Развитие эмоций у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Поспелова Елена Борисовна

Дошкольный возраст – важнейший этап в формировании человеческой личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщение его к окружающему миру, обществу, общечеловеческим ценностям, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Особенности физического, психического, социально-личностного развития проявляются в процессе повседневной деятельности дошкольника, развиваясь от простого к более сложному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsiy_u_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx786.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоций у детей младшего дошкольного возраста.

Эмоциональное развитие ребенка неразрывно связано с появлением у него новых интересов, потребностей и мотивов. Ребенок начинает активно общаться со сверстниками и взрослыми не являющимся членами его семьи находясь в детском саду.  Дошкольник уже начинает осознавать себя членом человеческого общества.

Дошкольный возраст – важнейший этап в формировании человеческой личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщение его к окружающему миру, обществу, общечеловеческим ценностям, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Особенности физического, психического, социально-личностного развития проявляются в процессе повседневной деятельности дошкольника, развиваясь от простого к более сложному.

Если ребенок одного трех лет объектом чувств со стороны близких ему людей, то ребенок 3-5 лет превращается в субъект эмоциональных отношений, играя с другими детьми, сопереживая другим людям, животным, литературным героям. Овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются  мнением детского общества, окружающих его взрослых, нормами и правилами поведения в детском саду . Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие – обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»)

.                     

Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, киногероем, героем мультфильма активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчений, возмущений, недовольства, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.

Развитие и воспитание эмоциональности ребенка заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребенка, а направлять их в нужное русло.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций - интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Около 4 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.

Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка.

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

- освоение социальных форм выражения эмоций;

- формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

-благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

-эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия

Постепенно дошкольник начинает предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств через интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть их для себя.

Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников можно проводить в двух направлениях:

-формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и т.д.

-формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживать окружающим.

Эмоциональное воздействие на ребенка можно осуществить при помощи следующих средств:

-использование различных сюжетно-ролевых игр

-используя игры на развитие воображения

-прослушивания музыки и обсуждение ее

-использование мимических этюдов

-чтение сказок и рассказов

-использование подвижных и коммуникативных игр.

Развитие общения с взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно – ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

Так, ребенок дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признания окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева, или приступами страха.

Источником гуманных чувств выступают именно взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчений, возмущений, недовольства, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам.

Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они помогают человеку выразить свое отношение к событиям, которые происходят вокруг. Все общение строится на способности всех участников коммуникации учитывать эмоциональное состояние друг друга.

В дошкольном возрасте происходит процесс активного становления личности. В течение первых лет жизни ребенок начинает осознавать свое «я», активно познает и оценивает себя и свою деятельность. Эмоциональный мир ребенка выходит на новый уровень: он изучает новые эмоции, начинает испытывать чувства, не знакомые ранее. На все это влияют измененная детская среда, изменение мотивов, появление новых интересов. Ребенок начинает воспринимать себя как часть общества и есть процесс активного социально-эмоционального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Практико-значимый проект «Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры »

Практико-значимый проект«Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возрастав процессе сюжетно-ролевой игры »...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Занятия направленные на развитие основных эмоций....

Коррекционно-развивающее занятие Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционо-развивающее занятие направлено на развитие эмоциональной сферы. Направлено на создание доброжелательной атмосферы  в группе....

Дидактические игры на развитие эмоций у детей младшего дошкольного возраста.

Игры для развития эмоций у детей младшего дошкольного возраста....