Программа саморазвития
учебно-методический материал

Докукина Светлана Геннадьевна

Программа саморазвития 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya_2021.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 154»

Программа саморазвития

 

«Дидактическая игра, как форма обучения детей младшего возраста»

(2 младшая группа)

2021-2022гг.

Воспитатель: Докукина С.Г.

Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия.

Дидактические игры разнообразны по содержанию, по форме организации, по виду обучающих задач. В педагогике существует различные взгляды на классификацию дидактических игр. И, конечно же, важным моментом является руководство дидактическими играми, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста, со стороны педагога.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов

Дидактическая игра как игровой метод обучения игры – занятия и дидактические или автодидактическиеигры , где ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом и тд. С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Актуальность темы.

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством  дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии. 

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;

2.Познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;

3.Посмотреть на практике применение дидактической игры, как средство активизации познавательной активности дошкольников;

4.Создать картотеку дидактических игр.

Предполагаемый результат: обогащение предметно – развивающей среды группы; развитие внимания, памяти, речи, мышления, мелкой и крупной моторики рук, интеллектуального развития.

Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной проблеме. Мною были изучены следующие пособия:

«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»

Бондаренко. А. К. "Дидактические игры в детском саду"

Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в второй младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. 
И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2017г. 
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2017г. 
Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2016. . 
П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2017г. 
Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М. :Линка-пресс, 2015. «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада»

Проанализировав изученную литературу и наблюдая за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения:

• в систематизации и обобщении предметов и явлений;

• анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Перспективный план:

Сентябрь

  1. "Подбери по цвету"

Цель: развитие сенсорного восприятия. Развивать умение различать и называть 4 основных цвета.


  1. "Собери по цвету"

Цель: развивать умение различать и называть 4 основных цвета.


3. "Подбери правильно фигуру"

Цель: продолжать развивать умение различать 4 основных цвета.


Октябрь

  1. "Силуэты и контуры" (тема: овощи).

Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь  детей.


  1. "Одеваем по сезону"

Цель: развитие зрительного внимания и логического мышления.


  1. "Варим компот"

Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме: "фрукты".


4. "Варим суп"

Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме: "овощи".



Ноябрь

  1. «Кто чем питается»


  1. Беседа на тему: «Кто чем питается»


Цель: познакомить детей, чем питаются некоторые животные. Закрепить знания о животных.


  1. «Завари чай»

Цель: расширить знания детей о назначении посуды.


     4 . «Подбери заплатку»

Цель:  Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия.


Декабрь

  1. «Подбери снежинку»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, логического мышления.


      2.«Украсим ёлку»

Цель: развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста.


     3. «Транспорт»

Цель: развитие мышления, памяти, речи и мелкой моторики рук.

    4. «Собери снеговика»

Цель: Учить детей складывать из отдельных фрагментов изображение предмета по образцу.

Январь

  1. «Кто где живёт»

Цель: закреплять знания детей о животных.


     2. «Разложи по образцу» (цветовые схемы)

Цель: учить собирать на пустой сетке цветные квадраты, так как показано на образце. Закрепление основных цветов.

    3.«Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.


Февраль

  1. «Волшебный мешочек»

Цель: учить детей называть качество и признаки предметов (величина, цвет). Правильно отвечать на вопросы. Развивать артикуляционный аппарат. Воспитывать усидчивость, любовь и бережное отношение к игрушкам.


     2. «В мире сказок»

Цель: Развитие памяти, внимания, логического мышления, языковых способностей.


   3.«Наш день»

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Март

  1. Дидактически карточки «Постельные принадлежности».

Цель: развитие мышления, памяти, зрительного внимания. Обогащения словаря детей.


     2. «Весёлое чаепитие»

Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания, восприятия цвета, мелкой моторики рук.


Апрель

  1. «Животные и птицы» (развивающее лото)

Цель: продолжать расширять знания детей о животных и птицах.


     2. «Чья тень»

Цель: развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики рук.

3. Консультация для педагогов «Дидактическая игра в жизни ребёнка».


Май

  1. «Противоположности»

Цель:  развитие речи, внимания, образной и смысловой памяти, логического мышления.


  1. "Супермаркет"

Цель: продолжать развивать связную речь, внимание, память.


     3. «Свойства предметов»

Цель: научить различать свойства предметов и находить предмет по описанию.


Работа с родителями

Консультации:

Ноябрь

1.«Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»


Декабрь

2. «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики ».


Февраль

3. «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

- Изготовление дидактических игр родителями из бросового материала.




Вывод:
Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. 
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. 
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания.
Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проект программы саморазвития профессиональных компетенций»

«Проект программы саморазвития профессиональных компетенций»...

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и к...

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций учителя-логопеда в ДОУ

В данной статье представлена программа саморазвития профессиональной компетенции учителя-логопеда ДОУ в рамках курса «Развитие профессиональных компетенций работников образования»....

Программа саморазвития на тему "Активизация словаря дошкольного возраста детей"

Программа саморазвития на тему "Активизация словаря дошкольного возраста детей"...

Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...

Программа саморазвития педагога Срок реализации программы: 2017/2018 учебный год

ЦЕЛЬ  ПРОФЕССИОНАЛЬНО -  ЛИЧНОСТНОЙ ПРОГРАММЫПовышение собственного уровня  знаний  по темеЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО -   ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ:1....