать знания детей о правилах поведения в природе. Закреплять умение составлять описание (загадку) внешнего вида и поведения животных и птиц по схеме, с указанием характерных признаков; согласовывать существительные  и прилагательные в роде. Автоматизировать звуки «с- с» в словах и предложениях в различных позициях. Развивать диалогическую речь в беседе и дидактических играх: умение поддерживать беседу по теме «Зимний лес», продолжать учить детей внимательно выслушивать собеседника и отвечать на заданный вопрос. Развивать умение строить связные высказывания-рассуждения; фонематический слух при выполнении упражнений в соответствии с ритмико-интонационной структурой речи; общую и мелкую моторику , совершенствовать координацию основных движений в игровых упражнениях; ассоциативное мышление, учить находить причинно-следственные связи, проявлять инициативу в использовании возможностей предметно-развивающей среды; воображение, память, поддерживать внимание. Поддерживать на занятии позитивную, доброжелательную атмосферу. Воспитывать чувство прекрасного средствами художественных и музыкальных произведений. Методы и приемы: создание речевой ситуации между несколькими участниками; метод ТРИЗа (многоканальная деятельность с помощью органов чувств); составление описания по схеме; беседа; лексические и речевые упражнения» Какая, какой?», дидактические игры: «Кого я вижу» (ТРИЗ), «Пойми меня»(описание объекта), творческая игра «Словечко добавь - стишок составь».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_i_ozn._s_prirodoy.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черноморская средняя школа №3»

муниципального образования Черноморский район Республики Крым

Дошкольное отделение

 Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с природой

Тема: «Зимняя сказка» (с использованием интерактивных методов)

Группа: старшая

Воспитатель: Резик С.А.

Цель: Продолжать знакомить детей с явлениями природы в зимний период; систематизировать знания о сезонных изменениях в  жизни диких животных и птиц, обогащать знания детей о правилах поведения в природе. Закреплять умение составлять описание (загадку) внешнего вида и поведения животных и птиц по схеме, с указанием характерных признаков; согласовывать существительные  и прилагательные в роде. Автоматизировать звуки «с- с» в словах и предложениях в различных позициях. Развивать диалогическую речь в беседе и дидактических играх: умение поддерживать беседу по теме «Зимний лес», продолжать учить детей внимательно выслушивать собеседника и отвечать на заданный вопрос. Развивать умение строить связные высказывания-рассуждения; фонематический слух при выполнении упражнений в соответствии с ритмико-интонационной структурой речи; общую и мелкую моторику , совершенствовать координацию основных движений в игровых упражнениях; ассоциативное мышление, учить находить причинно-следственные связи, проявлять инициативу в использовании возможностей предметно-развивающей среды; воображение, память, поддерживать внимание. Поддерживать на занятии позитивную, доброжелательную атмосферу. Воспитывать чувство прекрасного средствами художественных и музыкальных произведений.                                                                                                                              Методы и приемы: создание речевой ситуации между несколькими участниками; метод ТРИЗа (многоканальная деятельность с помощью органов чувств); составление описания по схеме; беседа; лексические и речевые упражнения» Какая, какой?», дидактические игры: «Кого я вижу» (ТРИЗ), «Пойми меня»(описание объекта), творческая игра «Словечко добавь - стишок составь».

ХОД НОД:

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро.

                        При встрече здороваться: Доброе утро!

                        Доброе утро, солнцу и птицам!

                        Доброе утро, улыбчивым лицам!

Дети, улыбнитесь друг другу. Я желаю, чтоб у всех утро было не только добрым, но и интересным. А теперь, мои друзья, всё внимание на меня.

Отгадайте загадку:    Наступили холода

                                     Превратилась в лед вода.

                                     Длинноухий зайка серый

                                     Обернулся зайкой белым

                                     Перестал медведь реветь:

                                     В спячку впал в бору медведь

                                     Кто скажет? Кто знает?

                                     Когда это бывает?

Дети: Зимой.

Воспитатель: По каким словам, вы догадались, что это зима? (ответы детей).

Зима - волшебница, она превращает полянки и деревья в настоящую сказку.

Вы, хотите попасть в зимнюю сказку? (ответы детей).

Чтобы оказаться в зимнем лесу, надо произнести волшебные слова. Закройте

глаза и повторяйте чистоговорку «ЗИМА»:

Ма-ма-ма -пришла снежная зима

Оз-оз-оз -щиплет щеки нам мороз

Ом-ом-ом -ручеек покрылся льдом

Ри-0ри-ри -на ветку сели снегири

Лю-лю-лю -зиму снежную люблю.

1,2,3, повернись, на лесной полянке окажись.

 Звучит музыка «Звуки леса».

Воспитатель и дети: Здравствуй лес, дремучий лес

                                    Полон сказок и чудес!

                                    Кто в глуши твоей таится?

                                    Что за зверь? Какая птица?

                                    Все открой, не утаи

                                    Ты же видишь, мы свои!

Дидактическая игра «Кого я вижу»

Воспитатель: Мы в зимнем лесу. Здесь много животных и птиц, но увидеть их не просто, потому, что они очень хорошо научились прятаться от людей. Девочки, сделайте из пальцев подзорную трубу, а мальчики- бинокли. Постарайтесь отыскать притаившихся животных и птиц.

Воспитатель: Кого вы видите?

Дети: Я вижу: белка собирает шишки, крадется лиса, заяц прячется под кустом, волк сидит под елкой, серую ворону, к кормушке прилетели птицы, берлогу медведя, следы зайца.

Воспитатель: Давайте послушаем зимний лес.Что вы слышите?

Дети: Я слышу: чирикает воробей, стрекочет ворона, падает снег, шум ветра, воет волк, хруст веток.

