Региональные Рождественские Образовательные Чтения : «Использование игровых методов и приёмов по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников»
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

спиридонова ольга сергеевна

Воспитать гражданина - это значит подготовить человека к выполнению функции хозяина, труженика, защитника Родины, готового «болеть» за ее благосостояние. И важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником социальной действительности.

Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям,формируется самосознание.Период между 5 и 7 годами жизни является наиболее понятным для принятия ребёнком различных духовно-нравственных, социальных и педагогических воздействий.Однако, часто складывается ситуация, когда ребёнок старшего дошкольного возраста испытывает трудности в общении, имеет недостаточные представления о доброжелательности, взаимоподдержке, имеет искажённые представления о нравственном поведении. Ребёнок с такими трудностями нуждается в помощи со стороны взрослых, сверстников.

На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Спиридонова Ольга Сергеевна / МБДОУ № 46 «Детский сад «Надежда»

1 слайд «Использование игровых методов и приёмов

по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников»

Одной из главных задач современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одними из основных обозначены задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников.

2слайд Дошкольный возраст является сензитивным для нравственного воспитания, формирования нравственных чувств, нравственной позиции, поведения. Период между 5 и 7 годами жизни наиболее понятный для принятия ребёнком различных нравственных, социальных и педагогических воздействий. Однако очень часто складывается ситуация, когда ребёнок старшего дошкольного возраста испытывает трудности в общении, имеет недостаточные представления о доброжелательности, взаимоподдержке, имеет искажённые представления о нравственном поведении. И, именно игра - важнейший вид деятельности дошкольника, имеет огромную роль в воспитании духовно-нравственных качеств ребенка!  

3 слайд Великий чешский педагог-демократ Ян Амос Коменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра - серьёзная умственная деятельность ребенка, в которой развиваются все виды способностей ребенка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками. Рассматривая игру как условие «радостного детства и как» средство всестороннего, гармонического развития ребенка, Я. А. Коменский советовал взрослым внимательно относиться к играм детей, разумно руководить ими.

4 слайд Константин Дмитриевич Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, «дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни». Ушинский К. Д. придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?).

5 слайд   Во время работы с детьми по духовно-нравственному развитию и воспитанию, используя игровые методы и приёмы, в нашем детском саду мы решаем следующие задачи:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским(российским) традициям и промыслам;
  • расширение представлений о родном городе/ о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки.

 В работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую вариативные игровые методы и  приемы: сюжетные игры,  дидактические игры и упражнения, игры-забавы, подвижные игры, создание игровых ситуаций, показ в разных действиях, инсценировки - всё это способствует решению задач по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. Например:

 

              6 слайд Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровые действия: В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение.

             

              7 слайд Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Материал: карта родного города, макет города.

Ход игры: воспитатель показывает детям карту(фотографии) достопримечательностей города, предлагает назвать их, рассказать где расположены дома ребят, на какой улице города. Данная дидактическая игра направлена на расширение знаний и представлений об истории города, его достопримечательностях, закрепление народных игр, обобщение знаний о праздниках. В процессе игры у ребят развивается сопереживание, готовность к совместной деятельности.

8 слайд Игры-забавы

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения со сверстниками. На слайде  игра-забава «Ручеёк» и  хороводная игра «Про Егорку».

Ход игры(1): Воспитатель знакомит детей с правилами игры. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор -"ручеек". Игрок, которому не досталась пара, идет к истоку "ручейка" и произносит такие слова:

Ручей, ручей, ручеек!

Здравствуй, миленький дружок.

Можно с вами поиграть?

Дети стоящие в колонне отвечают:

Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!

После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками и ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему понравился. «Ручеек» должен двигаться быстро. Для завершения игры использую слова, которые произносят все играющие дети хором:

В ворота ручей бежит

И тихонечко журчит.

Ручей. ручей, ручеек!

Спасибо миленький дружок!

Хорошо мы поиграли

Все друзей своих узнали.

Ход игры(2): Под любую закличку дети передают друг другу какой либо предмет, заканчивается закличка или считалочка - ребёнок выходит в круг и тацует, все хлопают.

              9 слайд Сюжетно-дидактическая игра «Защитники Отечества»

Цели: Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии, научить играть. Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в городе. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества.

Материалы: картинки с памятником Защитников Отечества в городе, картинки с боевыми действиями, муляжи солдат, муляжи декораций и транспорта.

Ход игры: Перед игрой ребят проводится познавательная беседа по духовно-нравственному воспитанию.

- Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей

Родины. Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.

 10 и 11 слайды Инсценировки ( «Муха-Цокотуха» / «Курочка Ряба»)

Цели: положительно формировать детскую эмоциональную сферу, способствует проявлению сочувствия персонажам, сопереживания разыгрываемых событий, тем самым приобщает его(ребёнка) к духовным ценностям.

12 слайд Дидактическая игра «Как зовут членов семьи»/«Помощники в семье»/«Моя семья»

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; воспитывать любовь к своей семье; воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, освободить от хлопот; учить детей строить отношения с другими людьми; развивать речь детей.

Ход игры: дети сидят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел». Дети рассказывают чем занимается каждый член семьи. Тем самым каждый ребёнок познаёт ценности семь

13 слайд В различных играх формируется положительное отношение детей друг к другу, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения и взаимопонимание в общении – так происходит становление детского общества!

14 слайд  Спасибо за внимание!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

VIII Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Молодёжь: свобода и ответственность» Православие и образование, воспитание

Тема «Православная культура как основа духовно – нравственного воспитания в детском саду»Цель: ·        Способствовать формированию национал...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Познавательно-творческий проект «Доброе чтение» по воспитанию духовно-нравственных начал у старших дошкольников

laquo;Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитаниесердца, прикосновение человеческого благородства ксокровенным уголкам детской души». «Чтобы подготовить человека духо...

"Использование проектного метода в системе нравствено-патриотического воспитания старших дошкольников"

Уважаемые, коллеги! Музыкальные руководители. Предлагаю вам  материал из опыта работы....