"Использование проектного метода в системе нравствено-патриотического воспитания старших дошкольников"
материал

Пономаренко  Марина Владимировна

Уважаемые, коллеги! Музыкальные руководители. Предлагаю вам  материал из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_vystupleniya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом объединении для музыкальных руководителей

“Использование проектного метода в сиситеме нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Свое выступление я хотела бы начать со слов великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

  Воспитание чувств ребёнка, в т.ч. и патриотических, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего от того, как  его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

        В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

По  указу  Президента РФ В.В. Путина в 2022 году была  разработана и с 1 сентября 2023 года вступила в силу новая Федеральная образовательная программа.

Целью ФОП является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Таким образом нравственно–патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Именно в дошкольном детстве  ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры, закладываются  глубокие эмоциональные основы патриотических чувств (любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины).

Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно - патриотическом воспитании, в своей работе использую технологию проектной деятельности.  Это обусловлено тем, что проектирование позволяет обеспечить системность, ориентированность и результативность  работы.

        Идеи проектного обучения в России велись под руководством педагога Станислава Шацкого.  «Проект» в переводе означает взгляд, брошенный вперед.

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:

 по составу участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный);

по целевой установке; Типы проектов: творческие, игровые, информационно-практические, исследовательские, практико-ориентированные.

по тематике;

по срокам реализации: краткосрочные (от одного дня -до 1-2 недель), среднесрочные (от 2 недель- до 1 месяца) и долгосрочные (от 1 месяца- до полугода и дольше).

Суть проекта  заключается в модели  трех вопросов:

«Что мы знаем?»,

«Что мы хотим узнать?»,

«Что сделать, чтобы узнать?».

В соответствии с этим определяются и этапы проекта.

1 этап. Организационный (подготовительный).

Выявляем проблему через игровую ситуацию (опрос детей, родителей  по проблеме).

Определяем цель, задачи для реализации поставленной цели.

Мы приходим к поиску решения задач:

- намечаем определенный отрезок времени.

- определяются вид проекта, участники, условия реализации ( в рамках ДОУ , ДОУ и семьи);

- в каких источниках брать информацию;

-какое оборудование использовать;

 - изготавливаем пособия для проекта;

-продумываем практическую деятельность: конспекты занятий, мероприятий.

2 этап. Основной этап – выполнение проекта.

этап непосредственной реализации,предусматривает  реализацию проекта проведение запланированных мероприятий.

3 этап. Заключительный (результативный, рефлексивный).

Применение полученных знаний в разнообразных формах деятельности:

- организация выставок художественно – творческих работ, газет;

- изготовление лэпбуков;

-  презентация детско – родительского досугов, праздников.

  Метод проектов -  наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, так как отвечает возрастным особенностям этого возраста:

  1. дети 5-7 лет любознательны, стремятся  к самостоятельному поиску ответов на возникающие  вопросы.  
  2. наблюдательность - более дифференцированна  и долгосрочна,
  3. в возрасте 5-7 лет развиваются способности к началам анализа, самооценке;
  4. появляется стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми.

Согласно ФОП целевыми ориентирами в этом возрасте является воспитание человека, любящего свою Родину и имеющего представление о своей стране – России.

     Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».

«…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…»  Владимир Путин.

Патриотизм -это воспитание уважительного отношения к  защитникам Отечества,  осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны,  и общенародным праздникам (сохранение интереса к истории своей страны). Для реализации этих задач нами был разработан и внедрен  проект:«Этот славный день Победы!».

        Это  социально – творческий проект. Почему именно социально-творческий? Как известно, впечатления помогают лучше сформировать знания, увиденный и услышанный материал лучше усваивается.

Цель проекта. Сформировать у детей представления о Второй мировой войне, победе советских людей над фашизмом.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности «Полянка».

По продолжительности: среднесрочный 1 месяц.

В организационном этапе  нами были включены такие формы работы с детьми, как:

  • Анкетирование родителей на тему: «Память о Великой Отечественной войне». Блиц опрос детей «Что ты знаешь о дне победы?»

Подготовлены видео - презентации для дошкольников о войне и Дне Победы; подобран набор демонстрационного материла «Этот День Победы»; художественной литературы, репродукции картин военной тематики; сборники музыкальных произведений на военную тему.

       В основном этапе проекта организованы тематические занятия на тему: «Музыка войны». Где  я рассказывала детям  о композиторах военных песен. Чтобы поддержать интерес и любознательность в последующем проведена музыкальная викторина «Узнай военную песню».

   Ребята очень эмоционально восприняли  песню «Гвоздика» (муз. А. Чугайкиной), которая тронула их сердца. Они исполнили её в парке Победы.

       На музыкальных занятиях были разучены танцы «Катюша» (муз. Б.Блантера), «Если б не было войны» (муз.Марк Минков), «Казаки» (муз. б.Блантера) с оркестровым оформлением.

            Воспитатели через продуктивные виды деятельности  изготовили газеты, оформили   альбом  «Война в живописи», составили «Песенник» с фронтовыми  песнями. Так как дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально,  были организованы для детей просмотр презентаций, видеофильмов, чтение художественной литературы, слушание песен военных лет.

   К  участию в проекте были привлечены родители. Роздны буклеты «Знакомьте детей с историей Великой Отечественной войны», организованы совместное посещение музея, а также экскурсия к памятным местам боевой славы города Кропоткина.

Итогом социально – творческого проекта стало участие  ребят в акции МАДОУ ЦРР д\с№18 «Бесмертный полк».Это было очень значимое событие, ведь сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны очень важно для подрстающего поколения.

