План по самообразованию в подготовительной к школе группе «Формирование графомоторных навыков как средство речевого развития детей»
материал (подготовительная группа)

Треногина Елена Петровна

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи. В своём плане я постаралась максимально охватить  эту тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_trenoginoy_e.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 180 открытого акционерного общества

 «Российские железные дороги»

План работы по самообразованию

 воспитателя Треногиной Е.П.

на 2021-2022 год.

Тема

«Формирование графомоторных  навыков как средство речевого развития детей»

        

Тема: «Формирование графомоторных навыков как средство речевого развития детей»

Цель: Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, развитие педагогического   опыта по формированию графомоторных  навыков и умений у детей   старшего дошкольного возраста. 

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний посредством изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы  и интернет – ресурсов  по  данной теме.

2. Внедрять применение техник и  технологий по формированию  графомоторных навыков и умений;

3. Взаимодействовать с родителями и педагогами ДОУ в вопросах формирования графомоторных навыков  как средства речевого развития детей  старшего дошкольного возраста;

4. Продолжать оформление  в группе центра речевого развития детей.

5. Развивать начальные графические навыки у детей старшего дошкольного возраста, способствующие подготовки руки к письму.

6. Обобщить опыт работы, презентовать отчет на родительском собрании, а также распространить в СМИ.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Актуальность: Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

Графомоторный  навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные  навыки  включают в себя:

-мелкую моторику пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движения);

-зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, выполнение  заданий  с условиями по выборы необходимых направлений)

-рисование (штриховка, обвести по контуру, срисовывание геометрических фигур, зарисовка деталей, предметов, дорисовывание рисунков с недостающими деталями); Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться  не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их.

 

Формы работы

Сроки

Практические выходы

1.

 Изучение литературы по теме самообразования.

Сентябрь

Повышение знаний, сбор материала, анализ изученной литературы по данной теме.

2.

Составление  и написание плана по самообразованию  на год. Постановка целей и задач по теме самообразования.

Сентябрь

План по самообразованию.

3.

Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей на начало учебного года.

Сентябрь

Проведение контрольного диагностического обследования. Обработка данных.

4.

Пальчиковые игры и  упражнения, гимнастика Су –Джок  для развития мелкой моторики кистей рук,  с целью повышения графомоторных навыков.

Октябрь

 Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (текстовый материал)

Картотека гимнастики Су-Джок (текстовый материал)

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

5.

Совершенствование предметно-развивающей среды группы для развития мелкой моторики.

Сентябрь - май

Пальчиковый театр, пазлы, мозаика, конструктор, геоборд, теневой театр.

6.

Расширение  знаний родителей о том, как надо развивать графомоторные навыки у детей.

Ноябрь

Буклет  для родителей «Готовность руки к письму ».

7.

Развитие графомоторных навыков у детей через использование разнообразных графических упражнений.

Сентябрь - май

1.Штриховка.

2. Рисование по трафаретам.

3. Дорисовка (по принципу симметрии).

4. Дорисовка геометрических фигур.

5. Дорисовка не достающих деталей.

6. Упражнение «Оживи рисунок».

7. Рисование по шаблонам.

8. Графический диктант

9. Обведение  фигуры по точкам,  не отрывая карандаш.

10.Работа в рабочих  тетрадях. («Продолжи ряд»,  «Дорожка», «Повтори узор» и.т. д)

11.Игры с песком (рисование пальчиком, выкладывание узоров из камушков на песке).

12.Вырезывание ножницами различных фигурок из журналов

13. Лабиринты

14. Раскраски, рисование по замыслу.

8.

 Профилактика нарушений письма.

Сентябрь - май

Правильно держать карандаш, правильная посадка при выполнении  заданий, игр и упражнений.

9.

Знакомство  детей с «клеткой»        

Ноябрь

Научить ориентироваться в тетради в крупную клетку.

10

Познакомить детей с понятием «строка»

Декабрь

 («Укрась узором пояс», «Дорисуй узор на платках», «Дорисуй орнамент»).

