Современная тенденция развития музыкального творчества детей в детском саду.
материал

Бедарев Александр Александрович

Современной тенденцией развития музыкального творчества детей, подростков, молодежи является падение уровня их исполнительского мастерства, который зависит от развития личности человека, от овладения им необходимыми знаниями, умениями, и навыками в области музыкального искусства. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей, что вкус к творчеству лучше всего формируется в активной творческой деятельности. Поэтому очевидна актуальность поиска инновационных музыкально-педагогических технологий музыкального образования дошкольников, обеспечивающих творческое развитие целостной личности каждого ребенка и качество его музыкального образования. Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современная тенденция развития музыкального творчества детей в детском саду.

Современной тенденцией развития музыкального творчества детей, подростков, молодежи является падение уровня их исполнительского мастерства, который зависит от развития личности человека, от овладения им необходимыми знаниями, умениями, и навыками в области музыкального искусства.

Исследователи природы детского голоса Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов отмечают, что формирование исполнительской культуры, исполнительских навыков необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этом возрасте наиболее доступной для детей является исполнительская музыкальная деятельность, в частности пение. В процессе пения дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроение посредством голоса. «Человеческий голос - это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры». (Золтан Кодаи)

Проблема формирования вокально – хоровых навыков неоднократно поднималась в работах Л.Б. Безбородовой, Л.Г. Дмитриевой, В.М, Никитиной, Г.А. Стуловой, Н.М. Черноиваненко и других.

Авторы отмечают необходимость глубокого изучения процессов звукообразвания в различных регистрах голоса и звуковосприятия у детей, их голосовых возможностей.

В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей, что вкус к творчеству лучше всего формируется в активной творческой деятельности. Поэтому очевидна актуальность поиска инновационных музыкально-педагогических технологий музыкального образования дошкольников, обеспечивающих творческое развитие целостной личности каждого ребенка и качество его музыкального образования. Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.

       Пение – основной вид музыкальной деятельности ребёнка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать своё внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым  настроением исполнителя.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются  переживания ребёнка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».

Пение тесно связано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей, развиваются эстетические и нравственные представления детей.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает положительные реакции, связанные с изменением и улучшением кровообращения, а значит и улучшением обмена веществ,  дыхания- восстанавливается нарушенное носовое дыхание; исправляются развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Значительно сокращается частота заболеваний дыхательной системы, носоглотки, благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет лёгкие и хрупкий голосовой аппарат, развивает приятный тембр голоса. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.

Дошкольный возраст- самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника.

      Дети старшего дошкольного возраста в отличии от младшей и средней подгруппы  могут петь уже в более широком диапазоне, хотя низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми использую песни с удобной тесситурой, то есть такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Конечно же не следует злоупотреблять высокой тесситурой. Удобными (примарными) звуками для старшего дошкольного возраста чаще всего являются фа1-до2. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.

К старшему дошкольному возрасту дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на металлофоне, узнавать по тембру музыкальные инструменты. Старшие дошкольники должны иметь определенный фундамент музыкального развития, быть активными на музыкальных занятиях, проявлять инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности.

Однако уровень музыкального развития, в частности уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков, у детей еще очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это усложняет работу педагога, который должен научить каждого ребенка петь достаточно чисто, чтобы все дети имели определенный объем устойчивых певческих умений.

Дети к 6-ти годам должны самостоятельно различать звуки по длительности и по высоте в пределах квинты. Отличать на слух правильное и неправильное пение.

Исходя из своего опыта могу сказать, что именно в старшем дошкольном возрасте я больше внимания уделяю работе над вокально- хоровыми навыками, ибо в младших и средних группах дети не имеют еще никакого опыта в этом и нарочитое внимание этой проблеме могут отвернуть детей от музыки, они могут вообще потерять интерес к ней.

Целью работы стало «Развитие вокально- хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Исходя из этого мною были поставлены следующие задачи:

1 -Воспитывать у детей любовь и интерес к певческой    деятельности;                                    

2- Развивать эмоциональную отзывчивость во время пения;

3-Формировать певческие навыки;

4- Развивать исполнительское мастерство;

5-Усвоить навыки хорового пения;

6- Расширять музыкальный кругозор.

         Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольников вокальные упражнения Е.Теличеевой, Н.Ветлугиной, М.Картушиной, на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.

В работе с детьми использую разные методы работы, которые также способствуют развитию вокально- хоровых навыков:

         Наглядный -использование дидактического материала (комплекс наглядных пособий «Вокально-хоровая работа в детском саду» Картушиной);

       Словесный- беседы с детьми по прослушанным музыкальным произведениям, рассказ о композиторах, использование художественного слова( стихи, потешки);

       Практический- исполнение попевок, песен, игра на музыкальных инструментах, инсценировки.

     В своей работе использую игровые приёмы, сюрпризные моменты, индивидуально — личностный подход к детям.

Формы работы с детьми — развлечения, праздники, музыкальные досуги «Музыкальная гостинная», «Новогодние посиделки», конкурсы «Песни военных дорог», «Минута славы» и др.

        Моя музыкально-педагогическая  деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, эмоционально, выразительно, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что я и пытаюсь реализовать в процессе занятий.  Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.

  На шестом году жизни ребёнок обладает существенными возможностями для проявления себя в пении.

  В работе с детьми этого возраста учитываю не только психические, но и физические особенности развития ребёнка. Голосовой аппарат ребёнка, в отличие от взрослого, очень хрупкий, нежный и непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Гортань с голосовыми связками в 2-2,5 раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень лёгкий, не сильный, но звонкий.

  Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую лёгкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Голосовая мышца у детей практически не сформирована и ещё не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются у детей только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине. Отсутствует дифференциация между работой мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования, поэтому при пении дошкольники чаще всего дышат, поднимая плечи. От этой привычки их следует отучить именно в дошкольном возрасте, работая над навыками более глубокого и равномерного дыхания.

  С целью охраны детского голоса  учитываю следующие факторы:

·  использую для исполнения произведения, доступные по диапазону для конкретного возраста с учетом индивидуальных особенностей

·  осторожно использую крайние звуки его рабочего диапазона, так как в процессе пения с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;

·  слежу за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;

·  добиваюсь нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т. д.)

· оберегаю голос ребёнка  от ненужного перенапряжения (не петь долго, не повторять бесцельно песню и т. д.); не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3);

· рекомендую не петь на улице при температуре воздуха ниже +18С и влажности выше 40-60%.

После подбора репертуара, который должен быть созвучен настроению детей , доступен по содержанию данному возрасту, который должен отражать их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивать их начинаю поэтапно  работать над вокально- хоровыми навыками.

В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и в то же время активно чувствует себя поющий зависит соответствующее физическое состояние, качество звука, правильное  дыхание, эмоциональность.

       С целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации, расширения диапазона голоса большое внимание на моих занятиях уделяется распеванию.  Ведь детский голос очень неровный, особенно при пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, и это мешает пению.

Систематическое использование маленьких песенок-распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребёнка. Ведь именно интерес помогает дошкольникам осознать выразительные особенности песни. Эмоциональность и выразительность педагога при показе также необходимы, так как они облегчают подражание и эмоционально заряжают детей.

Эти распевки построены на коротких, повторяющихся мелодиях. Они развивают чувство темпа и ритма. Учат сочетать текст с движениями и музыкой. Учат понимать красоту сменяющих друг друга времён года и воспитывают творческое отношение к природе. Разучивание распевок можно сопровождать звучащими жестами (хлопками, щелчками, притопами), звуками шумовых инструментов; использовать элемент пальчиковой гимнастики. Это помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма. Создастся эмоциональная, творческая атмосфера, и в детском пении постепенно появляются естественное, высокое, светлое звучание, певучесть, звонкость.

Разучивание и пение распевок провожу не традиционным способом, сидя на стульчиках перед педагогом, а стоя или сидя на ковре  в форме круга. Круг несет в себе воспитательные и терапевтические задачи: каждый ребенок ощущает свою значимость для других детей. Чувствует их поддержку и защиту.

          Начинаю распевание в среднем, удобном для ребёнка диапазоне, постепенно расширяю его вверх, предлагаю исполнение того же упражнения в разных тональностях. Упражнений для распевания на занятии обычно даю 1-2. В течение года ребята выучивают 8-10 упражнений. Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, предлагаю исполнение упражнений в разных вариантах.