Воспитатель: -А, как легко дышится в лесу. Давайте подышим вместе.

«Дыхательная гимнастика»

Носом вдох, а выход ртом

Дышим глубже, а потом-

Мы подуем высоко (руки вверх, подняться на носки)

Мы подуем низко (наклоны вниз)

Мы подуем далеко (наклоны вперед)

Мы подуем близко! (руки скрещены на груди).

Воспитатель: Ой, ребята, мы не заметили, как пошел снег, и к нам прилетела снежинка.

Упражнение « Какая, какой?»

Воспитатель: Становитесь в круг, рассмотрите снежинку, подберите и скажите свои слова, отвечая на вопрос о снежинке, какая она?

Дети: Холодная, белая, пушистая, маленькая, блестящая, ледяная, красивая, мокрая, волшебная, легкая.

Воспитатель: Молодцы! Мороз в лесу все сильнее и сильнее, чем ручеек покрылся?

Дети: Льдом.

Воспитатель: Скажите, а лед какой? Скажите об этом другими словами.

Дети: Крепкий, скользкий, прочный, хрупкий, толстый, гладкий, мокрый, прозрачный…

Воспитатель: Правильно, вы у меня умнички!                                                        Появляется Ворона (ребенок)

Ворона: Кар-кар-кар! Что к чему, ничего я не пойму? Кар-кар-кар!

Воспитатель:  Вы узнали, кто это?

Дети: Ворона.

Ворона: Ой, здравствуйте, дети! Я, Каркуша!

Дети: Здравствуй, Каркуша!

Ворона: Кар-кар-кар! (громко)

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Нельзя в лесу так кричать. А почему ты сейчас узнаешь?

Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»:

Метель снега намела (вращения руками)

Спит в улике пчела (круговые движения указательными пальцами)

И медведь в берлоге спит (сплетение пальцев)

Ёжик носиком сопит (пальцы поднять)

Видит сон и паучок (скрещиваем кисти, пальцы расставлены)

Не разбудим их! Молчок! (указательный палец к губам)

Ворона: Спасибо! Я больше кричать не буду.                                                                   Дети, а я умею сочинять стихи, а вы умеете?

Дети: Нет.

Ворона: Я вас научу! Я начну стишок, а вы продолжайте (дети сидят на ковре).

Творческая игра «Словечко добавь - стишок составь»

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…(снег).

С неба все скользят пушинки -

Серебристые…(снежинки).

Словно в белый пуховик

Нарядился…(снеговик).

Рядом снежная фигурка:

Это девочка…(Снегурка).

На снегу-то, посмотри

С красной грудкой…(снегири).

Ворона:-Кар-кар-кар! Молодцы!

Воспитатель:- Дети, а вы знаете, птицы умеют играть. Каркуша, поиграй с нами в игру «Вороны» (физминутка)

Вот по елочкой зеленой (дети шагают)

Скачут весело вороны (прыжки, взмахи руками)

Кар-кар-кар! (наклоны вперед)

Целый день они кричали

Спать ребятам не давали! (повороты вправо-влево)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают (приседают)

Кар-кар-кар!

Ворона: Ой, заигралась я с вами, мне пора домой, мама ждет. Кар-кар-кар!(улетает)

Воспитатель: Как хорошо в зимнем лесу, красиво, снег кругом. Возьмите себе по одной снежинке. Снежинки оказались волшебными.

Давайте разделимся на две команды: птицы и животные. Назовите ваших животных.

Дети: Белка, лиса, медведь, волк, заяц.

Воспитатель: Как вас можно назвать одним словом?

Дети: Звери.

Воспитатель: Птицы назовите себя.

Дети: Синичка, воробей, снегирь, ворона, сорока.

Воспитатель: Как вас можно назвать одним словом.

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Поиграем в игру «Пойми меня» (описание по схеме)

Будем загадывать загадки. Дети, каждая команда считалкой выбирает птицу или животного, не показывая другой команде. Выбрали?

Схема описания животного:

- Какого цвета?

- Какого размера?

- Где живет?

- Как называется его жилье?

- Чем питается? Кто это?

Схема описания птицы:

- Какого размера?

- Какого цвета?

- Какой хвост, клюв?

- Чем питается?

- Перелетная или зимующая? Кто это?

Дети: (образец описания) -Он коричневый, лохматый, большой, живет в лесу, спит в берлоге, любит ягоды и мед…(медведь)

- Это птица, она маленькая, серая или коричневая, любит зернышки, крошки хлеба, она зимующая …(воробей)

Воспитатель: Молодцы! Вы умеете загадывать и отгадывать загадки.

Вот и пришло время прощаться с зимней сказкой, с волшебным лесом.

Вам понравилось в лесу? О чем вы расскажите своим родителям? В какую игру вы хотели поиграть ещё?

Дети, найдите себе пару, пройдитесь по зимнему лесу и соберите картинки которые напомнят вам, о нашей прогулке в лес (дети собирают картинки).

-1,2,3, повернись, в детском саду, окажись.

Наши картинки помогут нам составить рассказ о прогулке в зимний волшебный лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Экскурсия в зоопарк».

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Экскурсия в зоопарк»....

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Весна - Красна».

Цель: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев.Задачи:Образовательные:1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних   изменениях ...

«Весеннее путешествие бычка». Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе.

При использовании педагогом материала данного конспекта, дети уточняют, расширяют и активизируют словарь по теме "Весна", а также уточняются и систематизируются представления детей о весенних изменени...

КОНСПЕКТ НОД по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» с использованием интерактивных методов.

КОНСПЕКТ НОД по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе   «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» с использованием интерактивных методов....

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе «Весна»

Цель: Обобщить представления детей о весне. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксацииЗада...