Главные вкладки

    Проект на тему «Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры»
    проект (средняя группа) на тему

    Галюк Юлия Викторовна

    проект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_emotsii_galyuk_yu.v.docx98.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №22 «Тополёк»

    Проект на тему

    «Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возраста

    в процессе сюжетно-ролевой игры»

    http://detky.com/uploads/posts/2014-07/1405614364_009a-kassa-skaner-vesy-500.jpg        Разработал: Воспитатель Галюк Юлия Викторовна

    Бердск 2017г.

    Паспорт проекта

    Актуальность темы.

                Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника. Советский педагог В.А. Сухомлинский писал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Это не может не вызвать эмоционального отклика у детей. Эмоции занимают важное место в жизни дошкольника, влияют на его развитие. Дошкольный возраст уникален по силе эмоционального восприятия, формирования и развития эмоциональной сферы. Эмоциональное развитие является одним из существенных условий, обеспечивающих в будущем эффективность процесса воспитания и обучения ребенка. Незамеченные нарушения в эмоциональном развитии детей раннего  возраста приводят к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. Прослеживается тесная связь эмоционального и интеллектуального развития. Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, обогащает их жизнь впечатлениями. Возникает дефицит общения детей и взрослых и как следствие возникают нарушения в эмоциональной сфере. Важность изучения возрастных особенностей, условий развития эмоциональной сферы детей среднего возраста определяют актуальность   данной темы.

    Название проекта: «Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно –           ролевой игры».

    Категория проекта: педагогический.

    Вид проекта: практико – ориентированный.

    Срок реализации проекта: долгосрочный (январь – май)

    Потенциальные заказчики и потребители: дети, родители.

    Цель: изучить влияние сюжетно-ролевой игры на развитие эмоций у детей среднего возраста.

    Объект исследования: процесс развития эмоций у детей среднего возраста.

    Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра в процессе формирования эмоций у детей среднего    возраста.

    Задачи:

    • дать психофизиологическую характеристику детей среднего возраста;
    • проанализировать процесс формирования и развития эмоций в среднем возрасте;
    • рассмотреть сюжетно-ролевую игру как ведущий вид деятельности детей среднего возраста;
    • подобрать диагностики на определение уровня развития эмоций у дошкольников и уровня развития игровых навыков.
    • определить обучающие способы, приемы и содержание заданий по развитию эмоций у детей среднего возраста.

    Гипотеза:

              Развитие эмоций у детей среднего возраста происходит в процессе сюжетно-ролевой игры при эмоциональном участии взрослого. В литературе по психологии и педагогике мы можем встретить различные определения понятия «эмоции». Под эмоцией в широком смысле понимается «душевное переживание, чувство». Эмоциональные проявления являются интересной сферой психики человека. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоциями считают простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Исследователи проблемы эмоций пытаются, по различным основаниям, выделить так называемые базовые или фундаментальные эмоции — то есть те элементарные эмоциональные процессы, из которых складывается всё многообразие эмоциональной жизни человека.  

            К. Э. Изард выделяет следующие «фундаментальные» эмоции:

            Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Радость - одна из простейших эмоций с точки зрения мимического выражения и возможности расшифровки этого выражения.  Имеет позитивное влияние на формирование взаимной эмоциональной привязанности взрослого и ребенка.            

            Удивление  не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Оно наступает внезапно и также быстро проходит. Внешней причиной для удивления служит внезапное, неожиданное событие. Основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями.

            Интерес – положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие стремления. Эта эмоция переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес - это единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека.  В состоянии интереса повышается внимание, любознательность, увлеченность объектом интереса.

             Страдание  отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших потребностей.       

             Гнев одна из важнейших эмоций. Эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения субъекта потребности. Любое препятствие на пути достижения намеченной цели, чувство физической или психической несвободы, боль, как правило, вызывают эмоцию гнева.       

            Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

            Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях, порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

            Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность.

             Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Эмоция стыда занимает существенное место в человеческих отношениях. Когда человек чувствует стыд, он, как правило, прячет глаза, отворачивается или опускает голову.

            Печаль –  очень специфическая эмоция,  обычно ее причисляют к отрицательным эмоциям. Эмоция печали обычно переживается как грусть, уныние, хандра. Разочарование, неудача в достижении цели может вызвать печаль.

            Каждая эмоция имеет свое внешнее выражение.  Выразительные формы проявления эмоций: жесты, мимика, пантомимика, эмоциональные компоненты речи, вегетативные изменения. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Проблемой развития эмоций личности занимались: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин.  

    Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе сними преобразуются эмоции. Задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка.

    Развитие эмоций у детей среднего возраста.

             С 4-5 лет начинается новый этап развития вашего малыша – этап становления личности. В этом возрасте ребенок уже стремится сам решать вопросы и задачи. Поэтому отметим одну из особенностей малыша среднего возраста - стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Появляется возможность и потребность помочь другим. Вторая особенность ребенка среднего возраста - он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. Параллельно  развивается и отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам. Уже в 4 года он не может обходиться без сверстников. Вся жизнь малыша теперь в игре. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Играя, ребёнок учится сотрудничать и разрешать конфликты, пытаясь уладить недоразумения и ссоры. В игре формируется самооценка малыша.

              Важнейшей особенностью детей среднего дошкольного возраста, с его точки зрения, является то, что складывается новая система психических функций.

    Итак, у детей среднего дошкольного возраста проявляются особенности формирования эмоциональной сферы:

    • более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;
    • эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями:

    желание- представление – действие - эмоция;

    • эмоциональные процессы более управляемые;
    • развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым);
    • происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата;
    • самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха;
    • появляется способность оценивать свое поведение.

             

               Средний возраст – это время возникновения фундаментальных психологических образований: внутреннего плана действий, произвольности, воображения, обобщенного внеситуативного отношения к себе. У ребенка возникает стремление к выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности.

    Роль сюжетно-ролевой игры в развитии эмоций у детей среднего возраста.

              Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

    Структура сюжетно-ролевой игры: 

    • участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы;
    • тема;
    • сюжет (та сфера действительности, которая отражается в игре).

            Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты.

    Модели развития игры. Эльконин Д.Б. выделяет 3 ступени:

    • 1 ступень – предметная игра» (от рождения до 3 лет) Содержание – действие детей с предметами.
    • 2 ступень – сюжетно-ролевая игра (от 3 до 6 лет) Содержание – отражение социальных отношений людей.
    • 3 ступень –игры с правилами (6-7 лет) Содержание – отражение отношений между людьми, подчиненных определенным правилам.

    Л.С. Выготский и его ученики (Кравцова Е.Е., О.В.Гурова и др.) выделяют:

    • В раннем возрасте - предметная деятельность.
    • В 2,5-3 года - режиссерская игра.
    • К 4 годам - образно-ролевая игра.
    • К среднему возрасту сюжетно- ролевая игра.
    • В старшем возрасте – игра с правилами.
    • В подготовительной к школе группе и начальной школе – режиссерская игра на новом, более сложном уровне.

    Виды сюжетно-ролевых игр:

    • Игры на бытовые сюжеты: «дом», «семья», «праздники», «дни рождения». И в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношения.
    • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница и т.д.)
    • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
    • Игры на темы литературных произведений, кино: в «моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
    • «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу, и за себя, направляя ее действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни.

               Ролевые игры детей среднего дошкольного возраста не просто копируют окружающую жизнь ребенка, они являются проявлением свободной деятельности детей, в которой, фантазируя и подражая, они раскрывают свой характер, свое понимание жизни.

    Организация игры в средней группе.

               Задача воспитателя в работе с детьми — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

    Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

    • Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
    • Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.

                В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие детей. Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «по - правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренние. Дети радуются приходу гостей, угощают куклу чаем, испытывают различные эмоции в игре «Дочки - матери».

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра - это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша. «Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка» (Л.С. Выготский).

    Определение уровня эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры. Подбор диагностических методик.

             Ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей 4–5 лет. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Вызывая речевую активность ребенка, воспитатель направляет ее на сверстника, учит вступать с ним в диалог, понимать его намерения в игре. Для обозначения игровой ситуации и для облегчения принятия роли ребенком воспитатель помогает малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов, сюжетных игрушек и различного полифункционального материала.

             Своеобразие процесса самостоятельной игры у детей пятого года жизни заключается в том, что сюжетно-ролевая игра в этом возрасте еще носит хаотичный характер: роли, начавшись, не доводятся до логического конца; одни роли сменяются другими, сюжеты прерываются, заменяясь новыми. Вместе с тем этот видимый хаос в игре в действительности закономерен для данного возраста, так как свидетельствует о некоторой свободе выбора и проявлении динамичности ситуаций в игре, что является признаком установления в ней разнообразных ролевых связей (с игрушками-партнерами, с партнерами-сверстниками, с партнером-воспитателем).

    Примерная тематика сюжетно-ролевых игр-ситуаций, которые могут освоить дети пятого года жизни:

    • игры в семью;
    • игры в транспорт;
    • игры в больницу;
    • игры в магазин;
    • игры в мастерскую;
    • игры в парикмахерскую;
    • игры в почту;
    • игры в детский сад.

             Наиболее востребованными сюжетами у детей средней группы становятся игры в семью. Играя в дочки-матери, дети проигрывают отношения родителей и их детей. При этом они довольно часто используют в игре кукол, мишек и другие игрушки, но их внимание больше привлекают не сами предметы, а семейные отношения.

            Любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков, могут менять свои роли на другие, например, на роли кладовщиков, работающих на складе. Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.

    К 5 летнему возрасту интегративное качество «Эмоционально отзывчивый» рассматривается следующим образом:

    • эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей;
    • понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный).

    Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

    В нее включены основные параметры:

    • Распределение ролей;
    • Основное содержание игры;
    • Ролевое поведение;
    • Игровые действия;
    • Использование атрибутики и предметов-заместителей;
    • Использование ролевой речи;
    • Выполнение правил.

    Каждый критерий оценивался по 4 уровням.

    1 уровень — низкий,

    2 уровень — ниже среднего,

    3 уровень — средний,

    4 уровень — высокий.

            Несмотря на то, что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:

    1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,

    2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,

    3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,

    4 уровень — старше 5,5 лет.

    1) Распределение ролей

    1 уровень — отсутствие распределения ролей. Роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом.

    2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре?

    3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

    4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

    2) Основное содержание игры

    1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на кого то другого. Мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем.

    2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

    3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

    4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а какая она?

    3) Ролевое поведение

    1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

    2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

    3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

    4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

    4) Игровые действия

    1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

    2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

    3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

    4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

    5) Использование атрибутики и предметов-заместителей

    1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.

    2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

    3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

    4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

    6) Использование ролевой речи

    1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

    2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

    3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

    4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

    7. Выполнение правил.

    1 уровень — отсутствие правил.

    2 уровень — правила явно невыделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

    3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

    4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

    Результаты наблюдения заносились в сводную таблицу. (Таблица 1).

    Фамилия, имя ребенка

    Критерии сформированности игровых навыков

    Распределение ролей

    Основное содержание игры

    Ролевое поведение

    Игровые действия

    Использование атрибутики и предметов-заместителей

    Использование ролевой речи

    Выполнение правил

    уровень

    Диагностика эмоциональной сферы детей может осуществляется основными диагностическими методами - тестированием, наблюдением, анкетированием, беседой и анализом продуктов детского творчества.

               Анкетирование - диагностический метод получения социально-психологической и психологической информации на основе вербальной коммуникации.

              Наблюдение - метод психологической диагностики, состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях.

             Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задания (тесты), с определенной шкалой значений.

             Беседа – диагностический метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. От анкетирования отличается исключительно устной формой проведения и отсутствием жесткой заданности и регламентации вопросов.

             Анализ продуктов детского творчества - диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей психического развития в дошкольном возрасте. Центральную позицию в анализе продуктов детского творчества занимают детские рисунки.

    Для определения направлений формирования эмоциональной сферы детей рассмотрим задачи нескольких  программ:

    • программы социально-эмоционального развития дошкольников «Я-ты-мы»;
    • программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

    Программа «Я-ты- мы».  Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.

    Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.

    Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности. Программа рассчитана на детей 3-6лет.

    В программе «Я- ты - мы» выделяют три основных раздела:

    Раздел 1. Уверенность в себе.        

    Раздел 2. Чувства, желания, взгляды.    

    Раздел 3. Социальные навыки.      

            Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач. Помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.

            Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей.

            Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей эстетически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Для этого необходимо формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

    Программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» -программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Авторы:Крюкова С.В., Слободяник Н.П.

    Цель программы: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

    Программа состоит из двух частей:

    Часть 1.  Работа с дошкольниками:

    • программа "Давайте жить дружно",
    • программа "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь". 

     Часть 2. Работа с младшими школьниками:

    • коррекционно-развивающая программа "Я учусь владеть собой.

            Первая часть ("Давайте жить дружно") позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

            Вторая часть ("Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь") помогает осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

    Вывод.

               Эмоциональная сфера человека в процессе развития переживает несколько стадий. Начиная от младенчества, до взрослого состояния эмоциональная сфера постоянно развивается. Они возникают и развиваются под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Для всего психического здоровья человека главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, - все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. В работе были подробно рассмотрены разные классификации эмоций, даны основные определения. Выяснилось, что эмоциональное развитие детей имеет возрастные особенности. По мере взросления детей происходит закрепление этих эмоций, развитие и осмысление новых не знакомых ранее ребёнку эмоций, формирование общественных мотивов. В среднем возрасте эмоции - это уже не просто мгновенная реакция на ситуацию, а её осмысление. Старший дошкольник начинает включать в процесс управления своими эмоциями слова. Знание воспитателем особенностей эмоциональной сферы является важнейшим средством развития ребёнка.

              Важно отметить, что проблема эмоционального развития детей рассматривается в литературе как в педагогическом, так и психологическом аспектах, а вернее, в их сочетании. Также были подобраны диагностические методики, направленные на определение эмоционального состояния детей, определение объёма знаний детей о чувствах и эмоциях, уровне развития сюжетно-ролевой игры. Активировать эмоции детей через разные виды деятельности, отдавая предпочтение игре. Можно сделать вывод, что эмоции это корень всего нашего жизненного состояния, общения, развития и существования в этом мире, так как мы реагируем на мир через свои эмоции.

    Использованная литература:

    2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. -128 с.

    3.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада.-  М.:  Мозаика-Синтез, 2012.

    4.Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2012. 144с.

     5.Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 416 с.

    7. Изард К.Э. Эмоции человека М.:Просвещение,1980 -180с.

    8.Изард К.Э. Психология эмоций /Перев. С англ. –СПб.: Издательство «Питер», 2000. 464с.:ил. (Серия «Мастера психологии»)

    12.Подлалысый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 1999. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

    14.Психология и педагогика: Учебное пособие /Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. – М.:ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 175 с.

    16. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ Под. ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. –М.,1986

    17.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие  для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 336 с.

    18.Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.  – 480 с.

    19.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., «Педагогика», 1978.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

    Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как в...

    Презентация на тему: "Развитие музыкальности у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"

    Игра на музыкальных инструментах является одним из самых увлекательных занятий для детей....

    Практико-значимый проект «Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры »

    Практико-значимый проект«Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возрастав процессе сюжетно-ролевой игры »...

    Консультация для воспитателей на тему «Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

    Уважаемые коллеги!   Я бы вам хотела представить консультацию на тему Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.  Своё сооб...

    Авторский проект на тему:«Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки»

    Личный вклад в повышение качества образования и трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности музыкального руководителя Думчевой Е.Н....

    Презентация мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».

    Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре в процессе оздоровительной работы через использование технологии " Са- фи-данс" направленную на разви...