          Основой вокально- хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит чистота и красота звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к освоению техники распределения дыхания, состоящую из трех моментов, освоение которых может стать основой формирования правильной техники певческого дыхания. Это:

  1. Короткий, бесшумный вдох, не поднимая плеч;
  2. Опора дыхания- пауза или активное торможение выдоха (Детям объясняю: «Вдохнули воздух и задержали его в животе, напряженными мышцами живота на коротенькое время- «надули шарик»).
  3. Спокойное постепенное, без толчков, распределение дыхания при пении.

Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч, помогают  упражнения дыхательной гимнастики А.Стрельниковой. Ведь как мы знаем- ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговорить фразы, правильно строить предложения, петь песни- приходится часто вдыхать воздух. Поэтому основными задачами дыхательных упражнений А. Стрельниковой на музыкальных занятиях являются:

  • Укреплять физиологическое дыхание детей
  • Формировать правильное речевое дыхание
  • Тренировать силу вдоха и выдоха
  • Развивать продолжительный выдох

Принцип гимнастики А.Стрельниковой- короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями и выдох- медленный, абсолютно пассивный, через рот или нос.(Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка» и т.д.В дальнейшем задача усложняется- дети учатся быстрому, спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

         Также использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь.
Работа над певческим дыханием связана со звукообразовнием. При правильной постановке голоса звукообразование должно быть естественным, легким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком).

Формирование правильного певческого звучания голоса ребёнка (звукообразования) происходит не само по себе, а подчиняется определённым закономерностям, которые можно освоить в следующей последовательности:

1.  На отдельных гласных звуках найти естественное, непринуждённое, без напряжения и форсирования интонационно чистое и приятное по тембру звучание голоса. Этому соответствует самая удобная часть диапазона голоса для ребёнка – средняя.

2.  Найденное правильное звучание голоса на отдельных участках диапазона перенести на пение других гласных, слогов и целых слов в различных участках диапазона голоса ребёнка. Сила звука должна быть негромкой, умеренной по звучанию.

3.  Путём выполнения многочисленных вариантов певческих упражнений, сохраняя найденную свободную и удобную координацию всех мышечных систем голосового аппарата ребёнка, добиваться автоматизации движений всего голосового аппарата.

Усвоив в дошкольном возрасте такую «технику пения», т. е. автоматизацию певческих навыков, ребёнок в дальнейшем освобождается от скованности и  напряжённости, хаотичности мышечных движений, лежащих в основе голосообразования.

      Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Надо учить детей петь протяжно, напевно, вырабатывать навык кантилены. Этот навык необходим в пении и освоить его легко в дошкольном возрасте. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе. Использую такие игровые упражнения, как : «Нарисуй мелодию!»,     « Едем по дороге», « Игра с мячом», «Качели», «Ракета».
        
Дикция (правильность и ясность произношения слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Работу над дикцией начинаю с формирования округлых гласных и отчетливого произношения согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в веселых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Отсутствие ясной и чёткой дикции делает пение вялым и слабым. Без чёткой дикции невозможно донести до слушателя содержание исполняемого произведения, поэтому объясняю детям, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа. Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.

Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, упражнения артикуляционной гимнастики.

Основная цель артикуляционной гимнастики- выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции (губ и языка), подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. (комплекс артикуляционной гимнастики «Котик Рыжик», компл. Упражнений для мышц мягкого неба и глотки «Жаба Квака», статические и динамические артик. упражнения «Птенчик», «Улыбка»,»Трубочка», «Часики» и т.д.

Работу над чистым интонированием начинаю с понятия высоты звука.

Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.

 

Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения рукой, дидактические игры, фланелеграф и так далее).

Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую , упражнение «рисуем голосом»

  

Рисование голосом.

Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды.… С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.

Например,

1

Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкости окончания фраз, динамических оттенков, смысловых акцентов, качество звуковедению соответствующего характеру музыки.  

Ансамбль у детей достигается постепенно

          Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – дают приёмы пения «по цепочке», дуэтом, трио (с воспитателем), поочередное пение (воспитатель, дети, муз. руководитель) . К пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.

        Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно также пользоваться следующими приемами. Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

       Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на разные слоги, а затем начинают петь по знаку педагога. При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание на звуках.

  Все перечисленные вокально-хоровые навыки тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно.

  Ведущей деятельностью обучения детей пению на моих занятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается  интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

Огромный интерес у детей на занятиях вызывает разучивание новых песен. Я стараюсь брать те песни, содержание которых отражает круг интересов ребенка, ведь именно песни, по содержанию доходчивые и понятные ребёнку, вызывают у него живой интерес, яркий эмоциональный отклик и огромное желание исполнять песню, выражая в ней свои чувства и настроения

  Итогом работы являются концертные выступления. Дети с удовольствием выступают на праздниках перед детьми, а самое главное перед родителями, участвуют в конкурсах, в театральной деятельности.

Выявив уровень певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, определил  цель дальнейшей работы: формировать у детей старшего дошкольного возраста вокально-хоровые навыки с помощью музыкально-дидактических игр и упражнений.

Всю  работу спланировал поэтапно:

  1. этап: Развитие песенных умений детей с низким уровнем певческих навыков.

Цель: Помочь приблизить детей к простейшему песенному творчеству, развить дикцию, протяжное пение, тембровый слух, устранить чувство стеснения ребенка перед пением.

2  этап: Развитие чувства ритма.

Цель: По изображению ритмического рисунка определить песню, правильно сыграть этот ритмический рисунок на любом ударном инструменте: ложки, барабан, треугольник, музыкальный молоточек.

  1. этап: Развитие диатонического слуха.

Цель: Помочь добиться звонкости, выразительности пения, а так же забыть о скованности и стеснении.

  1. этап: Развитие памяти и слуха.

Цель: Узнать по мелодии знакомую песню, определить жанр музыки: танец, марш, колыбельная.

  1. этап: Развитие звуковысотного слуха.

Цель: Помочь детям определять направление движения мелодии — восходящее, нисходящее, на одном звуке.

Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

  • дети любят петь,
  • научились владеть своим голосом,
  • понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,
  • научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,
  • научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,
  • научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

 

Заключение.

В настоящее время огромное значение уделяется эстетическому воспитанию детей. Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.

Через певческую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение - это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. Дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.

Результаты показали, что музыкальные занятия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. А развитие певческих навыков формирует у детей определенные черты личности, развивает музыкальные способности.

  В работе рассмотрел теоретические аспекты формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста и  практические рекомендации по обучению детей пению. Использование специальных упражнений, различных игр, методов и приёмов, музыкально-дидактического материала позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

  Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.

  Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.

Итогом моей педагогической деятельности стала самореализация детей в песенной деятельности, которая выражается в уверенном и успешном исполнении песен на концертах, вечерах, досугах, утренниках.

Поэтому в дальнейшем планирую совершенствовать работу над развитием вокально-хоровых навыков у  детей  дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. «Использование здоровьесберегающих технологий для развития музыкальных способностей детей в детском саду»

Опыт работы. «Использование  здоровьесберегающих технологий  для  развития музыкальных способностей детей в детском саду»Зубцова Людмила КонстантиновнаМБДОУ «Тевризский детск...

«Творчество детей в детском саду в группе с нарушением интеллекта»

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями в настоящее время приобрело большое социальное значение. «Творчество детей в детском саду в группе с нарушением...

«Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе»

Доклад о преемственности  творчества в детском саду и школе и значении изобразительной деятельности в развитии детей....

Развитие музыкальных способностей детей в детском саду через такие формы работы как: «Минутка тишины», «Минутка шалости»

В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Приобщение детей к искусству, следует начинать с самого раннего возраста. Не отрывая детей от ...

Использование современных технологии в ранней профориентации детей в детском саду

Выступление на республиканском семинаре по тематике ранняя профориентация в ДОУ...

«Творчество детей в детском саду в группе с нарушением интеллекта» (статья из опыта работы) Подготовила: Ахтямова О.А.

laquo;Творчество детей в детском саду в группе с нарушением интеллекта»(из опыта работы)  Особенностью дефекта при умственной отсталости является наличие грубых дефектов восприятия, п...