11

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Декабрь

Выставка дидактических игр  по развитию мелкой моторики.

12

Составление рисунков и узоров  по клеткам

Январь

Картотека «Графические диктанты»

13

Кинезиологические упражнения на развитие подвижности и гибкости рук

Сентябрь - май

 Картотека кинезиологических упражнений ( текстовый материал)

14

Дидактические игры:

Декабрь

1. «Ниткопись» (выкладывание шерстяной нити по контору какого - либо изображения.)

2. «Кто скорее свернет ленту? »( две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета) надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.

3. «Путешествие пальцев»

(лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах

«островки» для передвижения пальцев.)

4. «Составь узор из палочек»

(разноцветные палочки в коробке; образцы

узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для

выкладывания узора.)

5. «Пуговичные бусы»

(Леска с закрепленной на конце пуговицей, набор пуговиц)

6. «Чем не Золушка?».

(перемешать два вида крупы, необходимо разложить крупу по разным банкам).

7. «Месим тесто». (Погружать руки ребенка в миску с крупами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.)

15

Выявления уровня  развития графомоторных навыков детей на конец учебного года.

Май

Предложить детям выполнить те же задания, что и в начале года.

Анализ результатов исследования. Обработка данных.

16

Анализ работы по теме самообразования.

Май  

Итоговый отчет о проделанной работе по теме самообразования. Внесение коррективов и дополнений в планирование дальнейшей работы по данному направлению.

Литература:

  1. О. С. Иванникова «О формировании графических навыков» /Дошкольное воспитание №12/2007/.
  2. Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
  3. Т. С. Голубина «Чему научит клеточка».
  4. https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-kurilenko/-umelye-ruchki.html
  5. https://myintelligentkids.com/razvitie-graficheskix-navykov-rebenka-doshkolnika
  6. Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005
  7. Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников:метод. пособие для педагогов и родителей -М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
  8. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
  9. Крупенчук О.И.: Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам
  10.  Алексеева Е.Н. Рука волшебница. Псков, 2005.
  11.  Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие дла родителей и педагогов./ГавринаС.Е.,
  12.  Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч.1. Псков, 1995
  13.  Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80-84.
  14.  Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006. Кольцова М. М «Развитие моторики»
  15.  Нищева Н.В «Тетрадь для детей старшего дошкольного возраста ОНР (с 6 до 7 лет). Подготовительная к школе группа.- Спб : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2019. – 32с., цв. ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы. Экологическое воспитание старших дошкольников.

План по самоообразованию, для воспитателей старших и подготовительных групп. Тема: Экологическое воспитание старших дошкольников....

План по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы «Акварелька» ВОЙТОВОЙ И.М. (высшая квалификационная категория) на 2020-2021 учебный год

План по самообразованиювоспитателя подготовительной к школе группы «Акварелька»ВОЙТОВОЙ И.М.(высшая квалификационная категория)на 2020-2021 учебный год  ТЕМА: «Технология Т...

План по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы «Акварелька» ВОЙТОВОЙ И.М. (высшая квалификационная категория) на 2020-2021 учебный год ТЕМА: «Технология ТИКО-моделирования в развитии детей дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя подготовительной к школе группы «Акварелька»ВОЙТОВОЙ И.М.(высшая квалификационная категория)на 2020-2021 учебный год  «Технология ТИКО-мо...

План работы по теме самообразования «Сказки о Веселом Язычке, или артикуляционная гимнастика как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст — э...

План по самообразованию воспитателей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности №13 «Лучик» Тема: «Формирование ранней профориентации у воспитанников 6-7лет»

План по самообразованию  воспитателей подготовительной к школе группы  общеразвивающей направленности  №13 «Лучик»  Тема: «Формирование ранней профориентации у...

План по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы Тема: «Формирование ранней профориентации у воспитанников 6-7лет»

Цель: Повышение своего теоретического и практического уровняпрофессионального мастерства и компетентности по вопросу«Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»Задачи:...