         А также на заключительном этапе  был проведен концерт «Никто не забыт, ничто не забыто».И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Патриотические чувства, правильно и вовремя сформированные, способны повлиять на мотивацию дальнейших поступков ребенка уже во взрослой жизни, такой человек не будет называться «Иваном, не помнящем родства», человеком «без рода, без племени» и будущее России наверняка будет в надёжных руках.

Вследствие этого нами была выбрана данная тема и принято решение в необходимости реализации познавательно – творческого проекта «От богатырей Руси до защитников Отечества» в старшей группе компенсирующей направленности «Полянка».

По продолжительности это был  краткосрочный проект.

На начальном этапе  была выявлена тема: «А если мы начнём вспоминать минувшие времена, то узнаем, что славилась русская земля мужественными и сильными людьми – богатырями. Что мы знаем о них? Были богатыри. Они воевали с врагами. Что мы хотим узнать? Узнать кто такие богатыри, как их звали, в какое время они жили, какие подвиги совершали, с кем они сражались, кого защищали, как называлась одежда и доспехи русских богатырей, и наконец, как стать богатырём?»

Поставлена  цель : развития патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами героев Древней Руси.

И задачи проекта:

– формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси;

– развивать детское творчество в продуктивных видах деятельности;

– познакомить детей с произведениями живописи русских художников: В.М. Васнецова, К.Н. Васильева;

– воспитывать эстетические чувства при знакомстве дошкольников с произведениями устного народного творчества, музыкальными произведениями;

– воспитывать любовь и уважение к защитникам нашей Родины.

       Совместно  с педагогами ДОУ изучили тематику проекта, подобрали демонстрационный материал,  необходимую литературу, в том числе и детскую, дидактические пособия,  музыкальный материал, подготовили предметно-пространственную среду (закупили мечи, щиты, лошадок, одежду богатырей, русских красавиц).

Чтобы заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддержать его
любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме в ходе реализации основного этапа данного проекта были проведены пвоспитателями беседы о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской, дети рассматривали репродукции картины Васнецова «Богатыри», читали им былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», были организованы творческие мастерские пластилинографии «Богатырь». Учитель-логопед  раскрыла перед детьми на понятном для них языке  игр: «Проложи путь богатырю», «Что нужно защитнику Отечества?»  Постепенный переход от сказки к «былинам», реалиям открывает дошкольникам огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес, осознанно заглянуть в прошлое своей страны и сделать для себя много открытий.

На музыкальных занятиях дети смотрели мультфильм «Три богатыря». Игралив игру «Помоги богатырю собраться в путь», где дети показывали атрибуты одежды богатырей.

 Дав детям возможность почувствовать причастность к истории нашего народа, слушали музыку «Богатырская наша сила» (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой),  Опередляли ее характер, тем самым . Я познакомила детей с музыкальным прризведением М.П. Мусоргского «Богатырские ворота», разучивали песни «Богатырская» муз. И сл. Н. Куликовой (поиграть решили мы в богатырей, кто захочет к нам в дружину подходи скорей. Эх, ребятушки, что ниговори — и сильны, и крепки, мы богатыри!»)хороводов слушание музыкальных пьес.

На заключительном этапе проекта продуктом проектной деятельности стало стало состаление летописи «Защитники земли Русской. От богатырей до наших дней» и музыкальное развлечение, посвященное 23 февраля «Богатырские забавы». Девочки показали красоту русского хоровода, мальчики свою силу в танце  «Русская рать» (муз. Ник.. Емелин).

Чтобы сделать образовательный процесс более интересным и увлекательным для ребят я использовала  информационно – компьютерную технология. технологию. За счет этого активизировался познавательный интерес к данной теме.

Ребята стали участниками тех давних событий, прожили жизнь былинных и реальных героев, осознали себя её частичкой. С Ильей Муромцем показали удаль на богатырских скачках, Алешей Поповичем — разгадали загадки о богатырских доспехах и участвовали в конкурсе русских плясунов, а с Добрыней Никитичем устроили богатрские толкалища.

Они испытали чувство гордости, когда пели песню «Шли солдаты на войну» (сл. и муз. Л. Мочаловой):

«Пой,живи Россия и под небом синим расцветай любимый край дорогой.

  Нет на свете краше,чем Россия наша и другой сторонки нету такой!»

 В результате «Богатырская тема» стала понятна и интересна детям.  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе...

  Моя  работа с детьми строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. 

 То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

Практика показывает, что метод проектов или технология проектной деятельности актуальна и очень эффективна в работе со старшими дошкольниками.

  • Реализуется целенаправленная, систематическая деятельность педагогов.
  • Внедрение технологии проектирования в практику, помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями.
  • Проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.Живой диалог среди увлечённых людей одним делом – безусловная составляющая успеха.
  • Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями. Формирование у детей способности при поддержке взрослых и самостоятельно выделять проблемы.
  • Технология проектирования даёт возможность педагогам самосовершенствоваться в работе.

 Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР «Использование проектного метода в творческом и интеллектуально-познавательном развитии дошкольника».

СЕМИНАР«Использование проектного метода в творческом и интеллектуально-познавательном развитии дошкольника»....

Региональный компонент в системе нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому св...

«Особенности применения проектного метода в системе духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

ull;Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые...

Региональный компонент в системе нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств....

Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников

В процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Сегодняшние дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения, относятся к ним с «насмешкой» и неуваж...

публикация статьи "Использование интерактивных методов и приемов в речевом развитии старших дошкольников"

Использование интерактивных методов и приемов в речевом развитии дошкольников...

Методическая разработка "Система духовно-нравственного воспитания старших дошкольников"

Структурными компонентами духовно-нравственного воспитания как системы являются цель и задачи; содержание; взаимодействие участников воспитательного процесса — воспитателя и воспитанников; управ...